slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Как нам обустроитьт Камчатский полуостров

КРАЙ НАШЕНСКИЙ!

Территория — порядка 700 тысяч квадрат-ных километров. Население — неполные 400 тысяч человек, из которых около двух третей проживают в Петропавловской агломерации (города Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск и их пригороды). Основа экономики — добыча и переработка рыбы и морепродуктов. Небольшая доля (около 10%) — горнодобывающая отрасль. Совсем чуть-чуть — лесообработка и нечто похожее на туризм.

 Года два назад была какая-никакая обрабатывающая промышленность (судоремонт), но сейчас два последних судоремонтных завода Камчатки на грани закрытия и отнюдь не по причине кризиса. Пассажирское сообщение полуострова с материком, а также краевого центра с удалёнными районами края — только воздухом, притом что большая часть населённых пунктов края находятся на побережье, а порт Петропавловска имеет круглогодичную доступность. Энергетика на 80% — на привозных нефтепродуктах (мазут и солярка), хотя регион имеет самый большой в мире потенциал геотермальной энергии, о необходимости использования которого умные люди говорят уже лет пятьдесят, но который до сих пор не покрывает и 5% энергопотребления полуострова. В результате Камчатка славится самой дорогой в мире электроэнергией, себестоимость которой в некоторых районах доходит до 16 рублей за киловатт в час.
  Что же можно сделать прямо сейчас? Приведу три примера. Во-первых, возобновить пассажирское морское сообщение (как внутреннее, так и внешнее), свёрнутое ещё в 1980-е годы, в светлые советские времена. Тогда КПСС предложила выделить дополнительные деньги на  то, чтобы сделать авиацию для камчадалов дешёвым видом транспорта. В 1985 году авиабилет Петропавловск-Камчатский — Оссора (который сейчас стоит около 9 тысяч рублей) стоил, как проезд по Петропавловску на такси. Естественно, при таких тарифах болтаться по нескольку дней в ржавых посудинах по волнам Тихого океана казалось бессмысленным. Сейчас же это очень сильно разрядило бы социально-экономическую ситуацию в регионе, так как снизило бы стоимость поездки на материк раз в пять. И больших затрат это не требует. Покупка одного пассажирского судна (а для начала достаточно и одного) — вполне подъёмная сумма для одной из крупных рыболовецких компаний полуострова (таких как ЗАО «Акрос», ОАО «Океанрыбфлот» или «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина»). Доказательство тому — ряды новёхоньких плавбаз зарубежного производства у их пирсов. В случае наличия минимального режима благоприятствования и толчка с нужной стороны должно быть несложно убедить их руководство основать это направление как неосновной вид деятельности. А спрос на него будет. Это можно гарантировать. Пример второй. Начав подтягивать друг к другу мелкие независимые энергокомпании полуострова (КамГЭК, эксплуатирующую одну из районных ГЭС, Камчатбургеотермию, обслуживающую термальные скважины на юге Елизовского района, и другие), заручившись поддержкой всё тех же рыболовецких компаний и других коммерсантов полуострова, возможно, при поддержке внешнего инвестора, начать активно развивать геотермальную энергетику на полуострове с целью ненавязчиво выжать с энергетического рынка регионального монополиста — ОАО «Камчатскэнерго» и перехватить имеющиеся у неё во владении Мутновскую и Паужетскую ГеоЭС, которые на сегодняшний день не экономят деньги потребителей, так как принадлежат в конечном счёте всё тому же Чубайсу. Всё это позволит, в случае успеха, во-первых, снизить стоимость энергии на Камчатке в несколько раз, получить энергетическую независимость полуострова от материка и, что очень важно, пересесть на возобновляемый и экологически стопроцентно безопасный источник энергии, хоть и не самый дешёвый из возможных. И третий пример. Немного с уклоном в «инновационную экономику», но всё же. Я предлагал запустить на Камчатке строительство струннотранспортной магистрали Юницкого по маршруту Петропавловск-Камчатский — Мильково — Ключи — Оссора — Тиличики. Короче, трасса общей протяжённостью около 1200 километров. На сегодняшний день наземное сообщение краевого центра с Ключами — только сезонное. Пассажирское с Оссорой и Тиличиками — только воздухом. При этом транспорт Юницкого в строительстве дешевле автомобильной дороги и способен работать в любых ландшафтно-климатических условиях. По стоимости эксплуатации в несколько раз дешевле авиации, а по скорости сравним с ней. При этом сама система юнибуса на сегодняшний день практически отработана и готова к промышленному использованию. Даже где-то в Амурской области вроде как намереваются строить первую магистраль для доставки руды из труднодоступных шахт. Финансировать проект по моей задумке должно было ЗАО «Корякгеолдобыча» (ещё недавно крупнейший в России добытчик платины — до 60% российской добычи), а также другие горнодобывающие компании края, ведущие добычу в Олюторском районе Камчатки, центром которого и являются Тиличики. Учитывая то, какие деньги они тратят на переброску на север персонала (а они арендуют целые авиарейсы), этот проект был бы для них вполне рентабельным. К несчастью, этой осенью большая часть горнодобывающих компаний (включая КГД) объявили о консервации рудников. Добывать платину стало невыгодно из-за падения цен на сырьё. Как ситуация будет развиваться теперь, я не знаю.

Виталий ХОВАНОВ.
Собор Русского Народа.
Петропавловск-Камчатский.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: