slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Форпост национального духа

  Пять лет назад, 31 августа 2004 года, в культурной жизни России свершилось знаменательное событие, которого долгие годы с нетерпением ожидали не только москвичи. В исторической части столицы напротив Кремля, вблизи храма Христа Спасителя, открылась Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова.

 

  И действительно, в течение десятков лет не было ни одной выставки художника, чтобы книги отзывов не переполнялись бы требованиями зрителей открыть галерею или «храм искусства Глазунова», произведения которого потрясали их глубиной содержания, пробуждали национальное самосознание, вселяли светлые чувства и надежды.
  До этого здание, в котором разместилась галерея, построенное в конце ХIХ века, где в советские времена располагался Дом науки и техники, принадлежавший одному из строительных ведомств столицы, являло собой малопривлекательное зрелище. Обветшавшее снаружи и внутри, оно, скорее всего, могло бы подвергнуться сносу, если бы не инициатива И.С. Глазунова, поддержанная мэром Москвы Ю.М. Лужковым и Правительством столицы: отремонтировать его и разместить в нём картинную галерею. И вот за несколько лет обветшавший особняк был по проекту
И. Глазунова блестяще отреставрирован и вписался как архитектурная жемчужина в исторический центр Москвы. На торжественном открытии галереи Ю. М. Лужков отозвался о ней как об украшении столицы и лучшем подарке не только Москве, но и всей России.
  Основу экспозиции галереи составили несколько сотен произведений разных жанров, раскрывающих глубину и многообразие творчества художника, подаренных им Москве в связи с празднованием её 850-летия. Такой чести – открытия галереи в сердце столицы – И. Глазунов удостоился неспроста. За многие годы творческой и общественной деятельности он сумел вопреки клеветническим наветам – сначала официозной, а затем так называемой демократической прессы, – завоевать всемирную известность, заслужив на рубеже прошлого и нынешнего тысячелетий титул самого выдающегося художника ХХ века.
  Уже первая персональная выставка И. Глазунова, тогда ещё студента Ленинградского художественного института имени И. Репина, в московском Центральном Доме работников искусств вызвала невиданный резонанс в мировой прессе. Её расценили как «удар ножом в спину соцреализма», а творчество Глазунова оказалось в центре всеобщего внимания. Заговорили о «феномене Глазунова». За рубежом, не говоря уже об абсолютном большинстве соотечественников, его называли гениальным и мужественным творцом, до конца преданным России – «стране с безграничной готовностью к вере и страданию». Вот один из примечательных отзывов о сути и значении творчества И. Глазунова, который автор этих строк получил от всемирно известного испанского скульптора, классика ХХ века Хуана де Авалоса, одного из создателей проекта и автора скульптур грандиозного мемориального комплекса, возведённого неподалеку от Мадрида и посвящённого жертвам гражданской войны в Испании:
  «Он показывает, каким должен быть художник. Горе и страдания своего народа, исторические проблемы, которые он воплощает в своих картинах, отделяют его от сиюминутных интриг. Он идёт своим путём. Он выделяется среди общества, которое имеет ещё не вполне ясные представления о своих устремлениях, как гениальная личность. Его успех объясняется огромным талантом, искренностью, полной отдачей своей жизни искусству».
  С огромным пониманием и любовью относились к творчеству И. Глазунова и многие выдающиеся западные деятели культуры и политики самой разной ориентации – от Джины Лоллобриджиды и мастеров итальянского неореализма до президентов ведущих европейских стран. И не только европейских, о чём свидетельствуют полученные им зарубежные награды. Король Лаоса, знавший в молодости Шаляпина, наградил художника высшим орденом Вишну; Индира Ганди вручила премию им. Дж. Неру, а португальский принц Браганца – орден святого Михаила, которым с рыцарских времён отмечаются заслуги людей, отличившихся в борьбе с силами сатаны. А в канун ХХI века к этим зарубежным знакам отличия прибавилось ещё одно – высшая награда ЮНЕСКО – «Золотая медаль Пикассо», присуждаемая за особо выдающийся вклад в мировую культуру и цивилизацию.
  В России магию творчества и личности И. Глазунова, его направляющее духовное начало испытали на себе не только миллионы посетителей его выставок, но и многие государственные деятели, известные представители творческой сферы – режиссёры, актёры, писатели, музыканты, как, например, Ф. Бондарчук, В. Распутин, В. Солоухин, В. Ганичев, В. Овчинников и другие. Даже те, кто уже обладал зачатками национального самосознания, но ещё не обрёл окончательной цельности внутреннего мира и пребывал в душевном томлении. Вот что написал по этому поводу современный классик, писатель
В. Распутин:
  «Путеводителем многих из нас, национально просветившихся, ещё и десять лет назад был Илья Глазунов. Мне остаётся только сожалеть, что я познакомился с ним и нашёл дорогу в его дом поздно, уже с солидным багажом за плечами. Не сказать, что я был до него совершенно тёмный, кое-что всё-таки к тому времени и рассмотрел, и написал (а стать писателем-«деревенщиком», не почувствовав своего национального нутра, невозможно). Но всё это не было выстроено как следует и представляло позицию скорее чувственную, психологическую, нежели чётко осмысленную. В первый же свой приезд к Глазунову, как всегда мечущемуся одновременно за множеством дел, Илья Сергеевич нагрузил меня пачкой книг, повторяя, что возвращать не надо, и эти книги, раз за разом затем пополняемые, оказались именно тем, что завершило моё «образование».
  Подобных свидетельств можно привести немало. И недаром об Илье Сергеевиче говорили и говорят, что он поднимал Россию с колен, давая соотечественникам пример высокого патриотического служения.
  Пожалуй, наиболее обширный раздел в творчестве И. Глазунова занимает цикл «Образы России», представленный в галерее широко известными и новыми полотнами. В него входят великолепные пейзажи, отражающие лик Родины, выполненные как в студенческую пору, так и в недавние времена, символические образы, воплощающие представления художника о смысле бытия, духовном идеале, идеале русской национальной красоты, чертах национального характера. Это «Господин Великий Новгород», «Северная твердыня», «Русь. Золотая осень», «Русская песня», «Икар», «Русская Венера», «Русский крестьянин – воин и строитель», «Боян»… Примечательны образы исторических деятелей Руси и России, с именами которых связаны переломные моменты в истории Отечества – «Князь Игорь», «Царевич Дмитрий», «Иван Грозный», «Борис Годунов». А в цикле исторических полотен, посвящённых Куликовской битве, центральное место заняли образы Сергия Радонежского, Андрея Рублёва и Дмитрия Донского.
  Впервые И. Глазунов, углубляясь в недра отечественного бытия, дал художественную трактовку образов внуков новгородского князя Гостомысла – Рюрика, Трувора, Синеуса и их матери Умилы, выразив своё резко отрицательное отношение к норманистской теории, утверждающей решающую роль варягов в становлении русской государственности. Впервые в художественном творчестве привлёк внимание к образу пророка Заратустры и древним корням славянской духовности в образе седого жреца с острова Рюген.
  В галерее представлены тематические полотна художника, вызывавшие в своё время жаркие споры, – «Возвращение блудного сына», «Гимн героям», «Россия, проснись!» и другие. А центром экспозиции стали историко-философские полотна художника, в которых наиболее масштабно раскрылся талант великого художника, – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром православного храма в пасхальную ночь». Духовное и эмоциональное воздействие этих произведений, сравнимых с симфониями выдающихся композиторов мира, неизгладимо. Их репродукции можно встретить в больницах, во всевозможных учреждениях и в так называемых горячих точках. Например, во время войны в Приднестровье известный тележурналист А. Невзоров увидел репродукцию «Вечной России» в окопе добровольцев на Кошнипском разъезде, пришпиленную к крышке снарядного ящика расплющенными гильзами. Видели её и во время войны в Югославии. А известный писатель А. Проханов свидетельствовал, что русский спецназ, воевавший в Чечне, брал в окопы репродукцию другой картины – «Россия, проснись!»
  «Вечная Россия» (как, впрочем, и другие исторические картины Глазунова) становилась учебным пособием для познания реальной, а не оклеветанной истории России не только в ней самой, но и в западных учебных заведениях.
  Немало интересного связано с судьбой и «Мистерии ХХ века». Созданная в 1977 году, она на целое десятилетие оказалась запертой в мастерской, ибо официальные власти запретили её показ на выставках. Более того, в связи с написанием этой картины даже рассматривался в Политбюро ЦК КПСС вопрос о принудительном выдворении художника за рубеж. А иностранные журналисты, посещавшие мастерскую Глазунова, публиковали её репродукции с сенсационным предуведомлением — «картина, которую никогда не увидят русские» — и удивлялись, зачем художнику так нужно рисковать и ставить под угрозу с невероятным трудом завоёванный успех.
  Характерно, что если вокруг многих его произведений разгорались горячие споры, то иллюстрации к литературным шедеврам русских писателей – А. Блока, И. Гончарова, Н. Некрасова, П. Мельникова-Печерского и особенно любимого художником
Ф. Достоевского – вызывали единодушный безоговорочный приём и сразу же признавались классикой. Неслучайно уже самые первые иллюстрации к творениям Достоевского были приобретены музеем Фёдора Михайловича.
  Глубочайшее воздействие на современников оказывали картины И. Глазунова из цикла «Город», первоначально замысленного им как художественный лирический дневник. Первыми его «страницами» 50-х годов прошлого века стали картины «Ленинградская весна», «Последний автобус», «Ночь», «Вечерний город». В работах последующих лет тема осмысления существования человека в огромном бездушном мегаполисе всё более наполняется философским смыслом («Стена», «Волна», «Гавань», «Москва строится», «Старое и новое», «Прощание», «В клетке», «Больной», «Последний лист» и другие).
  Во всём мире И. Глазунов известен как непревзойдённый мастер портрета, создавший галерею образов выдающихся творческих, общественных и государственных деятелей мира. Он единственный из русских художников, которого они приглашали и продолжают приглашать для написания их портретов. Это король Хуан Карлос I, президент Финляндии У. Кекконен, президент Италии А. Пертини, премьер-министр Индии И. Ганди, Папа Римский Иоанн Павел II… Естественно, немало внимания и сил отдал художник созданию портретов своих современников – от простых тружеников до выдающихся лиц. Со многими из них можно познакомиться в отдельном зале галереи. «В портретах я стараюсь запечатлеть лик эпохи, – говорит художник. – Портрет, по моему, – внутренняя сущность человека, музыка его души… Нет неинтересных лиц, как нет неинтересных людей, потому что каждый человек имеет свою бессмертную душу, свою психологию, и выразить это, выразить своё отношение к человеку – есть задача портретиста».
  Многоплановость И. Глазунова как художника проявилась и в других сферах искусства. Например, театрально-декорационном, где он прославился как автор оформления вместе со своей женой Ниной Виноградовой-Бенуа, художницей по костюмам, ряда постановок на ведущих сценах мира («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова; «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере и др.), где во всём блеске были воплощены традиции русского театрально-декорационного искусства. Сегодня в галерее можно увидеть эскизы декораций и костюмов к некоторым постановкам, оформленным И. Глазуновым, предоставленные на экспонирование Государственным театральным музеем имени А.А. Бахрушина и музеем Большого театра.
  Как о выдающемся мастере интерьера о Глазунове можно судить по представленным в галерее эскизам оформления Российского посольства в Мадриде, вызвавшего восторг мэра испанской столицы; здания созданной им Российской академии живописи, ваяния и зодчества и Большого Кремлёвского Дворца. За последнюю работу, выполненную под художественным руководством И. Глазунова, он был удостоен Государственной премии России.
  Отличительной от других музеев особенностью этой галереи является то, что в ней имеется отдельный зал, где собраны спасённые художником от неминуемого уничтожения в годы церковных погромов русские иконы от ХV до начала ХХ века, образцы медного литья, деревянной скульптуры, а также старинной мебели, выполненные по рисункам В. Васнецова и И. Билибина. По мнению старейшего реставратора В. Филатова, ни в одном музее нет подобного собрания, в котором были бы так последовательно представлены особенности и своеобразие русской иконной живописи последнего пятисотлетия. Каких трудов стоило собрать это богатство, требовавшего кропотливой реставрации, – это отдельная тема. Например, одну из древних икон, обнаруженную во время поездки на русский Север и использовавшуюся в качестве подставки для движка, художник тащил на своей спине до ближайшего шоссе, находившегося в нескольких километрах. Потом, спустя годы, когда эту отреставрированную икону размещали на стене галерейного зала, для этого потребовалось четверо рабочих.
  Вначале спасённые иконы И. Глазунов реставрировал сам вместе с женой Ниной Александровной, заражая любовью к древнерусской иконописи приходящих к нему друзей. Однажды в мастерскую заглянул известный уже писатель В. Солоухин. Подивившись, над чем работают Глазуновы, он тоже проникся страстью собирания икон, а потом написал книгу «Чёрные доски», переведённую на многие языки мира, где упоминает об этом эпизоде, будто перевернувшем его душу, и приводит свидетельства глумления над памятниками русской православной цивилизации.
  Все сокровища галереи открыты для обозрения посетителям любых возрастов. Знаменательно, что галерея включена в программу обязательного посещения школьниками музейных заведений. Нередко её посетителями становятся выдающиеся зарубежные и отечественные творческие и политические деятели. Недавно в ней побывал и глава Правительства России В.Путин, поздравивший художника с 79-летием со дня рождения.
  Трудно перечислить все те мероприятия, которые проводятся галереей, ставшей форпостом национальной духовной культуры. Это благотворительные тематические экскурсии, новогодние ёлки для детей, празднование Масленицы, торжественная регистрация браков, проведение всевозможных концертов и фестивалей искусств. И особенно важным делом стала организация выставок произведений И. Глазунова в разных городах страны. Недавно они состоялись в Вологде, Владимире и Саранске. Осенью предполагается открытие выставки в Йошкар-Оле. Такие выставки становятся событиями в культурной жизни целых регионов страны. Они убедительно подтверждают, что интерес к творчеству И. Глазунова не иссякает – и что особенно важно – у молодёжи, о чём свидетельствуют восторженные, как и в прежние годы, зрительские отзывы.
  Деятельность галереи непрерывно расширяется, и скоро она обретёт новые масштабы. В 2010 году будет завершено сооружение пристройки к галерее «Московская усадьба», с которой она составит единый комплекс. Здесь на нескольких этажах разместятся залы, в которых будет воссоздана атмосфера дворянского и крестьянского народного быта, зал православной иконы, музыкальный салон, библиотека. Создание такого комплекса во многом поспособствует ещё более широкому представлению того, что внёс в отечественную и мировую культуру великий художник современности, творчество которого, по зрительским отзывам, даёт полное понимание того, «какими мы были, какие мы есть и, главное, какими должны быть».

 Валентин НОВИКОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: