slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Флотоводец и учёный

«Противник доблестный! Ты встретил свой конец,
Бесстрашно на посту командном стоя…
С Макаровым сравнив, почтят героя
Спустя века. Бессмертен твой венец!»
1904 год. Исикава Такубоку, японский поэт.

В истории России немало выдающихся людей. Один из них — адмирал и учёный Степан Осипович Макаров, 165-летний юбилей со дня рождения которого прошёл незамеченным, а значение его деятельности в полной мере не оценено до сих дней. 16 апреля 2014 года в г. Николаев (Украина) состоится международная научно-практическая конференция, посвящённая 110-летию со дня его гибели. 

31 марта 1904 г. при выходе в море из Порт-Артура на японских минах подорвался эскадренный броненосец «Петропавловск», на котором погибли командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин.
Выдающийся адмирал, флотоводец и учёный, Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года по старому стилю (8 января 1849 года по новому). Его родиной был морской город Николаев Херсонской губернии. Его отец Осип (Иосиф) Фёдорович Макаров, рождения 1813 года, прошёл тяжёлую службу матросом, затем боцманом. Его усердие было замечено, и он был продвинут по службе до офицерского чина – прапорщика по адмиралтейству и дослужился до чина штабс-капитана. Во время формирования на Дальнем Востоке Сибирской военной флотилии его перевели в Николаевск-на-Амуре. Здесь девятилетний Стёпа поступил в Морское училище. Так что его жизнь с детства связана с морем.
В 1865 г. Степан Макаров в чине фельдфебеля оканчивает Морское училище первым по успеваемости и отправляется в Кронштадт. Молодой Макаров всерьёз заявляет о себе в морских науках, печатается в журнале «Морской сборник». После двухгодичного плавания на фрегате «Дмитрий Донской» уже гардемарина Макарова производят в первый морской офицерский чин – мичман и назначают на броненосную лодку «Русалка», входящую в эскадру вице-адмирала Г.И. Бутакова.
Именно на «Русалке» у Макарова родились идеи по живучести кораблей, в эти годы появляется новый термин «пластырь Макарова». Опыт Макарова по живучести кораблей стали изучать за границей. Адмирал Г.И. Бутаков написал представление о производстве С.О. Макарова в лейтенанты. В Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. лейтенант Макаров служит на пароходе «Великий князь Константин», на котором впервые в мире применяются минные лёгкие катера против турецких броненосных судов, прообраз будущих торпедных катеров. За храбрость и отвагу Степан Осипович награждается золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом «Георгия» 4-й степени, а на погонах появляется новый знак отличия – «капитан-лейтенант», самое уважаемое звание на флоте.
После войны Макарова назначают командиром парохода «Тамань». Он по своей инициативе начинает заниматься изучением течений в проливе Босфор. Его работа «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей» удостаивается премии Академии наук. Макаров становится известным среди моряков-гидрографов.
Уже капитаном 1 ранга Макарова в сентябре 1885 года назначают командиром корвета «Витязь», на котором он в 1886–1887 годах совершил кругосветное плавание, пройдя 22 119 миль под парусами и парами.
После возвращения «Витязя» в Кронштадт Макаров, отдаваясь службе, не забыл работы по обобщению привезённого материала. Степан Осипович Макаров уникальная и разносторонняя личность, сочетающая в себе талант учёного, флотоводца, изобретателя, и ко всему этому примерный христианин и верующий человек, заботливый отец и семьянин. В 1892 году у Макарова родился сын Вадим, который пошёл по стопам отца, став морским офицером (умер в США в 1964 году). 1 января 1890 года в возрасте 41 года (21,5 лет службы в офицерских чинах) Макаров был произведён в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом Балтийского флота. Позднее в связи с агрессивными устремлениями Японии на Дальнем Востоке, эскадра Средиземного моря, которой командовал контр-адмирал Макаров, была перебазирована на Тихий океан.
В 1896 году, будучи старшим флагманом 1-й флотской дивизии на Балтике (с 20 августа вице-адмирал) Макаров читает лекции в Кронштадте, публикует 11 печатных работ, которые потом трансформируются в труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», увидевший свет в декабре 1897 года. Труд этот – сплав практического опыта флотоводца и глубоких раздумий по теории военно-морского дела. Бой и корабль, бой и человек, взаимодействие в бою и между людьми, и между кораблями – вот центральные проблемы этой работы. Конечно, со временем устаревают военные теории, ещё быстрее устаревает оружие. Многое из того, что писал в своей книге Макаров, ушло в прошлое. Но остаются «вечные ценности» — долг перед Родиной, мужество, честь воина, профессионализм. И в этом труд русского флотоводца не устареет никогда.
Степан Осипович Макаров всегда во главу всякого дела ставил человека. «Дело духовной жизни корабля («духовность» сегодня именуется «моралью». — В.К.) есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нём долю участия», — писал он. Уже тогда среди теоретиков военного дела господствовало убеждение, будто техническое перевооружение не оставляет места для проявления духовных качеств, таких как отвага, стойкость, энтузиазм и боевой дух личного состава. Всё списывалось на битву машин. Увы, сегодня почти такое же положение: уповают только на электронные средства, человека отодвигают на второй план.
Макаров высоко ценил великолепные качества русского матроса и солдата, национальные традиции русского воинства. Он призывал беречь собственные национальные традиции и не переносить бездумно чужих правил и представлений.
В «Морской тактике» С. Макарова есть раздел, озаглавленный «Военная доблесть в народе», где адмирал встаёт на защиту «простонародья», иными словами «трудовой семьи», где есть дисциплина и уважение к родительской власти, а это, пожалуй, основа всякой армии – дисциплина и послушание приказу. Ведь и сегодня главная наша беда — и не только в армии, но и в государстве — это разрушение нормальной семьи как ячейки общества…
Степан Осипович Макаров видел смысл своей жизни в укреплении Государства Российского. И сегодня, во всеоружии всего исторического опыта, нельзя не оценить патриотической цельности личности адмирала Макарова.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,

капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: