slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Игра в четыре руки. «Демократия» Майкла Фрейна в РАМТе

Сразу напомнить надо, раскрыть аббревиатуру: РАМТ – это Российский академический молодежный театр. Театр удивительный, аншлаговый, один из лучших в столице. И художественный руководитель в нём тоже уникальный: Алексей Бородин – талантливый педагог и смелый экспериментатор в режиссуре и драматургии. Подчас поражает его умение увидеть именно то, что необходимо зрителю.
Он привёл на молодёжную сцену смелую и актуальную драматургию видного английского автора Майкла Фрейна.

Персонажи и события премьерной пьесы не выдуманы, а реальны. Связаны они со знаменитым «шпионским» делом, буквально взорвавшим в Западной Германии весной 1974 года правление федерального канцлера Вилли Брандта, что и заставило его уйти в отставку.
Итак, разведчик из Германской демократической республики Гюнтер Гийом – уже несколько лет как «прижившийся» в ФРГ, приехавший сюда в 1956 году и сделавший гигантскую карьеру – от рядового члена СДПГ до личного референта федерального канцлера. В 1974-м разоблачен как агент Штази (разведка ГДР) и арестован…
Любопытно то, что автор пьесы не вывел на сцену руководителя Штази, которому через постоянно присутствующего на сцене связника Арно Кречмана передаёт секретные данные Гийом. Корректный, вроде бы даже симпатичный персонаж (Андрей Бажин). Это – одна из очень добрых находок драматурга и режиссёра, где ясно, что Гийом в Берлине не один, но рискует едва ли не каждый час. Гийом – яркий молодой человек, умный, подвижный, ловкий, умеющий «растворяться» в любом коллективе (Пётр Красилов — один из лучших сегодня актеров «Молодежки»). Он завоёвывает внимание, едва появляется на сцене и мгновенно «пролетает» из одной в другую двери своей нынешней «канцелярии», где проходит тщательную проверку, а также знакомится со всей «командой» политической верхушки ФРГ.
Режиссёрски это мелькание из двери в дверь сделано блестяще. И это стремительное действо определило весь острый темпоритм премьеры. И все, кто на сцене, кто имеет конкретные, исторически достоверные имена, уверенно подхватили это стремительное движение — Алексей Блохин (Хорст Эмке), Алексей Весёлкин (Гельмут Шмидт), Олег Зима (Герберт Венер), Алексей Мясников (Ганс-Дитрих Геншер), — короче, весь ансамбль — на одном дыхании.
Что касается роли Вилли Брандта – то это задача высшей сложности. Потому что уж очень непростая, конфликтная и многоплановая фигура. Ему-то и приходится «играть в четыре руки» не только с Гийомом, но и со всей «компанией», пёстрой и непредсказуемой. Брандт – фигура противоречивая. В нём есть и то, что вызывает симпатию, и то, что вызывает неприязнь. Но он интересен как прогрессивный политик.
Илья Исаев, выступающий в роли Вилли Брандта, играет блестяще.
В последнее время у Исаева, начиная с «Берега утопии», одна удача следует за другой — «Нюрнберг», «Вишневый сад», «Будденброки». Мне уже доводилось писать о том, что у него просто поразительная работа в роли Яннинга в «Нюрнберге», хотя небольшая по чисто текстовому объему. А тут, в «Демократии» — простор для развития личности, где переплетаются все оттенки мыслей и чувств настоящего патриота и яркой политической фигуры, деятельность которой остановила история с Гюнтером Гийомом.
А Гийом, как говорит Алексей Бородин, «абсолютно слуга двух господ, причём полностью искренний…». У Красилова «Гийом выходит совершенно честным. Без всякой задней мысли идёт, помогает Брандту, но тут же садится и пишет какие-то донесения» в Штази «ничуть не менее искренне…». И ещё Бородин добавляет: «В спектакле есть сцена полного счастья героев, когда социал-демократы победили на выборах… Что-то вроде мужского вальса (женщин в пьесе нет – Н.Л.) – тут очень напряжённое эмоциональное состояние». И еще одна сцена в самом финале просто пронзительна и у Исаева, и у Красилова. Это – когда связник Гийома смотрит на Брандта из толпы: «Я стою и вместе со всеми выкрикиваю приветствия, когда Вилли проходит мимо… Великий человек!». А потом Гийом говорит: «И мы пока ещё все вместе… Это было время, когда они были все вместе…».
Вот она и «игра в четыре руки» – результат дуэта приводит к очень важным выводам. В четыре руки играют самые яркие фортепианные дуэты ради цельности, единства играемой пьесы. Так и здесь, в финале «Демократии», когда рушится Берлинская стена и все персонажи во главе с уже бывшим канцлером выходят на просцениум, вклинившийся в зрительный зал и говорят о своем дальнем дне, ставя, конкретные вопросы не только о своей Германии.
…Этот спектакль лично мне хотелось посмотреть снова. Посмотрела. Впе-чатление было ещё сильнее. Этот спектакль в первую очередь для старше-классников, которые хотят увидеть в остром сюжете остроту явлений ны-нешней жизни. В том числе и знакомясь с историей Вилли Брандта и Гюнтера Гийома. Не пропустите этот спектакль. Посмотрите его. Честное слово, не пожалеете!

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: