slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Как Николая Угодника превратили в Санта-Клауса

Почти всё, чего касается копытце американского золотого тельца, тут же, как известно, превращается в доходный торговый бренд. Вот и несколько популярных ныне международных рождественских символов появились на свет в США — их творцами, понятно, были господа бизнесмены.
Один из самых почитаемых на Руси святых — святитель Николай Угодник, как известно, родился неподалеку от города Миры Ликийские, который находился на территории современной Турции. Из жития этого святого известно, что однажды он спас от позора одного обнищавшего отца и его трёх дочерей. Согласно легенде, распространенной на Западе, мешочки с золотом он бросал не через окно, а в дымоходную трубу дома. Монеты попали точно в чулки, сушившиеся у очага. Отсюда-то и пошел европейский (а впоследствии, и американский) обычай в ночь перед Рождеством ставить к дверям башмаки или вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них подарок. Так сложилось, что в эпоху Возрождения святитель Николай Угодник стал одним из самых популярных святых Западной Европы.
Однако свое американское имя — Санта-Клаус — он получил благодаря выходцам из Нидерландов, которые называли его Синтер Клаас. Имидж современного Санта-Клауса, как благодушного толстячка-бодрячка с белой бородой, в короткой красно-белой куртке — насколько же этот образ отличен от прекрасного лика святителя Николая, взирающего на нас с православных икон! — был создан в Соединенных Штатах. Сохранилась даже поздравительная карточка с его изображением, посланная в 1885 году. Статья, опубликованная в газете New York Times в 1927 году, описывает Санта-Клауса как «фигуру внушительного роста и веса, с белой бородой, в красных одеждах. Он несёт мешок с подарками. Неотъемлемой частью его имиджа являются алые щеки и нос, а также пушистые брови».
В 1931 году компания Coca-Cola наняла актера, который изображал Санту (так фамильярно, запанибрата американцы именуют святителя Николая), потребляющего… «колу»! Его изображения стали настолько популярными, что Coca-Cola тут же присвоила себе славу создателя этого имиджа. С тех пор под каждое Рождество фирма крутит на телевидении всех стран, где это только возможно, рекламные ролики с изображением этого благодушного толстячка с белой бородой. С некоторых пор не стала исключением и Россия, в которой до этого функцию главного новогоднего персонажа успешно исполнял наш сказочный Дед Мороз, но никак не один из самых почитаемых в христианстве святых!
Считается, что Санта-Клаус передвигается на санях, в которые запряжены восемь северных оленей. Самым известным из них является олень по имени Рудольф, который тоже появился на свет в результате рекламной акции. Имена северных оленей, которыми управляет Санта-Клаус, долгое время не были известны широкой общественности. Впервые этот «серьезнейший пробел» был заполнен в 1823 году, когда была написана песенка «Ночь перед Рождеством». В ней Санта обращается к своим оленям, называя их по именам. Однако эти имена ничего не говорят американским детям, которые, тем не менее, прекрасно знают оленя Рудольфа.
Рудольф появился на свет в 1939 году, когда один из крупных универмагов Чикаго — Montgomery Ward — готовился к проведению рождественской рекламной акции. Тогда всем покупателям было решено дарить красочные буклеты с забавными историями и рекламой универмага. Копирайтер Роберт Мэй получил задание создать текст соответствующего содержания. Мэй и придумал оленя Рудольфа, у которого был большой, красный, светящийся нос, из-за которого его сторонились другие олени. Однако однажды Рудольф якобы помог Санта-Клаусу найти дорогу в темноте, что позволило вовремя доставить детям подарки и спасти Рождество.
Консерваторы в США выступают в защиту Рождества, считая его одним из столпов западной цивилизации и американского государства. В свою очередь, либералы выступают против «выпячивания» Рождества, утверждая, что таким образом нарушается фундаментальный принцип отделения церкви от государства. Суть идеологии либералов заключается в следующем: США сильны именно по причине отсутствия единых для всех культурных и религиозных ценностей. Американцы не нуждаются в единой культурной идентичности. Благодаря этому действует американская система ценностей, где индивидуальное равноправие диктует невозможность вмешательства в жизнь другого человека, имеющего право на свою собственную судьбу.
В 1984 году Верховный суд США вынес вердикт, который ныне определяет правила украшения общественных зданий. К примеру, допустимы картины и композиции, изображающие сцены Рождества Христова, ёлки, изображения Санта-Клауса и пр. Однако они должны быть дополнены либо светскими символами зимних праздников, либо упоминаниями… других религий.

Подготовил Алексей ЧЕВЕРДА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: