slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Единство исторической судьбы

На вопросы общественного деятеля, соучредителя московского центра культуры «Дагестан», врача Магомеда АБДУЛХАБИРОВА отвечает почетный гражданин
г. Каспийска Республики Дагестан, доктор военных наук, профессор, генерал-майор Герман КИРИЛЕНКО.
— Уважаемый Герман Васильевич! Вы родились и учились в Каспийске. Как вы воспринимаете Каспийск и Дагестан?
— Дагестан – моя Родина. Здесь могилы моих родных и близких. Здесь и сегодня живут мои многочисленные друзья: кумыки, ногайцы, даргинцы, лакцы, аварцы, лезгины, русские и др. Каспийск – столица моей Родины. В нём я родился, учился… Вся моя жизнь тесно связана с этим городом.
За 40 лет службы в Вооруженных силах мне довелось служить в разных городах России и за рубежом: Тамбов, Вюнсдорф, Гримма, Чарджоу, Керки, Самарканд, Ташкент, Караганда, Минск и Москва. Но где бы я ни служил, каждый год я приезжал в Дагестан, в Каспийск, где обязательно посещаю родную школу № 2.
— Вы издали книгу о Каспийске «Рассекреченный город». Хотелось бы узнать, как и когда родилась идея строительства этого уникального города?

— В годы первой пятилетки в СССР стали уделять особое внимание строительству предприятий оборонной промышленности. Так возникла необходимость строительства завода для производства морского оружия (торпед) для ВМФ.
На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в 1931 г. решался вопрос о месте строительства — в Азербайджане или в Дагестане. И.В.Сталин поддержал предложение С.Орджоникидзе о строительстве завода на территории Дагестана. Решение было принято единогласно.
5 мая 1932 г. по радио и в центральной печати на всю страну было объявлено о начале строительства на Каспийском побережье Дагестана завода по производству двигателей. С того дня к месту строительства стали приезжать отряды рабочих со всей страны — Москвы, Ленинграда, Ростова, Астрахани. По комсомольским путевкам приезжала молодёжь из Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии… Одновременно палаточный городок пополнялся рабочими из городов и аулов Дагестана.
Поскольку строители были уверены, что строят завод для производства двигателей (в целях секретности истинное предназначение завода скрывалось), то с появлением первых домов и каменных бараков молодой посёлок предложили назвать Двигательстрой. В октябре 1934 года такое название посёлок получил официально.
Впоследствии жители посёлка выходили с ходатайством о его переименовании: в 1935 году в город с названием Сталин Шагар (тюрк. «город»), а в 1939 году — в Сталинюрт. Но в Москве эти предложения поддержки не получили.
19 сентября 1947 г. указом Президиума Верховного совета РСФСР посёлок Двигательстрой получил статус города с названием Каспийск.
Строящийся завод до 1936 года назывался, как и посёлок, Двигательстрой, с 1936 г. — завод № 182, а с 1966 года по настоящее время — завод «Дагдизель».
Накануне и в годы войны завод выпускал торпеды для ВМФ и оружие для сухопутных войск. В послевоенное время завод № 182 освоил производство новых изделий оборонного и народно-хозяйственного назначения. В настоящее время он переживает те же трудности, что и вся наша страна.
Более подробно о городе Каспийске и заводе «Дагдизель» можно прочитать в моей книге «Рассекреченный город».
— Меня всегда восхищало в Каспийске строение, находящееся в море. Что это такое? Как и когда оно построено? Какова судьба главного инженера этого поистине великого для тех лет строения?
— Прибрежное место строительства завода № 182 было обусловлено тем, что его изделия (торпеды) нужно было испытывать в море. С этой целью было запланировано сооружение испытательной станции в море на расстоянии 2,7 км от берега.
Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года. Испытательная станция площадью более 5 тыс. кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была сооружена по проекту главного инженера завода, одного из крупнейших гидротехников страны Александра Соломоновича Дезорцева. Это был высокообразованный специалист, окончивший институт в г. Льеж (Бельгия) и Сорбонский университет (Франция). К сожалению, по клеветническому доносу он был репрессирован в 1937 году.
Сооружение такого здания в море можно смело считать образцом строительного искусства. Вся подводная часть этого гигантского сооружения, получившая название «Массив», строилась на берегу в огромном котловане, вырытом с помощью земснарядов. На дне котлована был построен огромный железобетонный «ящик» высотой 14 метров. После того как искусственная перемычка, отделяющая котлован от моря, была разрушена – всплывший «ящик» отбуксировали на место строительства станции. Там «ящик» наполнили водой и «посадили» на заранее подготовленную площадку из бутового камня.
В январе 1937 г. строившийся в море цех «А» был переименован в цех № 8. Полностью он был сдан в эксплуатацию в 1939 году.
К сожалению, цех № 8 прослужил заводу недолго. В апреле 1966 г. это сооружение было списано с баланса завода.
У гостей нашего города это величественное здание в море вызывает неизменный интерес и восхищение. По существу, оно стало символом и одновременно памятником первостроителям завода «Дагдизель» и города Каспийска.
— Объясните, пожалуйста, логику назначения министром обороны РФ торговца мебелью Анатолия Сердюкова. Разве это не оскорбление для военных?
— На этот вопрос вправе отвечать только те, кто назначал или рекомендовал к назначению этого человека на должность министра обороны.
В ряде зарубежных стран практика назначения министром обороны гражданских лиц имеет место. Но там они никогда не принимают парад войск. У нас свои вековые традиции. И увидеть господина Сердюкова 9 Мая, принимающего парад войск на Красной площади на месте маршала Г.К. Жукова, мне как ветерану Вооруженных сил СССР было и обидно, и оскорбительно.
Вся его деятельность на посту министра обороны напоминала басню Крылова «Щука и кот»: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник…».
В общем, не по Сеньке оказалась шапка… Эту печальную страницу истории нашей армии надо исправить и забыть.
— Теперь вопрос о другой болезненной теме для нашего Отечества: как воспринимать деятельность И.В. Сталина? Признавая за ним несомненные успехи в развитии СССР, я, как врач, никогда не соглашусь с правом правителей любой эпохи истреблять ни в чем не повинных людей. Вы находите этому объяснение или оправдание?
— Я, как военный, тоже никогда не соглашусь с правом любого человека любой эпохи убивать ни в чём не повинных людей.
Что же касается многочисленных жертв репрессий 30-х годов в нашей стране, то здесь, при всей тяжести этого явления, надо всё-таки иметь в виду и то, что среди этих жертв были и уголовники, и политические преступники, готовившие государственный переворот (троцкисты, зиновьевцы и т.п.), и  экономические преступники, и коррупционеры…
К сожалению, были среди них и невинные люди, ставшие жертвами доносов окружающих. Приведу несколько примеров подобного омерзительного творчества из архивных подшивок Центрального государственного архива Республики Дагестан (с сохранением стиля и грамматики).
 «Довожу до сведения в том, что у меня имеется мнение в отношении начальника спецстроя. У него набрана вся шайка бывших офицеров и я боюсь их проделок, надо прощупать их аппарат через соответствующие органы…».
 «Я хочу быть чистым коммунистом и этого я нигде не смолчу. За партию, за Страну Советов, за тех, кто дает нам счастливую жизнь, я разоблачал и буду разоблачать, пусть это будет родной отец…».
Я был свидетелем послевоенного времени. Амнистия, которая была проведена Н. Хрущевым после смерти И. Сталина, выплеснула на улицы мерзавцев всех мастей, в том числе настоящих предателей – бандеровцев, тех, кто служил у немцев в полиции, в войсках СС и т.д.  Н. Хрущев, обвинив И. Сталина в репрессиях, пытался тем самым отмыться от грязи сам, поскольку именно в 30-е годы он лично представлял «расстрельные списки» с Украины, которые И. Сталин сокращал и писал резолюцию «Уймись, дурак!»
Кстати, если бы к руководству страной в 30-е годы пришёл, например Л. Троцкий, то И. Сталина вспоминали бы сейчас как демократа и либерала.
Я далёк от оправдания незаконных арестов и уничтожения невинных людей. Это всегда трагедия.
К сожалению, не только в нашей истории, но и в истории многих стран мира есть фигуры, по характеру своему похожие на И. Сталина: Робеспьер, Кромвель, Мао Цзэдун. Но нигде так не глумятся над своей историей, как в нашей стране. Восхваляя Петра Первого, никто не вспоминает о том, что за период его царствования население России сократилось на четверть. Так что можно сказать, что ГУЛАГ начинался ещё при Петре Первом. Но прославляют его деятельность до сих пор. Думаю, что спустя несколько десятилетий рядом с памятником Петру Первому появится памятник И.В. Сталину.
А теперь давайте взглянем на фигуры «добрых» правителей России. Нерешительность, слабоволие и уступчивость Николая Второго привела к поражению в Первой мировой войне, к развалу государства, к кровавой Гражданской войне и в конечном итоге, как следствие, к вышеупомянутым репрессиям 30-х годов.
Спустя 74 года «добрый» миротворец, «не желавший кровопролития», М.С. Горбачёв, повторив путь Николая Второго, отдал власть, создал все условия для развала страны, чем спровоцировал кровавые события в Чечне, Абхазии, Дагестане, Южной Осетии, Приднестровье, Карабахе, Сумгаите, Фергане, Буденновске, Кизляре, Беслане, взрывы домов в Москве, Волгодонске, Каспийске, в аэропорту Домодедово, московском метро и т.д. Разве такие примеры достойны подражания?
Неужели такая государственная «миротворческая» власть имеет преимущества?
Что же касается деятельности И.В. Сталина, то стоит, например, подумать: что, если бы 22 июня 1941 года во главе СССР стоял не он, а кто-нибудь из известных нам руководителей – Николай Второй, Н. Хрущев, М. Горбачев, Б. Ельцин — привели бы они страну к Победе 9 мая 1945 года? Гитлер, например, на этот вопрос ответил конкретно: «Без фанатичной решимости Сталина Россия сдалась бы ещё осенью 1942 года». Вероятно, у него были основания так думать.
И ещё. За 25 лет периода сталинского правления наша страна из безграмотной и полунищей превратилась в великую индустриальную державу, способную победить самую сильную армию в Европе. За последние 25 лет российское государство рухнуло на дно экономической и социальной пропасти.
Вывод: мы не вправе судить наших предков, а вот за деятельность М. Горбачёва и Б. Ельцина ответственность лежит на нас, то есть на нынешнем поколении граждан нашей страны.
— У России много внешних врагов. Хватает  и проблем политических, экономических, национальных, религиозных, социальных. Вы уверены, что мы сумеем сохранить целостность и могущество государства?
— Я надеюсь. Народ поддерживает внешнеполитический курс президента, но не доволен экономическим курсом. Современный взгляд «низов» на будущее страны явно противоречит планам «элит» по дальнейшей «либерализации» и «приватизации». В обществе назревает требования поворота на новый курс!
В стране сложилось чудовищное расслоение общества, которого мир ещё не видывал. Малая часть наших граждан утопает в роскоши, в то время как большая его часть бедствует.
Если использовать еврометодику применительно к нашей стране, то 40% населения находятся за чертой бедности, в то время как в ней проживает 101 миллиардер с совокупным капиталом свыше 430 млрд долларов.
Разбогатевшие чиновники и олигархи, прикрываясь нынешним патриотическим подъёмом в стране, стремятся законсервировать существующую либеральную систему. Их национальная идея — не «эффективность», а бухаринский принцип «обогащайся кто может». Уже нельзя не замечать, что всё большее число граждан страны испытывает ностальгию по СССР.
Ключ к успеху государственного управления сегодня лежит в способности руководителя заставить администрацию в центре и в регионах служить народу по принципу «Делай, как я!». Чтобы не повторить судьбу царской России и СССР нам нужно срочно менять экономическую модель государства, беря только лучшее из нашей истории и у современного Китая.
Некоторые зарубежные аналитики предрекают распад России к 2025 году. Так рассуждать — их право. Наше право и обязанность — этого не допустить!
На мой взгляд, очевидный путь конституционного ухода от катастрофы — создание многопартийного правительства национального единства, отказ от либеральной идеологии, с поворотом в «левую» сторону, восстановление функций стратегического планирования при сохранении экономической свободы.
— В своих статьях вы справедливо ставите вопрос о защите прав русских в Дагестане. Почему же руководители России не видят серьезность сложившейся проблемы?
— У нас большая страна, и проблем для руководителей государства, как вы заметили,  множество.
О русских в Дагестане должны побеспокоиться прежде всего руководители республики, в которой они проживают.
В 1917 г. в Дагестанской области было 17% русского населения, в 1956 г., после присоединения Тарумовского и Кизлярского районов из Ставрополья, в Дагестане их стало 22%. На сегодняшний день русского населения в Дагестане – 2,8%, то есть его численность сократилась почти в 10 раз.
Стремительный рост численности русского населения в Дагестане в первой половине ХХ столетия сложился в результате его активного участия в строительстве городов, заводов, фабрик, железных и шоссейных дорог, морского порта, вокзалов, электростанций и т.п. В республике с русским участием были созданы современные системы образования, медицины, культуры, торговли и др. Дагестан стал индустриально развитой и культурной республикой Северного Кавказа.
И несмотря на всё это, русские начиная с 90-х годов и все последующие годы не были допущены к распределению достижений и результатов ими же созданных благ. Теперь не только в руководстве республики, но и в названии улиц г. Махачкала постепенно исчезают русские имена: проспект Калинина — теперь имама Шамиля, проспект Ленина – Расула Гамзатова и др.
Сегодня трудно найти русскую фамилию среди дагестанских депутатов Государственной думы, в Совете Федерации да и в Народном собрании Республики Дагестан. Всегда с благодарностью вспоминаю С. Амирова, поставившего памятники Петру Первому, русской учительнице и отремонтировавшего православный храм в г. Махачкала. Он – истинный интернационалист.
И ещё. Вопреки мнению Р. Абдулатипова, что «у земли нет национальности», у земли она есть! Например, у Ногайского района сохранилась национальность района, и численность ногайского населения там растёт. А у Тарумовского и Кизлярского казачьих районов, в прошлом Терской губернии и Терского казачества, национальность исчезла, и там почти не осталось русского населения. То же самое происходит и с кумыками на кумыкской равнине. Мои предложения о переименовании этих районов остались без ответа.
Несколько обнадёживает понимание этой проблемы Президентом РФ В.Путиным, признавшим, что исход русских с Северного Кавказа означает потерю квалифицированной рабочей силы, потерю ценных и образованных кадров, потерю целых отраслей производства… Более того, это означает нарушение культуры совместного проживания народов на этих территориях. Он выразил намерение Федерального центра обеспечить возврат людей независимо от их национальности.
— Что вы думаете о сегодняшнем положении молодежи в республике? Кому нужны молодые специалисты, только что окончившие вузы?
— Без молодёжи нет будущего ни у одной страны мира. Мы, люди старшего поколения, привыкли к тому, что в Советском Союзе безработицы не было. Все молодые специалисты получали назначение на работу. Теперь же мы живём в капиталистическом государстве, в котором безработица — вечный спутник общества. И к этому, как и ко многим другим проявлениям капитализма, надо привыкать.
И тем не менее, многие наши земляки находят сегодня работу в Сибири, на Дальнем Востоке, в других регионах страны. Почему в Дагестан едут на заработки узбеки, вьетнамцы, таджики и др.? Они работают там, где наши молодые люди работать не хотят. Ведь молодым специалистам начинать трудовую деятельность надо с «нуля», но они хотят сразу всё: хорошую должность и большую зарплату, а такого не бывает.
Мой друг, ныне доктор технических наук, профессор Муса Абачараев начинал карьеру кочегаром в Ленинграде. Я тоже начинал генеральскую карьеру с рытья окопов и караульной службы… Не надо бояться трудностей – с них нужно начинать.
— В горах Дагестана есть районы, где запрещены песни, танцы, новогодние праздники и т.д. Молодёжь растёт с извращённым мнением о светской власти и светской культуре. Какими же вырастут молодые люди, воспитанные в антисветской идеологии? А в мусульманских университетах России и зарубежья им предлагается бесплатное обучение. Что выберет юноша из бедной многодетной семьи?
— Вы, по существу, сами и ответили на свой вопрос. Но кое-что я добавлю.
В Москве мои соседи – кумыки. Мы вместе с ними отмечаем все праздники, и мусульманские, и христианские. Это обогащает нашу жизнь добрыми и праздничными событиями.
Одна из моих дочерей вышла замуж за араба, который учился в России. Сейчас они живут в Иордании. Живут дружно, у них четверо детей. В Иордании 7% населения – христиане. На Новый год в Аммане всегда устанавливают ёлку на главной площади, и никто никому не мешает отмечать свои праздники. Нормальные люди!
В Дагестане и до войны, и после войны мы всегда отмечали любые праздничные события вместе, и мусульмане, и христиане. Пусть теперешние «умники» вспомнят Имама Шамиля, который не только не препятствовал христианским праздникам верующих, но и сам построил православную церковь для русских солдат, служивших у него.
Кстати, при строительстве православного храма в Каспийске большую помощь оказывал Саид Амиров, многие другие мусульмане республики. А при строительстве первой мечети в Каспийске помогал Николай Степанович Покорский, бывший тогда директором завода «Дагдизель».
Пусть противники светского образа жизни попытаются честно ответить на вопрос: почему христиане всей Европы принимают и помогают мусульманам-беженцам, а богатые мусульманские страны Ближнего Востока не принимают своих братьев-единоверцев?
Враги антисветской идеологии, как правило, плохо образованные люди. Они, очевидно, не знают или скрывают тот факт, что до принятия ислама дагестанцы были либо язычниками, либо христианами. Разве можно считать своих предков неверными? Верующий человек должен признать, что всё созданное на Земле – создано по воле Всевышнего, в том числе и огромное разнообразие религий. И не нам обсуждать его деяния.
Кстати, одно из значений перевода слова «ислам» — с арабского «покорность», а не зло, которое творят в Антиисламском государстве (ИГИЛ).
— Как назвать нынешний строй в России? Воровской эпохой, диким капитализмом или как-то иначе? По моему мнению, на демократию это не похоже.
— Я согласен с вашим мнением. Все названия нынешнего режима в России и Республике Дагестан вами даны объективно.
— Что из происходящего сегодня в Дагестане вас радует и что огорчает?
— Радует то, что в Дагестане нет серьёзных межнациональных противоречий, что численность населения растёт, а свадебные залы зарезервированы на полгода вперёд.
Огорчает коррупция, как ржавчина, поразившая почти все слои административных органов республики.
Огорчает то, что руководство республики оторвалось от реальной жизни своего народа, отгородилось от него высокими заборами, охраной, отняло часть морского побережья.
Огорчает, что в Дагестане самая низкая заработная плата в стране, безработица, неудовлетворительный уровень образования, качества медицинских услуг. Огорчает постоянная гибель людей на дорогах, в автокатастрофах, связанная с бесконечным нарушением правил дорожного движения.
Огорчает и то, что рост числа строящихся в республике мечетей намного опережает строительство новых больниц, школ, детских садов.
Огорчает заброшенное состояние древних аулов, старинных русских крепостей и кладбищ, исторических памятников, культурных ценностей архитектуры.
Огорчает, что на праздновании 2000-летия города Дербента ни одним словом не вспомнили тех солдат и офицеров, которые отвоевали у Персии этот город. Дербент вошел в состав России в 1806 году, примерно так же, как Калининград (Кёнигсберг) в 1945 году. Но если в Калининграде многие улицы носят имена полководцев, отвоевавших этот город, то в Дербенте и не вспоминают о генералах Зубове, Цицианове, Глазенапе, Котляревском, Ермолове, благодаря которым этот город оказался в составе России. Зато улицу Советская накануне праздника переименовали в улицу Гейдара Алиева. Как тут не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»?
Когда в Москве меня спрашивают, почему в Дагестане молодые люди продолжают уходить в лес? Я предлагаю им вспомнить повесть А.С. Пушкина «Дубровский». В ней молодой, образованный помещик Дубровский, обиженный на помещика Троекурова, разорившего его отца, сколотил банду и ушёл с ней в лес, мстить.
В Дагестане сегодня господа троекуровы, захватив часть общенародной в прошлом собственности, вызывают у населения адекватное Дубровскому поведение. Разумеется, это лишь одна из причин. Но, на мой взгляд, весьма важная. Вторая, не менее важная, кроется в бесплатном зарубежном религиозном и идеологическом «образовании», о котором вы упомянули выше.
— Никто, кроме нас самих, не обустроит нашу Родину. Я страстно люблю Россию, но у меня всё меньше остается оптимизма по поводу торжества правды и справедливости в нашем Отечестве. Этим и только этим продиктованы мои суждения и вопросы.
— Много раз в своей жизни я убеждался в правильности слов
У. Шекспира: «Экономична мудрость бытия — всё новое в нём шьётся из старья…». Сегодня наша страна переживает время, похожее на период 1941—1942 гг. Но я надеюсь и верю, что не всё ещё потеряно, и наш народ вновь придёт к победе, подобной той, что наши отцы и деды одержали в 1945 году.
В заключение хочу напомнить слова известного русского мыслителя Н.А. Бердяева: «Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства – и есть национальное сознание».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: