slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Историческое заблуждение Академии Генштаба

kirilenko germanВ истории нашего государства было три Академии Генерального штаба (АГШ):
Императорская — Николаевская (1832—1922 гг.),
Рабоче-крестьянской Красной армии (1918—1921 гг.)
и Вооружённых сил СССР—РФ (1936—н/в).
Имея идентичное название, они существенно отличались друг от друга по составу и своим задачам.
 
Императорская — Николаевская академия Генерального штаба (1832—1922 гг.)
К началу XIX века в ряде стран Европы, в том числе и в России, военная наука стала выделяться в особую отрасль знаний.
В 1832 году в Петербурге была открыта Императорская военная академия (с 1855 г. – Николаевская академия Генерального штаба). В неё принимались младшие офицеры со средним общим образованием, прослужившие не менее двух лет, которые выпускались из академии на должности командиров рот, батальонов. Например, будущий маршал Б.М. Шапошников, окончивший Николаевскую академию в 1910 году, был назначен командиром роты Самаркандского гарнизона.
После Октябрьской революции 1917 г. до марта 1918 года академия оставалась в Петрограде, а в апреле-мае была вывезена в Екатеринбург. Несмотря на начало Гражданской войны в России, Николаевская АГШ в течение полугода сохраняла нейтралитет.
В конце июня 1918 г. с приближением колчаковцев академия по приказу командующего Восточным фронтом И.И. Вацетиса в срочном порядке была эвакуирована в Казань, так как в Екатеринбурге становилось неспокойно и соблюдать нейтралитет было всё труднее.
4 августа И. Вацетис прибыл в Казань и, выступая перед слушателями АГШ, призвал их включиться в боевую деятельность Красной армии против белогвардейцев. Весь постоянный состав и подавляющее большинство слушателей отказались. Возмущённый И. Вацетис объявил о роспуске академии и сообщил об этом в Москву.
После взятия Казани белыми 5 августа 1918 г. преподаватели и слушатели Академии Генерального штаба перешли на их сторону, сохранив название своей академии – Николаевская.
Решением теперь уже колчаковского командования из Казани академия была переброшена в Томск, а в октябре 1919 г. в район г. Владивостока на остров Русский. Там она была размещена в казармах 3-го Сибирского стрелкового полка.
В период с 1919 по 1921 г. академия произвела три выпуска офицеров. Последний в количестве 35 человек состоялся в конце 1921 года. В октябре 1922 г. оставшийся личный состав академии вместе с библиотекой и другими учебными материалами убыл во Францию. Там Николаевская Академия Генерального штаба Российской империи прекратила своё существование.
В истории Российского государства и его Вооружённых сил Николаевская академия Генерального штаба оставила заметный след. За период с 1832 года по 1922 квалифицированную подготовку в ней прошли около 5 тысяч офицеров русской армии. Подготовив, главным образом, командиров и работников штабов для пехотных и кавалерийских частей и соединений, Николаевская академия Генерального штаба как высшее военно-учебное заведение функционировала в составе ВС Российской империи без малого сотню лет.
После революции 1917 г. её выпускники оказались по разные стороны баррикад. Некоторые из них — М.Д. Бонч-Бруевич, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, А.И. Корк, Б.М. Шапошников — стали активными участниками создания Красной армии. Однако большая часть выпускников АГШ — М.В. Алексеев, П.Н. Врангель, А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич и другие — явились организаторами и руководителями Белого движения.
 
Академия Генерального штаба РККА (1918—1921 гг.)
Попытка эволюционным путём преобразовать Николаевскую АГШ в советскую академию не удалась. События августа 1918 года показали, что основная часть преподавателей и слушателей академии перешла на сторону противников советской власти.
В этой обстановке В.И. Ленин поручил комиссии во главе с Н.И. Подвойским подготовить предложения по формированию новой Академии Генерального штаба.
В короткие сроки такая работа была проведена и 7 октября 1918 г. был подписан приказ Реввоенсовета № 47, которым предписывалось открыть в Москве Академию Генерального штаба РККА не позже 1 ноября 1918 г. Перед новым учебным заведением ставилась задача подготовки командных кадров, которые получили бы не только военное, но и широкое общее образование.
Такое требование было продиктовано низким общеобразовательным уровнем первых абитуриентов академии. В отличие от Николаевской академии дворян, помещиков, разночинцев и их детей на учёбу в академию РККА не принимали, хотя в составе преподавателей вынуждены были использовать.
Среди первых абитуриентов академии РККА было 60% членов партии большевиков, 20% сочувствующих, 5% членов других партий и 15% — беспартийных. Лишь 5% слушателей имели высшее образование, 70% — среднее и 25% — начальное. Среди последних, кстати, был и В.И. Чапаев.
Занятия в новой академии начались 25 ноября 1918 года. Официальное открытие Академии Генерального штаба РККА состоялось 8 декабря 1918 г. На нём с пространной речью выступил председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий. Отметив, что армия не может быть вне политики, он сказал: «Мы начали создавать новый командный состав из среды рабочих и крестьян… У нас нет из этой новой среды командиров, красных офицеров с высшим образованием. Заполнить этот пробел и является задачей настоящей академии…» («Военная академия им. М.В. Фрунзе», М., Воениздат, 1980, сс. 16—17).
Естественно, что у новой академии возникло множество проблем не только с личным составом, но и с подбором преподавательского состава, учебных материалов, созданием библиотеки и т.д.
19 апреля 1919 г. академию посетил В.И. Ленин. В связи с тяжёлым положением на фронтах в этот же день состоялся досрочный выпуск слушателей.
В июле 1919 г. начальником АГШ был назначен крупный военный учёный генерал-лейтенант старой армии А.Е. Снесарев. Вступая в должность, он поставил вопрос перед руководством страны о том, как и кого следует готовить в академии. При этом он доказывал, что при существующем подходе к формированию академии, данное военно-учебное заведение именоваться «Академией Генерального штаба» не может.
Такое мнение разделяли и многие слушатели первых наборов академии. Так, маршал И.Х. Баграмян в своих воспоминаниях пишет: «Созданная в 1918 году военная академия хотя и называлась Академией Генерального штаба, но ни по своему составу, ни по задачам, которые она решала, не была таковой…» («Двадцать пять лет ВАГШ», М., 1961, с. 37).
После окончания Гражданской войны и перехода Красной армии на штаты мирного времени возникли новые требования к подготовке военных кадров. Прежде всего необходимо было укрепить среднее звено командного состава, значительная часть которого не имела даже общего образования.
Практическое осуществление новых задач потребовало изменения профиля Академии Генерального штаба: на первый план выдвигалась тактика, которая стала ведущей дисциплиной.
В этой связи 5 августа 1921 года академия была переименована в Военную академию РККА (с 1925 г. — имени М.В. Фрунзе), главной задачей которой стала подготовка командного состава среднего звена.
Так завершилась трёхлетняя история Академии Генерального штаба РККА, логическим продолжением которой стало создание Военной академии имени М.В. Фрунзе. 8 декабря 2018 года страна отметила её 100-летие.
Сегодня, изучая историю строительства наших Вооружённых сил, надо не забывать и то, что в период с августа 1918 года по октябрь 1921-го Николаевская академия Генерального штаба и АГШ РККА сражались в составе противоборствующих сторон. Это наша история, и она многому учит.
 
Академия Генерального штаба Вооружённых сил СССР–РФ (1936—н/в)
До 1936 г. в Вооружённых силах СССР Академии Генерального штаба не было. К середине 30-х годов с обострением международной обстановки и угрозой развязывания новой мировой войны возникла необходимость увеличения численности ВС и возросла потребность в высококвалифицированных военных кадрах.
В связи с этим ЦК ВКП(б) и Правительство СССР во главе с И.В. Сталиным 2 апреля 1936 года приняли решение сформировать принципиально новую, не имеющую аналогов в прошлом Академию Генерального штаба, возложив на неё подготовку командных кадров старшего и высшего звена Красной армии и разработку важнейших проблем военного искусства и военной науки.
В соответствии с этим решением 11 апреля 1936 г. народный комиссар обороны маршал К.Е. Ворошилов издал приказ № 058 о формировании Академии Генерального штаба РККА в г. Москве.
Новые требования к ней свидетельствовали о том, что создаваемая Академия Генерального штаба наследовала от прежней (Николаевской) лишь историческое название, являясь принципиально совершенно новым военно-учебным и военно-научным центром государства.
Для сравнения: если в Николаевскую АГШ принимались младшие офицеры пехотных и кавалерийских частей и соединений, не имевшие высшего образования и выпускавшиеся на должности от командира роты и выше, то в новую академию стали принимать только старших офицеров, генералов и адмиралов всех родов войск и видов Вооружённых сил, окончивших ранее другие военные академии и предназначавшиеся на командные и штабные должности оперативно-стратегического звена. Отличие принципиальное.
Открытие академии состоялось 1 ноября 1936 года. За период с 1936 по 1941 год в АГШ состоялось пять выпусков, в результате чего накануне войны Вооруженные силы получили более 600 высокообразованных командиров и штабных работников высшего звена управления войсками. Многие из них проявили себя в годы войны как выдающиеся военачальники: А.М. Василевский, Л.А. Говоров, И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, С.М. Штеменко, М.В. Захаров и другие. За годы войны АГШ подготовила ещё около 1500 высококвалифицированных военных специалистов.
Уже в первые послевоенные годы новые задачи академии были сформулированы в приказах наркома обороны СССР И.В. Сталина № 0172 от 19 октября 1945 г. и № 05 от 30 января 1946 г. В них уточнялся профиль академии и ставилась задача по подготовке руководящих кадров от корпуса и выше.
В дальнейшем в связи с развитием научно-технического прогресса, принятием на вооружение ядерного оружия и других новых средств вооруженной борьбы академия совершенствовала свою учебную программу, а также тематику военно-научных исследований.
Сегодня академия является объединяющим и координирующим центром не только видов и родов войск ВС. Здесь проходят обучение представители различных министерств и ведомств, занимающихся проблемами обороны и безопасности страны. В ней наряду с российскими слушателями проходят обучение офицеры и генералы из многих стран ближнего и дальнего зарубежья.
За 86 лет со дня основания этой академии (1936—2018 гг.) она лишь однажды меняла своё название на «Высшую военную академию» (1942—1958 гг.), дважды носила имя К.Е. Ворошилова (1941—1958 гг., 1969—1991 гг.) и трижды отмечала свои юбилеи с изданием книг, посвящённых этим датам: 25 лет (1961 г.), 40 лет (1976 г.) и 50 лет (1986 г.).
Мне довелось быть свидетелем торжеств в честь 40-летия и 50-летия АГШ имени К.Е. Ворошилова. Особенно широко и торжественно отмечалось 50-летие Академии 1 ноября 1986 года. В этот день в Центральном доме Советской армии маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев за заслуги перед Отечеством и в связи с 50-летием вручил Академии орден Красного Знамени.
Но наступил декабрь 1991года. Распался Советский Союз. Со сменой общественно-политического строя и лидеров нашего государства часть людей, присягавших прежней власти, начали усердно служить новой: менять свою партийную принадлежность, названия городов, улиц, учебных заведений, сносить старые и устанавливать новые памятники, то есть переписывать историю своей прежней страны на новую. Некоторые руководители, дети и внуки бывших рабочих и крестьян стали искать и «находить» у себя дворянские корни.
Не осталась в стороне от таких перемен и Академия Генерального штаба.
В 1992 году в угоду новой власти с её фасада исчезло имя маршала К.Е. Ворошилова, приказом которого она была создана в 1936 году, а с 1941 года в течение 50 лет носила его имя.
В октябре 1993 года некоторые выпускники АГШ вновь оказались по разные стороны баррикад.
В 1997 году заместитель министра обороны ВС РФ генерал-полковник А. Квашнин своим приказом № 297 от 25 июля постановил, что прообразом Военной Академии Генерального штаба ВС РФ является теперь созданная 8 декабря 1832 года Императорская военная академия, впоследствии Николаевская военная академия Генерального штаба. И на этом основании дата годового праздника АГШ переносится с 1 ноября на 8 декабря, а её история увеличивается на 104 года. В результате чего в 2018 г. академия отмечала уже не 82-ю, а 186-ю годовщину со дня создания. Так кто же был прав: маршалы И.Х. Баграмян и С.Ф. Ахромеев или генерал А. Квашнин?
Постановление А. Квашнина противоречит закону и здравому смыслу.
Во-первых, в Российской империи прежде никогда не существовало военно-учебного заведения оперативно-стратегического уровня.
Во-вторых, ни в каких архивных документах до 1936 г. нет сведений об учебных заведениях России, в которых обучались бы старшие офицеры, генералы и адмиралы различных родов войск и видов вооруженных сил.
В-третьих, нельзя так легкомысленно игнорировать мнение многотысячного отряда преподавателей и выпускников Академии Генерального штаба 1936—1991 гг., считавших историю этого учебного заведения с 1936 года.
В-четвёртых, поскольку такое учебное заведение было создано приказом Наркома обороны СССР, на основании решения ЦК ВКП(б) и Советского правительства, начальнику Генерального штаба ВС РФ вносить изменения в их решения и приказы незаконно.
Известный военный историк В.А. Рунов в своей книге: «Общевойсковая академия ВС РФ» (М., 2008 г., с. 4) также пишет: «То, что учебное заведение, носившее в XIX веке название Николаевской академии Генерального штаба, является прообразом сегодняшней Академии Генерального штаба, есть глубокое заблуждение».
В результате такого заблуждения в 2018 году в Министерстве обороны РФ отмечали: 7 мая – 26 лет Вооружённым силам РФ, 7 декабря – 101-ю годовщину МВОКУ, 8 декабря – 100-летие Военной академии имени М.В. Фрунзе, и в тот же день, 8 декабря — 186-ю годовщину Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
Может, хватит издеваться над здравым смыслом? Если мы сами будем так обращаться со своей историей, то не надо удивляться тому, что с ней также поступают другие. Военным историкам Министерства обороны РФ пора внести ясность в последовательность исторических дат и событий.
Таким образом, в истории нашей страны было три академии, носившие название «Генерального штаба». Все они оказались разными по форме и содержанию. У каждой из них сложилась своя история и своя судьба.
Николаевская АГШ, сохраняя верность присяге, оставаясь на стороне старой армии, прекратила своё существование во Франции в 1922 году.
Академия Генерального штаба РККА, ставшая Военной академией им. М.В. Фрунзе, являясь единственной формальной наследницей Николаевской академии, справедливо ведёт отсчет своей истории с декабря 1918 года.
Академия Генерального штаба ВС РФ после развала СССР запуталась в датах своей истории. Однако она уверенно продолжает традиции уникального военно-учебного заведения оперативно-стратегического уровня по подготовке высококвалифицированных командных кадров и разработке современных проблем военного искусства и военной науки. У этой академии славная история со дня её создания в 1936 году, и она не нуждается в поисках сомнительных «николаевских» корней. А наличие у неё орденов Ленина и Красного Знамени вообще исключает такую возможность.
 
Герман КИРИЛЕНКО, генерал-майор, доктор военных наук, профессор, ветеран Академии Генерального штаба ВС СССР-РФ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: