Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
24.04.2009
Джокеры из заморской колоды
Политическая ситуация в Грузии с каждым днём все больше напоминает сценическую постановку в театре абсурда. Что мы видим? Карнавал мрачного юмора. Среди театрализованных клеток-«обезьянников», среди бутафорских подметальщиков, среди ошалевших от страха живых кроликов, забрасываемых через украшенную сотнями ярких галстуков ограду во двор президентской резиденции, среди растоптанных на асфальте ошмётков морковки и капусты бродят постепенно утрачивающие боевой пыл молодые и не очень люди, бормочущие под нос: «Ну погоди, вот он придёт, вот он появится, и тогда…».
В пьесе классика «театра абсурда» Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» два персонажа — то ли бродяги, то ли бомжи сидят и обмениваются ничего не значащими фразами в ожидании некоего Годо, который придёт и всё устроит. Что он устроит и кто такой этот Годо, зритель так и не узнаёт. Потому что, как говорят на театре, дальше занавес.
В тбилисском «театре оппозиционного абсурда» ясности чуть больше. Вместо Годо здесь вроде бы ожидают Ираклия Окруашвили, экс-руководителя самых различных министерств и ведомств, экс-соратника нынешнего президента, а отныне его заклятого врага. А вот что он устроит – большой вопрос.
Ираклий Леванович (в ряде источников — Кобаевич) Окруашвили родился 6 ноября 1973 года в южно-осетинском городе Цхинвали. По некоторым данным, его отцом был этнический осетин по фамилии Кесаев, осуждённый за убийство своего родственника. В 1995 году Окруашвили окончил факультет международного права и международных отношений Тбилисского государственного университета по специальности «юриспруденция». С декабря 2000 года по сентябрь 2001 года Окруашвили занимал должность заместителя министра юстиции Грузии. Министром юстиции в то время был Михаил Саакашвили.
В сентябре 2001 года Саакашвили, тесно завязанный в лоббировании интересов определённых финансово-промышленных групп, упреждая действия тогдашнего президента Шеварднадзе, подаёт в отставку, обвинив «белого лиса» и членов его правительства в коррупции. Вместе с другом Мишо ушёл и «верный Окруашвили». Осенью 2003 года Окруашвили становится одним из активнейших участников так называемой революции роз, отстранившей Шеварднадзе от власти. В январе 2004 года после того, как президентом был избран Саакашвили, Окруашвили занял пост генерального прокурора Грузии. В июне того же года возглавил Министерство внутренних дел, в декабре — Министерство обороны.
Российский журналист Михаил Леонтьев обвинил Окруашвили в одной из своих телепрограмм «Однако» в связях с так называемой тквианской оргпреступной группировкой. Обвинение серьёзное, однако в европейский суд в Гааге Окруашвили по поводу диффамаций журналиста Леонтьева обращаться не стал. Вместо этого он решил глумливо оскорбить всех россиян.
12 апреля 2006 года Саакашвили назначает «верного Иракли» специальным уполномоченным президента Грузии по продвижению грузинского вина в страны Европы и СНГ. Случилось это после того, как Роспотребнадзор запретил с 27 марта поставку некачественного грузинского вина в Россию. В это время СМИ (похоже, небескорыстно) начинают активно цитировать реплику Окруашвили, заявившего, что большинство грузинских виноделов старались ввезти в РФ то вино, которое не реализуется в Европе, поскольку в России «можно продать даже фекальные массы». Высказывание Окруашвили было справедливо расценено российскими властями как оскорбление. Но отморозок Ираклий, кажется, такой реакции и добивался. После того как МИД РФ вручил ноту протеста послу Грузии, Окруашвили в духе распоясавшегося уличного хулигана вторично озвучил свою позицию: «Ещё раз хочу уточнить. Я имел в виду то, что «фекальные массы» — это не грузинское вино, которое высокого качества и хорошо продаётся, а российский потребительский рынок».
Наряду с министром внутренних дел Мерабишвили Окруашвили считается лидером «ястребов» в грузинском правительстве — группы политиков, выступавших за скорейшее возвращение в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии. В мае 2006 года Окруашвили пообещал встретить Новый 2007 год в Цхинвали — столице Южной Осетии. Возможно, эта воинственная эскапада побудила Саакашвили произвести срочную рокировку в военном ведомстве. 10 ноября 2006 года Окруашвили в результате перестановок в грузинском правительстве оставил пост министра обороны и возглавил Министерство экономического развития. Но уже 17 ноября 2006 года Окруашвили подал в отставку с поста министра экономического развития Грузии. Таким образом, он возглавлял министерство экономики ровно неделю.
Похоже, что именно в эти дни Михаил Николаевич «третьим зрением» кролика обнаружил зависшего над ним ястреба с чеканным профилем — непредсказуемого Ираклия. То ли почудилась ему за спиной Окруашвили тень покойного «авторитета и театроведа» Джабы Иоселиани, который в 91-м году развязал в центре Тбилиси маленькую гражданскую войнушку, то ли узнал что-то от агентов своей тайной полиции, но только с этого времени пути-дорожки двух соратников резко расходятся.
Через десять с небольшим месяцев после своей демонстративной отставки Окруашвили начинает первый раунд политической борьбы с Михаилом Николаевичем. Он официально объявляет 25 сентября 2007 года о создании партии «Движение за единую Грузию», которая станет в жёсткую оппозицию действующей власти. А для того, чтобы создание новой партии получило соответствующий резонанс, её лидер взрывает информационную бомбу. Выступая в программе телекомпании «Имеди», принадлежащей известному бизнесмену Аркадию (Бадри) Патаркацишвили, «неукротимый» Ираклий во всеуслышание заявляет, что Саакашвили в начале июля 2005 года якобы вёл с ним переговоры о возможном убийстве «большого Бадри». Это заявление Окруашвили в телеэфире прозвучало как гром среди ясного неба. Тогда же Окруашвили заявил, что премьер-министр Грузии Зураб Жвания был убит, а не отравился угарным газом в квартире, где нашли его тело в феврале 2005 года. Кроме того, экс-министр обвинил Саакашвили и его окружение в коррупции и нерешительности…
Очевидно, «ястреб» Окруашвили не мог простить «кролику» Саакашвили нерешительности в реализации секретного плана по возвращению Южной Осетии в состав Грузии. Как заявил Окруашвили, этот секретный план военной операции в Южной Осетии был разработан ещё в 2006 году при его активном участии.
Реакция Саакашвили последовала незамедлительно. Тем более, что батоно Ираклий по уши увяз в разного рода финансовых аферах. Но пока он был в стане президента, на его «коммерческие проделки» смотрели, сквозь пальцы. Теперь же Михаил Николаевич неожиданно увидел криминальные деяния ближайшего соратника «широко открытыми глазами».
27 сентября 2007 года Окруашвили был задержан грузинскими правоохранительными органами в своём офисе. Бывшего министра обвинили по статьям 181 («вымогательство»), 194 («отмывание денег»), 332 («злоупотребление служебными полномочиями») и 342 («служебная халатность») УК Грузии.
Поначалу непримиримый Ираклий выдвинутые против него обвинения отвергает и объявляет себя политзаключенным. Однако спустя менее двух недель, 8 октября 2007 года, Окруашвили признает себя виновным в халатности и частично в вымогательстве. Фактически он соглашается с некоторыми из предъявленных ему обвинений уголовного характера. Позднее он будет туманно намекать на то, что в тюремной камере к нему применили «особую степень принуждения». Горячие головы заговорили о том, что охранка Саакашвили надругалась над Ираклием (в тюремном жаргоне это означает, что его «опустили»).
Мы не станем утверждать или опровергать эти досужие разговоры, но странно другое? Окруашвили неожиданно выходит на свободу под залог в восемь миллионов долларов. И спустя пару недель оказывается за границей, куда он направился якобы на лечение. Неужели Саакашвили был настолько наивен, полагая, что бывший соратник перевоспитался после издевательств тюремщиков.
Людям свойственно ошибаться. Когда отдельные люди совершают отдельные ошибки, окружающие могут их поправить. Но когда ошибку готова совершить большая масса людей, тогда такая ошибка, перефразируя летучую фразу одного француза, «становится хуже преступления». Сегодня такую ошибку могут совершить те, кто на «тбилисском майдане» готов поверить в «мессианство» Ираклия Окруашиви, на приезд которого после Пасхи рассчитывают некоторые лидеры грузинской оппозиции.
В своем недавнем интервью Информационному агентству REGNUM лидер грузинской партии «Справедливость», председатель общественного движения «Грузия за рубежом» Игорь Гиоргадзе скептически оценил события, происходящие на его родине.
Гиоргадзе, уже несколько лет скрывающийся от преследования грузинских властей (он был объявлен в розыск ещё при режиме «белого лиса» Шеварднадзе, увидевшего в этом перспективном политике прямую угрозу своему президентству и просмотревшего при этом козни Саакашвили), достаточно трезво смотрит на нынешние карнавальные протесты грузинской оппозиции.
— Оппозиция и действующая сегодня в Грузии власть управляются из одного центра, — заявил Игорь Гиоргадзе. — Поэтому так называемая оппозиция не имеет достаточного доверия народа. Люди понимают, что после «революции роз» им предлагают сегодня её модифицированный вариант.
По мнению Гиоргадзе, сегодня на место президента Михаила Саакашвили претендуют три его сподвижника – экс-премьер, экс-председатель парламента и человек, выполнявший функцию главы МИД.
— Эти люди — единомышленники Саакашвили, — говорит лидер партии «Справедливость». — А их сейчас подсовывают народу, как нечто новое. Эти люди оправдывали разгон демонстрации 7 ноября 2008 года и причастны к гонениям и арестам по политическим мотивам. Сегодня они возмущаются этими действиями, хотя вчера сами непосредственно принимали в них участие. И «оппозиционеры», претендующие сегодня на власть в стране, и действующая власть получают указания от посла США в Грузии, а за её пределами — непосредственно в Госдепе США. И кто больше преуспеет в проявлениях преданности по отношению к американскому госдепу, тот и придёт на смену Саакашвили.
Насколько прав этот опальный политик? Никто не сомневается, что все три названные им политические фигуры уже прошли вашингтонские смотрины. Но кастинг продолжается. И, по нашему мнению, Ираклий Окруашвили может стать тем самым джокером, который в последний момент будет извлечён заокеанским игроком. Ведь не просто так ему был предоставлен статус политического беженца во Франции. Того же Гиоргадзе и немцы, и французы, и уж тем более американцы с большой охотой выдали бы тбилисской политической полиции. Вообще в деле с арестом Окруашвили, его показательным признанием-покаянием, освобождением под восьмимиллионный залог, отъездом «на лечение» в Германию и его дальнейшей криминально-политической одиссеей можно найти много странностей.
По мере того, как враждующие стороны в грузинском противостоянии пытаются перестроить свои боевые порядки, становится ясным: Запад не спешит со сменой хозяина президентской резиденции в Авлабаре. Хотя, казалось бы, сегодня американским и европейским политикам больше пристало искать пути преодоления финансово-экономического кризиса, однако геополитика остаётся для Вашингтона и его союзников приоритетным направлением. Особенно, если речь идёт о ситуации на Кавказе.
Сейчас НАТО готовится провести в Грузии масштабные маневры на полигоне «Вазиани» в рамках программы «Партнёрство ради мира». Цель альянса более чем прозрачна: продемонстрировать России свою солидарность с вчерашним агрессором. Показать, что Саакашвили, отдавший преступный приказ о вооруженном вторжении в Южную Осетию, обернувшимся геноцидом осетин ( что признано даже комиссией ЕС), тем не менее остаётся стратегическим партнёром североатлантического блока.
Возможно, именно это обстоятельство и побуждает западных хозяев «непримиримого оппозиционера» Ираклия Окруашвили придержать его до поры до времени в комфортабельном европейском изгнании.
Так что «ожидание Годо-Окруашвили» может продолжаться ещё очень долго.
И последний штрих к биографии несостоявшегося «мессии». Во время пятидневной войны в Южной Осетии Окруашвили обратился с просьбой к президенту Грузии, разрешить ему воевать пусть даже в качестве рядового бойца. Но Саакашвили не успел совершить великодушный жест. Война была проиграна, и кто-то должен был за это ответить. Как видно из нынешних заявлений оппозиции, Саакашвили сегодня обвиняют не в том, что его преступные приказы привели страну к военной катастрофе. Его обвиняют в потере грузинских территорий. Грузия никогда не смирится с независимостью Южной Осетии и Абхазии, в унисон повторяют политики всех мастей.
Правда, подходы к решению проблемы у них разные. Одни призывают к переговорам, другие, подобно Окруашвили, готовы воевать до последнего грузина. Но к счастью для грузинского народа, прибытие «мессии» Ираклия временно отменяется. Как надолго? Ответ знают только те, кто вершит сегодня грузинскую политику. Но вашингтонский кастинг для Грузии, похоже, ещё далек от финала.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий