slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

к II форуму национальных сообществ северного кавказа

У посетивших Дагестан и КБР корреспондентов СОБОРА РУССКОГО НАРОДА сложилось впечатление апокалипсиса и грани новой кавказской войны.
Вспоминаются слова покойного А.Венгеровского, в последнее время советника директора Службы внешней разведки, человека, впустую словами не бросавшегося: «Слишком многие заинтересованы, чтобы в стране не было спокойствия».
Представители разных этнических сообществ, разных социальных групп говорят об одном. Русские должны стать на кавказских территориях ведущими администраторами, должны возглавить административные структуры. В нынешней ситуации только они способны найти выход из того тупика, в который привели в последние 20 лет местные феодальные кланы, раздирающие национальные республики Северного Кавказа.

Национальная энергия

В нашей стране к теме межнациональных отношений традиционно относятся с большой осторожностью, боясь одним неудачным словом сломать с трудом установившийся баланс интересов многочисленных этносов. В общем, это правильно, ибо попытки натравить одни народы на другие предпринимаются и изнутри страны, и внешними силами просто-таки с завидной регулярностью. Однако, с другой стороны, и замалчивание взрывоопасной темы — это тоже не выход и не решение вопроса, потому что в таком случае люди не понимают природы конфликтов, а значит, не видят их движущих сил и методов, способных разрядить обстановку.
Словосочетание «нацио-нальная энергия» в России тоже применяется редко, ибо у нас ещё с конца XIX века принято считать, что «социальная энергия» намного превосходит по мощности «национальную энергию». И только оказавшись на Северном Кавказе, сразу же понимаешь, что это совсем не так. Здесь национальная энергия — это прямо-таки зримый образ, висящий в воздухе. Не заметить его просто нельзя. Ну а если есть национальная энергия, то (продолжая электрические аналогии) обязательно должно быть и межнациональное напряжение.
Впрочем, давайте сначала определимся с терминами. В России народы традиционно принято называть нациями, хотя это не совсем правильный термин. Нация в России одна — она включает в себя много самобытных этносов и объединена наличием единого российского гражданства, а также общностью истории, русским языком как языком межэтнического общения и примерно общим пониманием целей и вектора развития единой страны. Разумеется, и в этих вопросах у разных этносов могут быть свои взгляды и отклонения от общей линии, но в целом всё-таки объединяющих факторов здесь больше, чем разъединяющих.
А вот этносов в России много — всего около 160. Этнос — это сообщество людей, связанных между собой кровным родством, говорящих на одном языке, имеющих общую историю и близкий менталитет. При этом этносы бывают как микроскопическими, исчисляющимися сотнями человек, так и громадными, исчисляющимися десятками или даже сотнями миллионов. В этом собрании этносов в каждой стране обязательно следует выделять государствообразующий, т.е. такой народ, который создал и способен поддерживать единое государство и без которого государство неминуемо развалится. В общем понятно, что в России таким государствообразующим этносом являются русские, хотя это вопреки всякому здравому смыслу до сих пор не признано на уровне Конституции. Впрочем, независимо от признания или непризнания этого факта на официальном уровне, он реально действует, и большинство людей это понимают.
Теперь, когда мы определились с терминами, самое время вернуться на Северный Кавказ и поговорить о той самой национальной энергии, которая рассеяна здесь в каждой молекуле местного воздуха.
Скоротечный визит нашей журналистской группы в Кабардино-Балкарию происходил по приглашению представителей балкарской и русской этнических групп. Из 860-тысячного населения Кабардино-Балкарии примерно 490 тысяч составляют кабардинцы, 193 тысячи — русские и 109 тысяч — балкарцы. Здесь живёт и множество других этнических групп (14 тысяч турок, 9 тысяч осетин, по 5 тысяч армян и украинцев, 4 тысячи корейцев и более мелкие), но основные этносы — кабардинцы, балкарцы и русские. Нас связывает непростая история: война с кабардинцами, адыгами и черкесами началась в 1763 году в момент начала строительства крепости Моздок и продолжалась с перерывами 101 год — до 1864 года, когда все эти территории были окончательно присоединены к России. А вот балкарцы с русскими никогда не воевали. Эта история, разумеется, тоже накладывает отпечаток на сегодняшние межэтнические отношения и напряжения, но, конечно, только второстепенное. Основной же конфликт связан с традиционным доминированием в республике кабардинцев как в численном отношении, так и по степени представленности в органах власти и по степени агрессивности.
Абсолютно все, с кем мы встречались в республике, отмечают не просто доминирование, а силовое доминирование кабардинцев и склонность навязывать своё мнение силой.
Сейчас в России активно обсуждается тема отмена выборности руководителей регионов, в первую очередь на Кавказе. Побывав в Кабардино-Балкарии, начинаешь понимать, насколько правильно это решение. Скажем, в нынешней ситуации, в такой республике, как Кабардино-Балкария, в случае выборов всегда власть будет сосредоточена в руках кабардинцев в ущерб балкарцам и русским, всегда все органы власти (полиция, суд, прокуратура, законодательное собрание и др.) будут формироваться преимущественно из кабардинцев, и, соответственно, кабардинцы будут всегда находиться в привилегированном положении. Впрочем, то же самое можно сказать и в отношении любых других республик Северного Кавказа, кроме моноэтнической Чечни, Ингушетии. Сразу становится понятно, почему сразу после крушения СССР все т.н. сдвоенные республики попытались разделится: Чечено-Ингушская на Чечню и Ингушетию, осетино-ингушские районы — соответственно присоединиться к Ингушетии и Осетии, а там, где этого не удалось (в первую очередь Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия), наблюдается постоянно межэтническое напряжение.
Ещё один фактор просто невозможно не заметить, посетив Северный Кавказ даже на несколько дней: если малые этносы здесь объединены в железный кулак, то русские — совершенно раздроблены, атомизированы и, соответственно, совершенно беспомощны. Каждый — сам за себя...
С другой стороны, в межэтнических противоречиях все этнические группы неизменно обращаются к русским, как к третейскому судье. Конечно, не к тем запуганным и раздробленным русским, что живут рядом с ними, а к русскому федеральному центру. Все представители балкарцев и других народов в Кабардино-Балкарии (например, мы подробно говорили на эту тему с местным турком) считают, что Кабардино-Балкарии нужен русский глава республики, иначе через 10 лет жить здесь никому, кроме кабардинцев, будет просто физически невозможно.
Балкарская женщина нам сказала: русским хоть есть куда бежать, в случае чего они уедут в Россию, а куда бежать нам? В России мы — «лица кавказской национальности», а здесь мы — угнетённое и третируемое меньшинство.
Ну и, конечно, всё это базируется на чисто кавказском насилии. Мы не могли проверить эти высказывания, но балкарцы, турки, русские единодушно говорили, что в республике постоянно происходят акты межэтнического насилия, в ходе которых от 2000 до 2500 человек убито. Соответственно понятен страх любого человека, не относящегося к кабардинскому этносу.
Как рассказывал нам турок (лицо нейтральное в кабардино-балкарском споре!), почти вся полиция укомплектована кабардинцами, которые почти всегда принимают сторону своих соплеменников в случае любого межэтнического конфликта. Многие кабардинцы совершенно безнаказанно возят в машине и носят с собой оружие, не боясь проверки полиции, а другие этносы такой возможности лишены. Местное ГИБДД штрафует в основном не кабардинцев, а если останавливают случайно кабардинцев, то те выскакивают из машины и по-кабардински кричат полиции: «Ты кого остановил?» — и их сразу отпускают. В местном университете обучение зачастую ведётся на кабардинском языке, который все остальные этносы не понимают.
Впрочем, я думаю, дело не в особо зловредном характере кабардинцев, а в чисто кавказском правиле: если нас большинство — мы правим и делаем, что хотим.
В общем, повторим ещё раз, межэтническое напряжение здесь буквально висит в воздухе, как туман, которым был окутан Нальчик во время нашего скоротечного визита.
Разумеется, всё это подогревается безобразным экономическим положением, когда большинство предприятий не работает, безработица просто огромная (особенно среди молодёжи), а зарплаты многих категорий населения просто ничтожны. Соответственно, такое межэтническое напряжение постепенно убивает остатки туристической отрасли, которая раньше кормила республику. Кто же поедет смотреть красоты Кавказа, если в любой момент тебя за один косой взгляд могут избить до полусмерти или вообще убить, а помощи от местной полиции, скорее всего, не дождёшься?
И, наконец, надо сказать, что же делать в такой ситуации, если конечно, не уподобляться страусу и не засовывать голову в песок, не желая видеть проблемы.
1. Надо проводить курс на ликвидацию национальных республик. За это в последнее время публично выступали многие политические деятели, общественные организации, эксперты, ученые.
Всех проблем этим не решить, но, во-первых, снижается опасность сецессии (отделения от России) и самоопределения данной республики. Во-вторых, в крае гораздо легче поставить губернатором русского, который будет выполнять роль третейского судьи и не допустит превращения органов власти в моноэтнические образования, поддерживающие только своих соплеменников.
2. Только назначение губернаторов и никакого избрания, и желательно назначать губернатором русского, который будет выполнять роль балансира и третейского судьи в межэтнических спорах. Губернатор должен приходить в республику со своей командой управленцев — не из местных, — которые не связаны с местными кланами и не включены в местные разборки. Конечно, местные кадры тоже нужно набирать, но костяк команды должен быть из России и русским.
3. Форсировать экономическое развитие регионов Кавказа. Эта задача ставилась и Хлопонину, но он один проконтролировать ситуацию не может. Пока все деньги, которые выделяются на экономическое развитие Кавказа (а выделяется очень много!!!), большей частью банально разворовываются. Решить эту проблему смогут только русские губернаторы со своими командами. Тогда и снизится межэтническое напряжение на самом Кавказе, и Кавказ не будет выбрасывать в Россию агрессивную молодёжь, которая переносит межэтническое напряжение с Кавказа в Россию.
4. Дальнейшее усиление антитеррористической и антиэкстремистской активности спецслужб. В этой области уже и сейчас всё совсем неплохо — соответствующие Центры «Т» и «Э» действуют достаточно активно, как нам рассказывали, и довольно эффективно. Но и успокаиваться на достигнутом не следует.
5. Принимать меры к этнической консолидации русского населения Кавказа, и в первую очередь казачества, которое только тогда будет играть на Кавказе роль стабилизирующей силы, когда превратится в такой же сомкнутый кулак, какой представляют собой местные этносы. В противном случае через 10 лет на Северном Кавказе вообще не останется русских, а без русских и управлять, и развивать экономически Кавказ будет во сто крат труднее.
Еще в 2010 году Форум национальных сообществ СКФО, в котором участвовали представители кумыкских, ногайских, балкарских, славянских, русских (казачьих) общественных организаций обратился к руководству страны с предложениями по данному вопросу. В настоящее время вопрос достиг своего апогея. Дальше медлить нельзя.
Побывав на Северном Кавказе, сразу понимаешь, что те межэтнические столкновения, которые периодически возникают в России и, в частности, в Москве, — это просто детские игры по сравнению с тем, что имеет место на Кавказе. Но если мы все вместе с государственными структурами не разрядим межэтническое напряжение на Северном Кавказе, то та самая национальная, или этническая энергия выплеснется за границы Кавказа и взорвёт уже не только Кавказа, но и всю Россию.

Дмитрий ТЕРЕХОВ.
УЖ РЕЛЬСЫ КОНЧИЛИСЬ,
А СТАНЦИИ ВСЁ НЕТ!

Прочитав в Интернете довольно убедительный текст про то, что большая часть «итальянской» обуви, продаваемой в России, изготовлена в Дагестане, я ещё больше зауважал сапожников моей республики. И совершенно не удивлюсь, если вдруг окажется, что и большая часть «аргентинского» мяса, ввозимого в Россию, на самом деле тоже с наших родных гор. Если водочные заводы то и дело прокалываются на лжеэкспорте (по бумагам водка вывозится в дальние страны, а на самом деле продается в Центральной России!), почему подобные же фокусы с неучтенным Москвой мясом не могут себе позволить скотоводы Дагестана?!
Из страшно далёкой Арген-тины умнее экспортиро-вать не мясо, а опыт политической стабилизации… Этой стране достаточно было всего лишь избрать президентом одного честного губернатора, который в пору жуткого финансового кризиса не дал подчиненным разворовать доходы от добычи нефти – и вся Аргентина зажила не хуже той провинции, которую возглавлял губернатор Киршнер.
В Дагестане сегодня культура дебатов не выше, чем в США XIX века. Хамства и высокомерия пруд пруди. Прав чаще всего оказывается тот, кто стреляет первым.
На массовом уровне отсутствует понимание, что на большой дороге жизни мы можем обеспечить безопасность свою и своих ближних, лишь соблюдая общие для всех правила. Но никто этим правилам всерьёз не следует, надеясь, что «возможны варианты». А в результате всеобщего взаимного недоверия мы постоянно напряжены, не ожидая ничего хорошего от окружающих нас людей.
Так чего нам ждать от нового главы Дагестана Рамазана Абдулатипова?! Ну, произнёс он многозначительную фразу «Пора перестать жить за счёт рязанского мужика»!
А дальше-то что?! За счёт рязанского мужика в России живёт слишком много людей, и напоминание о том, что пора перестать быть паразитами, может помешать почтеннейшему г-ну Абдулатипову избавиться от приставки к своему титулу «и.о.». Великое ему спасибо уже за то, что он без всяких деклараций прекратил торговлю должностями. И ещё за то, что принёс извинения жителям Астрахани, где юные придурки из Дагестана погасили Вечный огонь.
Он, разумеется, не волшебник. И сможет что-то изменить к лучшему, лишь когда мы ему поможем.
Странным образом к возвращению Абдулатипова в Махачкалу оказались приурочены избиение «неизвестными» лидера кумыкской общины и пикет чеченцев Новолакского района с требованием немедленного переселения всех лакцев на новые места и возвращения району его давнего названия Ауховский.
Еще в годы Второй мировой войны, наличие значительного количества исламских и клановых авторитетов, сделавших ставку на оккупацию вермахтом территории Северного Кавказа, вывело вахнахский этнос из правового поля России. Известно, что большая часть руководящего состава Чечено-Ингушской АССР в 1941 году поддержала гитлеровскую Германию и что из-за повального дезертирства в апреле 1942 г. был даже отменен набор в армию жителей ЧИАССР.
В 1944 году войска НКВД вывезли в Казахстан не только всю Чечено-Ингушскую республику, но и чеченцев, населявших Ауховский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Кизилюртовский районы Дагестана. А заодно на равнину переселили и часть лакцев с аварцами. А когда в 1957 году вайнахам разрешили вернуться на историческую родину, чеченцев власть не пустила в их родные сёла. Хотя бывшие горцы вовсе не цеплялись за чужие дома.
За прошедшие годы лакцы, которых по переписи 2002 года в России осталось 150 тысяч человек, дали стране космонавта Мусу Манарова, проработавшего в космосе 365 суток, Героя Советского Союза великого лётчика Ахмет-Хана Султана, композитора Мурада Кажлаева, произведения которого исполняют лучшие оркестры мира… И уже двадцать лет как нет государства, не пожелавшего хотя бы извиниться за репрессии в отношении целого народа. А обиды живут и всё больше переносятся с исчезнувшего государства на соседей, которые живут в доме твоих предков, хозяйничают на их земле.
Пикетчикам хорошо известно, что программа переселения лакцев тянется с 1993 года и затянулась совсем не по вине лакцев, не испытывающих восторга от необходимости переселяться в солончаки, в лишённые канализации дома с фундаментами высотой 25 сантиметров. Мои соплеменники вместе с аварцами, принудительно переселенные советской властью в 1944 году на земли репрессированных чеченцев, сегодня вынуждены в очередной раз переселяться туда, куда «приказано ехать». То, что там ничего не вырастить на сплошной соли, – совершенно не волнует господ, хорошо попользовавшихся бюджетными деньгами, выделенными государством для переселенцев и снабдивших свои громадные особняки роскошной импортной сантехникой. Ну, как бороться с «отцами нации», пустившими деньги, предназначенные для укрепления береговой полосы каспийского побережья на строительство собственных дворцов?! (Цитирую выступление бывшего главы Комитета по безопасности Госдумы В. Васильева в телепрограмме «Народ хочет знать»!)
И всё же я очень надеюсь, что у закаленного бойца Абдулатипова хватит решимости для борьбы с нездоровой агрессией, в 1993 году сокрушившей толерантнейший в истории человечества парламент, где он был первым заместителем у чеченца Хасбулатова.
О трагической судьбе Верховного Совета России необходимо напоминать снова и снова тем политическим спекулянтам, что привыкли болтать о «русском фашизме», не желая признавать, что русские — терпеливейший народ на Земле.
Политика, как известно, «искусство возможного». Но наши горе-политики чаще всего объявляют невозможным даже простейшие вещи. Рядовые граждане, как правило, более бесхитростны и тактичны.
Когда Басаев и Хаттаб полезли в Дагестан и ополченцы-лакцы Новолакского района, без всякого приказа встали у них на пути с оружием в руках, то после окончания боёв нас похвалили за помощь властям. В очередной раз припомнив дурацкую «шутку» — «От Курил и до Карпат еврей и лакец сват и брат!». (Якобы с моими соплеменниками-лакцами ни одна нация не сравнится в хитрости!) И тут же забыли про давнее обещание вернуть лакцев на прежние места обитания.
23 июля 1991 года III съезд народных депутатов Дагестанской АССР принял решение «О восстановлении Ауховского района», и переселении лакского населения Новолакского района на новое место жительства. Время шло. Новые дома на новом месте кто-то заселял, а чеченцам возвратили в шесть раз меньше домов, чем было выстроено на новом месте.
Неминуемо возник вопрос – кто нагрел руки на деньгах, выделенных государством для переселения?!
Лакцы-переселенцы давно и безуспешно просят выдать им деньги на руки, чтобы они сами построили бы свои дома так, как считают нужным. Но их «не слышат». Чтобы не лишиться возможности и дальше «пилить бюджет». За годы топтания на месте перед не самой сложной из проблем выросли дети. У них появились свои дети. Они пополняют очередь на жильё.
А про то, что кто-то компенсирует им имущество, украденное бандитами Басаева, все забыли.
Ещё сложнее ситуация на той территории, что была передана Казбековскому району. Руководство Казбековского района предложило руководству республики ограничиться возвратом чеченцев на территорию Новолакского района.
Иначе как провоцированием межнациональных конфликтов это не назовёшь.
Годы идут. Граждане, не имеющие возможности вернуться на землю своих предков, регулярно пишут обращения в правительство республики. Правительство столь же регулярно не отвечает на жалобы.
Куда торопиться, если можно и дальше «пилить» деньги, не предназначенные для кармана чиновника?!
Глядишь, кап-кап, да и накапает на избирательную кампанию, в финале которой доступ к ещё большим деньгам.
Правильно написал когда-то нобелевский лауреат Иосиф Бродский: «Жизнь продолжается при Билле, как при любом другом дебиле!»
А то, что «спортивная злость» однажды может принять «неспортивные формы», разве может заботить чиновника?!
Неспособность россиян с уважением относиться к другому человеку, постоянную готовность отразить любое (даже кажущееся!) нападение порой пытаются оправдать тем, что чересчур долго человек в Империи был собственность великого князя да Раб Божий. А потому и не смогла прижиться римская концепция государства как морального организма, призванного обеспечивать общее благо граждан, а не просто создавать условия для обогащения и бесконтрольного владычества.
Но за двадцать лет «регулируемой демократии» «Третий Рим» не сделал ничего, чтобы поучиться у «того самого Рима».
Объяснения, что якобы экономика у нас больна потому, что климат холодный, игнорируют красноречивую подробность. США тратят на кондиционирование больше энергии, чем Россия на отопление. А бензин и электроэнергия у них дешевле, чем у нас!
И земли, вполне пригодной для отнюдь не рискованного земледелия, у нас много больше, чем у европейских стран, где мы годами тупо покупаем и покупаем то, что вполне способны вырастить сами.
Красивые слова Абдулатипов уже произнес. Теперь, очевидно, настала пора красивых жестов.
Стоило бы подумать над примером Жака Ширака, предпочитавшего пиво вину и искренне радовавшегося возможности прилюдно потрепать по холке корову и отведать рекордное количество закусок, произведенных в регионах… Нынешний президент Франции Олланд 23 февраля на очередном Международном сельскохозяйственном салоне в Париже не только отведал вина, сыров и шашлыка из ягненка, но и взял быка за рога.
Вот бы и Абдулатипову взять за рога быковатых чиновников!

Мамма МАММАЕВ, общественный деятель,
 
Дагестан.Не стоит строить иллюзий

Рамазан Абдулатипов — очень осторожный политик. Однако фигура мне не представляется оптимальной. Есть десятки причин, которые привели к такому выводу. В первую очередь сам по себе Абдулатипов — неплохой человек и как учёный тоже сформировался.
Но у Дагестана есть своя специфика. Мне представляется, что Абдулатипов так и не разобрался в этой специфике, и по большому счёту он в этом не виноват.
Когда человек в течение долгого времени живёт за пределами Дагестана и приезжает на каникулы или в отпуск, когда человек всё время занят научной работой, когда человек всё время руководит определёнными общеобразовательными структурами, быть полностью в курсе того, что творится в Дагестане, невозможно.
Дагестану нужны более жёсткие, прагматичные, более принципиальные руководители. А у Абдулатипова до настоящего времени жёсткость не проявлялась.
Да, многие считают, что выбор пал на Абдулатипова, поскольку он находится вне дагестанских кланов и нейтрален по отношению к ним. Но это тоже очередной миф. Потому что в Дагестане любой человек хоть как-то вовлечен в эти кланы.
Даже такой человек, который находится за пределами Дагестана, но который в определённой мере интересуется тем, что здесь творится, который занят аналитической работой, каковой занимался Абдулатипов, он вовлечён в эти клановые структуры. У него есть своё ближайшее окружение, у него есть свои информаторы. Он вовлечён в эти дела. Внеклановым может быть только тот человек, который даже не жил в Дагестане, который там не родился, который не имеет понятия, что это такое.
Внеклановым может быть какой-нибудь москвич, допустим, не дагестанской национальности. Или американец, или ещё кто-то. Они как раз-таки не вовлечены в эти межклановые отношения. А Абдулатипов вовлечён, и ещё как вовлечён.
Если говорить о том, какие ключевые проблемы Дагестана Абдулатипову будет сложнее всего решить, то сложнее всего ему будет сломать ту систему, которая тут наличествует, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
Сложнее всего ему будет бороться с коррупцией, с непрофессионализмом. Сложнее всего ему будет переубедить силовые структуры, чтобы они действовали в рамках закона.

Ахмеднаби АХМЕДНАБИЕВ, заместитель главного редактора еженедельника «Новое дело».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: