slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Голубое топливо на фоне оранжевого безумия

Уже не впервые празднование Нового года в России и на Украине сопровождается малоприятным ритуалом в виде разборок двух стран по газовой проблеме. Ныне эти разборки вылились в масштабный скандал, резонанс от которого потряс и европейские страны. Одни из них не получили российский газ в договорных объёмах, другие и вовсе оказались отрезанными от него. В условиях усилившихся холодов Словакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Сербия, Македония остались без теплоэнергии, оказавшись перед угрозой полноформатного энергетического кризиса.

 

 Причиной сего стал беспрецедентный факт, квалифицируемый не иначе, как газовая блокада со стороны Украины. Европа испытала шок, после которого уже не может оставаться в стороне от российско-украинского газового конфликта.

 

СЮЖЕТНАЯ  КАНВА  ГАЗОВОГО  СПОРА

  В ходе нынешнего конфликта украинские власти отметились на редкость вызывающими и капризными жестами. Чтобы добиться льгот и преференций за счёт России, в Киеве сделали ставку на грубый шантаж. Тон задал президент Ющенко. Его неумные «манёвры» с самого начала определили канву газового конфликта. Дав «Нафтогазу» указание не подписывать с «Газпромом» контракт на 2009 год, Виктор Андреевич уехал в Закарпатье кататься на лыжах. Тщетно «Газпром» призывал украинскую сторону продолжить переговоры, ответом ему была тишина.
  Поставка газа без контракта – нонсенс. К тому же «Нафтогаз» не перечислил «Газпрому» оплату за часть прошлогодних поставок. В этих обстоятельствах российское руководство решило прекратить подачу газа для Украины. Тогда украинские власти придумали «финт» с обнародованием документа о запрете транзита российского газа через Украину, будто бы принятого Киевским хозяйственным судом. Похожая на детский лепет, эта затея, видимо, показалась её авторам грозным оружием, призванным напугать «Газпром», заставить его открыть задвижки для «Нафтогаза». Попутно начался увод  транзитного газа в украинские хранилища. Здесь ярко проявилась одна из причин всех газовых споров между Украиной и Россией – примитивность и бездарность политики, проводимой правителями «незалежной державы».
  Когда стало ясно, что в «Газпроме» на убогий шантаж не поддались, Киев дал команду перекрыть доступ топлива в Европу. Этот шаг означал не что иное, как попытку натравить Европу на Россию. Но сюжет повернул в несравненно более серьёзное русло: капризничая перед Россией, Украина устроила Европе реальную блокаду.
  Побуждая европейских партнёров «Газпрома» отстоять собственные интересы, российский премьер Владимир Путин призвал их взять на себя аудит газового транзита через Украину. В Европе такой призыв признали резонным.
  Скандалы для «оранжевых» – их родная атмосфера. Тимошенко без задержки доказала это, заявив, что Украина для неких «технологических нужд» при обслуживании газового транзита в Европу будет использовать только российский газ и назвала цифру: 21 миллион кубов в сутки.
  В действующем транзитном контракте самочинный отбор украинской стороной российского газа не предусмотрен ни «для его прокачки», ни для чего-либо вообще, и глава «Газпрома» Алексей Миллер охарактеризовал рассказ деловой украинской премьерши о «технологических нуждах» как «попытку Киева узаконить воровство».
  Российских наблюдателей на украинские газокомпрессорные станции не пустили. Тем не менее, несмотря на выкрутасы официального Киева, 13 января «Газпром» возобновил подачу экспортного газа для европейских стран. Но он туда с территории Украины так и не вышел. Что же произошло? Сначала из офиса «Нафтогаза» пришло заявление: «Полученный из России газ направлен на внутренние нужды Украины». Что это за «нужды», осталось тайной. 14 января информагентства распространили новую весть: оказывается, Ющенко лично распорядился не открывать транзитные задвижки. Тем самым он откровенно вытер ноги о достигнутые с Евросоюзом и зафиксированные в официальном протоколе соглашения.
  Эта выходка, как и многие другие нюансы, указывает на наличие у «оранжевого» президента некоего политического сценария. Что за нюансы? Дело в том, что украинским потребителям газ подаётся в значительно урезанных дозах – при том, что Тимошенко на днях чисто по-женски проболталась: «Мы закачали в хранилища такой объём газа, что его хватит на год». Как используется этот «на год закачанный» газ, если уже десятки украинских городов не отапливаются и началась массовая остановка промышленных предприятий? Сокращение газа для простых украинцев призвано возбудить их негодование «враждебными происками Москвы».
  14 января «Нафтогаз» заявил, что начнёт возобновление транзита газа в Европу только после того, как «Газпром» передаст ему газ на сумму 700 миллионов долларов для «технических нужд». Реакцию российской стороны на это «нестандартное» предложение озвучил президент Дмитрий Медведев: «Подарки закончились». Более того, он потребовал от «Газпрома» взыскать с Украины через международные судебные инстанции убытки, нанесённые концерну и российскому бюджету блокированием транзитных газопроводов.
  На этом фоне становится ясно, что решение вопросов об украинских газовых долгах и о будущей цене на российский газ для Украины застопорилось на нулевой отметке. Лёгкими эти решения не будут, ибо в российских верхах твёрдо заявили: никаких льгот Украина больше не получит, и если ей нужен газ, то пусть покупает его по общеевропейским ценам. Как бы ни было, но рано или поздно «газовый узел» надо будет развязывать. Возможно, какие-то сдвиги в этом вопросе произойдут уже в субботу, 17 января – на этот день назначена встреча Путина и Тимошенко в Москве.  
 

КЛУБОК  МОТИВАЦИЙ

  Первичные мотивы психоза украинских начальников по поводу газа ни для кого не являются секретом: в условиях болезненного финансового кризиса Украина просто-напросто не в состоянии платить за топливо рыночную цену. За этим ординарным фактом стоит сложное переплетение идейных, исторических, психологических реалий.  
  В 2004 году, экзальтируя собравшуюся на киевском Майдане толпу обещаниями превратить Украину в самую процветающую державу, активисты «оранжевых» были уверены в их выполнимости. Рассыпать посулы было нетрудно: к моменту «оранжевого» переворота Украина лидировала среди постсоветских стран по темпам экономического роста. База для этого была заложена ещё во времена Советского Союза, в наследство от которого Украина получила сильный промышленный сектор, развитую транспортную сеть, крепкую материальную базу сельского хозяйства.
  На Украине осталась треть научно-производственного потенциала ВПК СССР, что позволило ей быстро стать одним из активнейших участников мирового рынка вооружений. Конкурентоспособность демонстрировали украинская металлургия, химическая промышленность, сахарная отрасль. Короче говоря, в 2004 году экономические перспективы Украины многим казались сияющими.  
  Но обещания «героев Майдана» с треском провалились. Плоды «оранжевой» деятельности плачевны: экономику Украины трясёт в конвульсиях, бюджет на текущий год не свёрстан, инфляция пустилась вскачь, курс гривны по отношению к доллару обвалился вдвое. Резко выросла безработица, ощутимо упал жизненный уровень населения, повеяло дымом социального недовольства. Надежды оранжевых вождей на западные денежные вливания оказались иллюзорными, что лишний раз показал многомиллиардный кредит МВФ, полученный Украиной осенью 2008 года. Он был пущен Национальным банком Украины на валютно-биржевые спекуляции, оставив на память о себе увеличившийся внешний долг и зияющую дыру в бюджете.
  В деле «освоения» валюты не отставали от Нацбанка и частные украинские фирмы, набравшие долларовых кредитов на сумму, составляющую половину совокупного долга Украины. За бесстрастной статистикой прячутся горячие страсти, мелькает призрак всеохватного разорения. Так, металлургия, являющаяся для Украины основным источником экспортной выручки, уже потеряла более 60 процентов недавнего объёма выпускаемой продукции.
  Как заведено в истории, следом за экономическими проблемами поспешают и политические неувязки. Владимир Путин не оговорился, употребив на недавней пресс-конференции выражение «политический коллапс на Украине».
  Этот «коллапс» помимо прочего включает в себя нараставшее на протяжении прошлого года нервное политическое противоборство между главными фигурантами «помаранчевой революции» – Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко.

  За грызнёй «оранжевой пары» кроются хищные аппетиты различных финансовых кланов, рвущих на части украинскую экономику. Частью «помаранчевой какофонии» стали рыночный беспредел и алчная нажива, и потому недавние единомышленники легко превратились в непримиримых врагов.
  Ющенко и Тимошенко переполнены политическими амбициями, но социально-экономические реалии на Украине таковы, что в скором времени от этих амбиций может не остаться и следа. И российский газ ко всему этому имеет прямое отношение.
  До последнего времени украинский промышленный сектор держался на плаву благодаря российским энергоресурсам. Три четверти получаемого из России газа тратилось на металлургических и химических предприятиях. Причём ещё в прошлом году цены на российский газ для Украины были более чем в 2,5 раза ниже, чем среднеевропейские. Россия, по сути дела, дотировала  украинскую экономику. Подобным образом дотировались экономики и других бывших советских республик, но независимая Украина всё-таки пользовалась особыми привилегиями: её доля в общей сумме всех денег, не дополученных Россией из-за льготных цен на газ, составила 60 процентов.
  Льготы при получении российского газа обеспечивали комфорт киевским властителям, перепродававшим голубое топливо украинским потребителям за двойную цену. Дельцы, вхожие в коридоры украинской власти, делали деньги из воздуха. Но и этого им было мало: они раз за разом санкционировали отбор российского газа из транзитных труб, узаконив на уровне межгосударственных отношений, помимо паразитизма, ещё и воровство. Долго ли ещё в России могли закрывать на это глаза?
 

САМОПАЛЬНЫЙ
«ОТЕЦ  НАЦИИ»

  За «рыночным творчеством» киевской номенклатуры открывается неприглядная политическая реальность. Символизирует её в первую очередь президент Ющенко.
  Когда Виктор Андреевич распорядился бойкотировать переговоры по поставкам российского газа на Украину, со стороны казалось: он не понимает, что творит. Однако, по словам Юлии Тимошенко, он вполне смекает что к чему, но при этом целенаправленно ведёт страну к дефолту, чтобы под предлогом чрезвычайных мер добиться единовластия. «Леди Ю» известна склонностью к блефу. С другой стороны, зная своего «оранжевого» партнёра как облупленного, она, похоже, на этот раз не очень далеко ушла от истины, хотя по поводу политической вменяемости напрашиваются вопросы и к самой «оранжевой леди».
  Судя по множеству признаков, экономика для украинского президента действительно не является главным приоритетом, не интересует его в той же мере, что политика и идеология.
  В своё время Кучма носился с утверждением: «Украина – не Россия». Ющенко пошёл ещё дальше, пытаясь разогреть тему «Украина – антипод России», что на практике означает стремление окончательно разорвать вековые связи с Россией, превратить Украину в оплот антироссийских сил.
  Позиция Ющенко в газовом споре с Россией во многом объясняется его русофобскими убеждениями.
  Доить «азиатскую Московию», требовать от неё всяческих льгот при поставке энергоресурсов, откачивать российский транзитный газ на свои нужды – это, по ощущению «майданного» президента и его компаньонов, вполне соответствует «нормам прогрессивной западной цивилизации». А когда Москва просит своевременно оплачивать поставляемый на Украину газ, «оранжевые» отыскивают в этих просьбах «противодействие прогрессивным устремлениям Украины», хотя в СМИ им удобней и приятней разглагольствовать о «рецидивах имперского сознания в России».
  Если идеология пана Ющенко – нацизм, то, казалось бы, Запад, пекущийся о своей «цивилизованности», не должен иметь с ним никаких дел. Но Ющенко нужен западным стратегам. Для чего? Ответ на этот вопрос вытекает из откровения оракула западного гегемонизма Збигнева Бжезинского: «Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся на обломках России и против России». Это не просто слова: «помаранчевая революция» финансировалась из-за океана. Понятно, почему Ющенко вёл и ведёт себя по отношению к России столь вызывающе, в том числе – и в нынешнем противостоянии. Он очень надеется, что вашингтонские покровители ему помогут.
  Ясно, что спонсировать за счёт газовых льгот пребывание у власти этого мизантропа Россия больше не может. И нечего обращать внимание на лицемерное негодование американской прессы по поводу «агрессивной российской стратегии по использованию своего энергетического экспорта для раскола Европы и подрыва ситуации в тех странах, которые Москва по-прежнему считает своими вассалами» («The Washington Post», 8. 01. 09). На пресс-конференции Путина один из американских журналистов, прикинувшись наивным, спросил: «Почему бы вам не продавать Украине газ подешевле?». Но янки и сами способны спонсировать своих марионеток, не перекладывая эту «миссию» на тех, кому их подопечные бросают открытый и наглый вызов.
 

ПОСЛЕДНЯЯ
 «ОРАНЖЕВАЯ»  ЗИМА?

  Между тем, на Украине зреет волна протестов против «оранжевого» беспредела. Закипели эмоции в Верховной Раде. Спикер Рады Владимир Литвин, говоря о газовом конфликте, честно признал: «Украина проиграла, потому что в этом вопросе Европа отдаёт предпочтение своим интересам, и это, очевидно, правильно».
  Депутаты от оппозиции охарактеризовали последствия для Украины газового конфликта с Россией словом «катастрофа». Пётр Симоненко призвал остановить Ющенко, организовавшего «семейный подряд» в сфере газового транзита. Виктор Янукович потребовал немедленно отправить в отставку правительство, начать процедуру импичмента президенту Ющенко, создать комиссию для расследования злоупотреблений власти в газовой отрасли. И такая комиссия уже создана. Возглавила её регионалка Инна Богословская, известная своим негативным отношением к финансово-экономическим «проделкам» Тимошенко и Ющенко.  
  Регионалы и коммунисты не скрывают готовности вывести на улицы своих сторонников. Зима на Украине обещает быть холодной с точки зрения газового обогрева, но жаркой в политическом смысле. Янукович заявил в Раде: «Я надеюсь, что это уже последняя оранжевая зима». Однако очевидно, что и «оранжевые» не останутся пассивными и будут биться за свои властные «кормушки». Не забудем: за ними стоят американцы, которые не откажутся от такого лакомого геополитического куска, как Украина. Нас ждут нескучные события.

Сергей РЫБАКОВ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: