slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Долгая жизнь ядовитого мифа

К истории создания картины И. Репина
«Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года»

Царь Иоанн Васильевич Грозный – одна из самых знаковых фигур в русской истории. Родился 28 августа 1530 года в селе Коломенском под Москвой, имя получил в честь Иоанна Предтечи, которого считал своим небесным покровителем, и тезоименитство отмечал 29 августа — в день усекновения главы Иоанна Крестителя.
В декабре 1533 года воспринял от отца титул Великого князя Московского. В январе 1547 года венчался на царство в Успенском соборе Кремля, став первым царём в русской истории. Преставился Иоанн Васильевич 18 марта 1584 года в Московском Кремле, приняв перед уходом постриг с именем Иона, и был погребён в соборе Святого архистратига Михаила в Кремле в монашеском одеянии. Жития его было 54 года.
Вся жизнь Иоанна Васильевича была тесно связана с православной церковью. Напомним, крещён был будущий царь в Троицком соборе игуменом Иоасафом, впоследствии митрополитом. Это крещение, во время которого младенца опускали в раку преподобного Сергия Радонежского, связало его особыми узами с Троице-Сергиевым монастырем. Впрочем, благоволил первый русский царь ко всем русским монастырям.

Другой святой – митрополит Макарий — окормлял его в юные года. С ранних лет великий князь Иоанн Васильевич совершал паломничества по святым местам, бывая в самых древних и досточтимых православных обителях. В четырнадцать лет отправился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда через Ростов и Ярославль в Кирилло-Белозерский монастырь и окружающие его обители.
Ныне почти никто не пишет о том, что в храмах и монастырях он молился часами и вставал на молитву в два или три часа ночи. И так практически каждый день до самой своей кончины!
Великий молитвенник, он постоянно читал Писание, знал наизусть множество молитв, без труда цитировал многие отрывки и поучения, и даже пел на клиросе.
Потеряв отца в три года, а мать в неполные восемь лет, он  оказался сиротой. Окружённый дальними родственниками и боярами, мальчик видел вокруг алчность, корысть, злобу, интриги, жестокость, потрясающие воображение и рождающие страх и ужас в душе его. Детство великого князя прошло в атмосфере хаоса и фактического распада центральной власти, а следовательно — и государства. С малых лет он возненавидел боярско-олигархическое своеволие, и когда пришёл в полновластие, принялся беспощадно карать за все явные проступки и измену Богу, особенно «первых слуг государя» — самых родовитых и именитых. Царь, если говорить образно, принялся отсекать греховное от плоти России. Именно здесь и коренилась одна из причин той нелюбви и ненависти, которую вызывал Иоанн Васильевич у потомков, осуждённых и наказанных им.
Это напоминает историю царствования другого русского государя – Павла Первого, оклеветанного современниками. Её писали его ненавистники — те, кого он, после кончины матери, удалил из Дворца за казнокрадство, аферы, интриги, предательство государственных интересов. Почти вся высшая аристократия потом многие десятилетия лгала по адресу убиенного, изображая его «злодеем», «тираном» и даже «душевнобольным». Да и в советское время — вспомните — нам всячески внушали, что сумасбродней правителя на Руси, чем Павел Первый, не было. Версия о «безумии» Павла в XIX веке внедрялась в общественное сознание с целью оправдания убийц, пресекших «вредное» для государства правление. В советское время версия о «безумстве» Павла как нельзя лучше подошла для подтверждения выдвинутой теории о деградации российских царей.. В этом властям успешно помогали такие писатели, как Юрий Тынянов (достаточно назвать его рассказ «Подпоручик Киже»), киносценарист и кинорежиссёр, создавшие фильм «Суворов». А сколько появлялось сборников анекдотов, связанных с именем Павла Первого? При этом и речи не могло быть о том, что именно император Павел Первый – воспитанник митрополита Платона (Левшина) — узаконил порядок престолонаследия в России, открыл новые духовные заведения в разных концах государстве, способствовал восстановлению старых и устроению новых православных монастырей. После десятилетий «бабского царствования» именно он,  проведя государственные реформы, наметил контуры грядущей России, вследствие чего в конце XIX века Россия поразила мир великими  именами  писателей, художников, учёных…
Откуда и почему же такая не остывающая ненависть к императору Павлу Первому? Ответ прост, но он редок на страницах научных изданий: «высшие» ненавидели его за то, что он хотел обуздать своеволие чиновников и аристократии, этих новых бояр, уверенных, что Россия – для них, а не они – для России.
Именно в этой среде вызрел замысел убийства императора Павла Первого, совершённого в марте 1801 года на английские деньги и в английских интересах.
Как сродни в данном случае имена государей Иоанна Грозного и Павла Первого!
Не потому ли такой шум был поднят и в наше время либеральными СМИ, когда устанавливали памятник царю Ивану Грозному в городе Орле, и какой вой был поднят теми же СМИ, когда решено было установить памятник первому русскому царю в городе Александрове. Надо ли пояснять, чем были вызваны они, разбуженные одним лишь напоминанием о государе Иоанне Грозном?
Впрочем, есть одно важное событие, совершённое первым русским царем, которое на многое открывает глаза и которое и по сей день не даёт спокойствия врагам его.
Царь Иоанн Васильевич Грозный точно обозначил время боярского самодержавия. «Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они (бояре. — Л.А.) творить зло». Если иметь в виду, что Елена Глинская скончалась 3 апреля 1538 года, то указанные «шесть с половиной лет» означают конец 1544 — начало 1545 года.
 Среди важных политических событий 1545 года следует назвать прежде всего одно. Последовала первая опала бояр. Эпоха боярского своеволия начала клониться к закату. Именно в конце этого года великий князь намеревался стать царём. Вот это самое решение – судьбоносное и в биографии Иоанна, и в судьбе России — ключевое в понимании мировоззрения первого русского царя.
Воцарение меняло весь строй жизни Руси и мира; отныне московский правитель становился главой всего православного рода человеческого. Власть он получил по праву первородства, а царский скипетр — по милости Божией. Так мыслил первый русский царь и в том никогда не сомневался. Он знал: Москве предуготовано место царьграда, теперь она сама царьград, следовательно, и все прерогативы «Грецкого Царства», перешли к православному московскому царю. Россия обрела первого монарха.
Русская идея возобладала в мире. Спасение себя и спасение других народов — в вере Христовой.
Эта концепция, высказанная ещё митрополитом Илларионом в знаменитом «Слове о законе и благодати», может быть, наибольшее открытие русского народа и является великим вкладом его в мировую цивилизацию.
Главное в жизни – благочестие. И жить надо для Бога и в Боге.
Нестроения и отступления от веры Христовой надо было, по мысли первого русского монарха, удалять и исправлять соборным разумением. Для этого, по инициативе царя, и собран был в Москве в 1551 году церковный Стоглавый собор.
Надо было обновить и укрепить русскую церковь, чтобы начинать новую жизнь и помышлять о будущем, руководствуясь любовью и смирением.
«Возненавидим же дела злые, возлюбим добрые и благоугодные дела», — говорил царь Иоанн, обращаясь к делегатам собора.
Тогда же был представлен Судебник, которые святые отцы рассмотрели и утвердили.
В истории Стоглавого собора, по справедливому замечанию историка А. Боханова,  потрясает степень воцерковленности и мировоззрения первого царя, его не только преданность делу церкви, которое являлось и царским делом, но и глубокие и разносторонние знания церковной повседневности, канона и догматов, явленных им в его вопросах.
«Стоглав» охватывал буквально все стороны церковной жизни и явился фактически новым соборным уложением.
В ту же пору духовником и сподвижником царя протопопом Сильверстом был написан «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Многие столетия по Домострою сверяли русские люди свою жизнь…
*   *   *
Забегая вперед, скажем: за время царствования Иоанна Грозного территория государства увеличилась в два раза, Россия утвердилась в Поволжье, в Сибири и на Северном Кавказе. Численность населения выросла почти наполовину.
Царем произведены важные реформы судопроизводства, земская реформа, созданы первые регулярные воинские подразделения (стрельцы), построено более 50 церквей. При нём появились первые типографии, первые печатные книги. Канонизированы десятки угодников Божиих… Мощное православное государство набирало невиданную силу и не могло не испугать Европу и почитателей европейской жизни, пребывающих в России. Потому и начали сыпаться клевета и наветы на первого русского царя во время его жизни и после его отравления.
Не будем разбирать истоки нападок на Иоанна Грозного историка Карамзина, который, увы, предвзято использовал документы истории. «Первый историограф» завораживал читателя обилием сносок и ссылок на «первоисточники» и литературным мастерством «подачи факта». Однако выхватывал, выдергивал из документов Николай Михайлович только то, что соответствовало его субъективному и недоброжелательному, а по сути дела, русофобскому взгляду. Да и сам отбор, так сказать, вивисекция, документального ряда у Карамзина, по точному замечанию А. Боханова, изначально предвзят. Потому главным свидетелями у него становятся: предатель князь А.М. Курбский, который, оправдывая собственную подлую измену, лгал на царя без удержу; лифляндские дворяне-перебежчики Иоганн Таубе и Элерт Крузе, английский авантюрист и разведчик Дж. Горсей и т. д.
Не оставим без внимания следующий факт: сам Н.М. Карамзин во время написания «Истории Государства Российского», увлечённый масонством и связанный с ним, был явно ослаблен в православной вере.
Хула на царя Иоанна Грозного продолжалась и в последующие времена. И не только в среде историков.
Лев АНИСОВ
(Окончание в следующем номере.)
Статья подготовлена и опубликована с использованием средств Фонда содействия развитию гражданского общества и политической системы государства «Народ и политика».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: