slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Евгению Стеблову — 75!

Артист театра и кино, один из наиболее узнаваемых советских и российских актёров, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России, член Общественного совета нашей газеты Евгений Юрьевич Стеблов в эти дни празднует своё 75-летие. Однако из-за пандемии юбилейных торжеств по поводу славной даты не планируется, сообщил юбиляр. «В данном случае я трезво рассуждаю. Стараюсь выполнять все предписания, препятствующие распространению этой злосчастной инфекции… Вот выйдем из пандемии, тогда и отметим», — заверил Евгений Юрьевич журналистов.
Евгений Стеблов родился в Москве в семье радиоинженера Юрия Викторовича и учительницы Марты Борисовны Стебловых. После окончания средней школы поступил в театральное училище имени Щукина. Путёвкой в жизнь для артиста стал фильм «Я шагаю по Москве». В знаменитой картине Георгия Данелии он снялся ещё 17-летним студентом. Потом было ещё более полусотни ярких ролей в кино.
Кроме кино, в жизни Стеблова всегда была сцена. Начав с театров имени Ленинского комсомола и Советской Армии, он наконец обрёл себя в театре «Моссовета». И остался предан ему до сего дня. Играл Василия Тёркина и Алёшу в «Братьях Карамазовых», Гаева и Дорна в чеховских пьесах... Сегодня Евгений Юрьевич — Ахов в спектакле «Не всё коту масленица». Как сообщила пресс-службе Театра имени Моссовета, в котором больше полувека служит Стеблов, труппа родного театра будет его чествовать живьём 11 декабря, когда он отыграет спектакль. А в день юбилея актера поздравили в соцсетях.
«Я в 17 лет начал сниматься и к окончанию Щукинского училища имел за плечами пять ролей, в том числе четыре главные. Говоря современным языком, был уже кинозвездой, — вспоминает Стеблов. — Тем не менее, никогда не стремился сыграть как можно больше. Каждому человеку Господь посылает свою судьбу. Наивно представлять себе абстрактные схемы и стремиться их исполнить. Надо в этой жизни быть счастливым, а не в какой-то другой». Он сам ставил спектакли, озвучивал мультфильмы, занимался дубляжом, был телеведущим. А в какой-то момент открыл в себе дар литератора и с удовольствием стал писать.
Ещё в школе учительница русского и литературы показывала его сочинения другим педагогам — работы Стеблова отличались от других, часто были смешными. Ему даже советовали поступать на филфак. Однако в 10 классе Евгений уже знал, что его путь — актёрство. И всё же увлечение литературой не бросил. Давным-давно, поделился он с журналисткой «АиФ» Татьяной Улановой, прочитав пару рассказов Стеблова, Никита Михалков посоветовал: «Тебе надо писать». В конце концов это стало для актёра потребностью. Из-под его пера уже вышло несколько произведений. Книга «Против кого дружите?» пережила четыре издания. Но несмотря на то, что Стеблов вспоминает о коллегах, называть эти рассказы мемуарами он категорически отказывается: «Это сюжет моей души. Я лишь использую внешнюю канву творческой судьбы».
Вскоре после ухода из жизни супруги Татьяны (вместе они были 38 лет) актёр опубликовал маленькую, но очень важную для него повесть «После», посвященную любимой женщине. Прочитав её, сосед по дому Василий Борисович Ливанов — кстати, тоже член Общественного совета и постоянный автор газеты «Слово» — сказал: «Ты очень точную форму нашёл. Это же молитва!». Пишет Евгений Юрьевич не ради денег. Его не подгоняют редакторы издательств. Сидит себе и сочиняет в своё удовольствие, выкраивая минуты. Делает это от руки. Интернетом не пользуется. Да и читает в основном религиозно-философские книги, жития святых и мемуары талантливых людей.
«Я воспитывался в обычной советской семье, отнюдь не в канонах веры, — признаётся он в одном из недавних интервью. — Но церковь с самого детства вызывала во мне интерес. Дом наш находился напротив Рижского вокзала: с одной стороны — гудки паровозов, электровозов, электричек, а с другой — колокольный звон, потому что напротив стоял храм. Помню, когда был мальчишкой, зайдём с другом в этот церковный двор, иногда приоткроем дверь, заглянем в храм. Там был совершенно другой мир, нежели тот, что окружал нас на улице. Очень резкий контраст…
Жить с Богом — это значит всё время помнить об этом, что бы ты ни делал. Для меня уже многие годы главная религиозная проблема, над которой я внутри себя работаю, — смирение. Не все правильно понимают это понятие. Думают, что это безволие, отсутствие действия. Я его понимаю так, что всё надо делать «с миром» — искать такие пути и проявления, которые не требуют агрессивного подхода.
…Серёжа мой сын, отец Фотий (Сергей Стеблов, монах Соловецкого монастыря — Ред.), иногда говорит: «Папа, ведь Господь может призвать в любую минуту, а ты не готов». Он не утверждает, что я не готов, а как бы спрашивает: «Готов ли ты?» Всё это в руках Божьих, и я на него полагаюсь, абсолютно доверяю Богу и совершенно убеждён, что он сделает так, как для меня будет лучше. Мы же не знаем, что для нас лучше, мы себя-то не знаем толком».
На вопрос о том, что с такой предопределённостью, наверное, жить легче — Евгений Стеблов мудро ответил: «Это лишь первое впечатление, причём достаточно поверхностное. Я даже по Серёже вижу, какой это трудный, очень сложный путь. Но людям, которые ещё не воцерковлены, а только на подходе к этому, кажется, что с верой жить становится проще, ты с себя ответственность перекладываешь на Господа. Не проще становится жить, просто по-другому. Помню, в советское время пропагандировалось, что человек сам кузнец своего счастья. Мне ближе устоявшееся в народе, очень краткое выражение: «Ну, с Богом». Это постоянное призывание помощи Божьей на своём пути, когда ты что-то совершаешь или собираешься совершить».
Евгений Юрьевич — лауреат многих премий, кавалер государственных наград. В 1993 году был удостоен звания народного артиста России. В 2009 году, будучи профессором Российской академии театрального искусства (РАТИ), выпустил курс студентов. В 2015 году он открыл курс актёрского мастерства в Институте театрального искусства имени Иосифа Кобзона.
«С конца 1980-х годов, — рассказывает Стеблов, — я преподаю в театральных институтах и имею возможность наблюдать молодых людей, работать с ними. Скажу вам, что по большому счёту ничего не меняется — это мы меняемся. Люди изобретают велосипед, открывают для себя то, что уже давно открыто. Нельзя сказать, что когда-то было больше искренности, а сейчас её меньше. Для меня очевидно другое: во всём мире я наблюдаю культурную деградацию, упрощение до крайности. Во мне, человеке своего поколения, это вызывает сожаление. При этом прекрасно понимаю, что поколение наших учителей тоже, наверное, наблюдало в нас эту культурную деградацию. Сегодняшний информационный мир — это пандемия информации, такого не было раньше».
Как он признался журналисту «Известий» Н. Васильевой, восприятие жизни у него созерцательное. «Действую, когда прозвучит призывающий гудок. Тогда я встаю с места и что-то делаю, бывает, что достаточно интенсивно и эффективно… Пришёл к выводу, что я прежде всего автор всего того, что делаю: играю ли на сцене, ставлю ли, преподаю. Само лицедейство для меня не более чем инструмент. Я знаю, что владею им достаточно, но у меня нет от него зависимости».
Счастливым, признался он как-то, его делает сама жизнь: «С возрастом всё больше понимаешь её ценность. Жизнь — это действительно дар Божий во множественных своих проявлениях».
Вот какой он - Евгений Юрьевич Стеблов! Любимец публики, обаятельный и мудрый, талантливый и разносторонний, удостоенный многих званий и наград. В котором и через годы проглядывает победительная лёгкость детства.
 
Служба информации
«Слова».
Коллектив редакции «Слова» сердечно поздравляет
Евгения Юрьевича с юбилеем и желает ему здоровья,
вдохновенья и творческих сил.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: