slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Историческая память

В годы первой пятилетки (1929—1934 гг.) в нашей стране, наряду со строительством новых городов, рабочих посёлков, фабрик, заводов, гидроэлектростанций, морских и речных портов стали большое внимание уделять и строительству предприятий оборонного значения. Строились заводы по производству военной авиации, кораблей для Военно-Морского Флота, танков, артиллерии, стрелкового оружия и боеприпасов для них.
При строительстве новых кораблей для ВМФ страны возникла и необходимость создания завода по производству нового типа морского оружия — торпед.
В тот период все вопросы по строительству новых заводов предварительно рассматривал лично И.В. Сталин и только после его одобрения вопрос выносился на обсуждение и утверждение членами Политбюро ЦК ВКП (б). С этой целью в конце 1930 года И.В. Сталин поручил Председателю Правительства В.М. Молотову и Наркому тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе изучить проблему строительства нового оборонного завода на берегу водного бассейна, недоступного для ВМС вероятного противника, и подготовить предложения по её реализации.
По свидетельству бывшего секретаря Дагестанского обкома партии М.К. Шарапилова, который присутствовал на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) летом 1931 года, было предложено обсудить два варианта мест строительства нового предприятия оборонной отрасли на берегу Каспийского моря.
В.М. Молотов предложил это строительство осуществить в Азербайджане, на южном побережье Апшеронского полуострова, в 15 км к северу от г. Баку. Г.К. Орджоникидзе предложить начать строительство завода на территории Дагестанской АССР, в 15 км к югу от г. Махачкала. На этом равенство аргументов заканчивалось, а все другие условия строительства были в пользу азербайджанского варианта.
Если в Дагестане под строительство завода и посёлка при нём рассматривалась безлюдная, заболоченная, солончаковая территория, заросшая камышом с огромным количеством малярийных комаров, именуемая в народе «Долиной смерти», то азербайджанский вариант выглядел прямой противоположностью. Там начинать строительство предлагалось на территории обжитого приморского посёлка Говсан (Гусаны, Гоусан), имевшем железнодорожную станцию, автомобильные дороги, электричество, питьевую воду, магазин, столовую и, что особенно важно, наличие в г. Баку большого количества рабочей силы. К плюсам можно было отнести и близость удобного, лёгкого строительного материала — вулканического туфа, добываемого в соседней Армении.
Таким образом, преимущества азербайджанского варианта не вызывали сомнений. Однако И.В. Сталин неожиданно для всех поддержал предложение Серго Орджоникидзе о строительстве нового завода на территории Дагестана. Все члены Политбюро согласились с этим.
В этой статье я попытаюсь предположить, чем руководствовался И.В. Сталин, принимая такое решение, оказавшееся, как показало время, весьма дальновидным.
Во-первых, я думаю, что Серго Орджоникидзе от своего имени просто озвучил предложение И.В. Сталина, иначе оно не получило бы его поддержки.
Во-вторых, в 1920 г., выступая на Съезде народов Дагестана в г. Темир-хан-Шуре (г. Буйнакск), И.В. Сталин по поручению Правительства провозгласил автономию Дагестана, ставшего с января 1921 года Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республикой (ДАССР). «Советская власть, — сказал он, выступая на Съезде, — надеется вытащить народы Дагестана из трясины темноты и невежества прежней жизни». С того времени он с особой теплотой и вниманием относился к проблемам республики.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное. В начале 30-х годов прошлого столетия в Дагестане не было серьёзной промышленности и, как следствие, по существу отсутствовал рабочий класс. Большинство местного населения проживало в горах и занималось сельским хозяйством.
Принимая решение о строительстве завода по производству морского оружия на территории Дагестана И.В. Сталин был уверен, что это создаст основу индустриальной базы республики и будет способствовать успешному общеобразовательному, техническому и культурному росту местных жителей. И он не ошибся.
Город Каспийск, созданный на базе построенного в 30-е годы завода «Дагдизель», с годами стал индустриальным центром Республики Дагестан, воспитавшим многие тысячи высококлассных рабочих, инженеров и руководителей производства.
Первостроители завода и будущего города, зная о решающем вкладе И.В. Сталина в дагестанскую «прописку» их детища, в 1936 г. предложили назвать новый город «Сталин-Шагар», а в 1939 г. — «Сталин-Юрт». Но город был ещё не достроен, и такие предложения поддержки в Москве не получили. Но зато первой и главной тогда улице города – «Топталовке» — дали имя И.В. Сталина.
К сожалению, в очередной раз оказался прав П.Я. Чаадаев, сказавший два столетия назад, что «…в нашей стране нет исторической памяти, потому что мы начинаем каждый день с чистого листа и потому обречены на то, чтобы повторять одни и те же ошибки». Н.С. Хрущёв, возглавивший страну после правления И.В. Сталина лишил город Каспийск «исторической памяти» о создателе этого города. Ни улицы, ни площади, ни памятников с именем Сталина в городе не стало. Однако дети первостроителей и «дети войны» ещё помнят, где они стояли.
А ведь теперь достаточно очевидно, что именно благодаря его решению в 1931 году завод «Дагдизель» и город Каспийск не оказались в декабре 1991 г. за пределами нашей страны, а Каспийская флотилия получила удобное и надёжное место своей дислокации.
Сегодня, в год 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, среди народа стала звучать песня С. Курочкина «Верните Сталина!» Я, первоклассник СШ № 2 1945 года, вместе с автором упомянутой песни обращаюсь к руководству республики и администрации города Каспийска со словами: верните Сталина в Каспийск «… от мнений независимо, героя у народа не отнять!»
P.S. Место снесённого в 1956 году на заводской площади памятника И.В. Сталину остаётся пока свободным…

Герман КИРИЛЕНКО, генерал-майор, доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук, почётный гражданин Каспийска

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: