slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

День поэзии-2012

Любители словесности помнят, что в советские времена был сверхпопулярен ежегодный альманах «День поэзии», выходивший аж с 1956 года! Увы, в 1990-м издание прекратило существование. В 2006 – юбилейном для сборника – году была предпринята удачная попытка его возрождения. Инициативу известного российского поэта Андрея Шацкова и нашей газеты «СЛОВО» поддержали тогда министр культуры России Александр Сергеевич Соколов и президент ассоциации «Лермонтовское наследие» Михаил Юрьевич Лермонтов – правнучатый племянник поэта Михаила Лермонтова.

Так была возрождена замечательная культурная и литературная традиция.
В последнее время интерес к изданию ежегодника стали проявлять известные в России «толстые» журналы. В 2010 году «День поэзии» издавался на базе литературно-художественного журнала «Нева» (Санкт-Петербург), в 2011-м проект реализовывал журнал «Юность» (Москва). Почётная миссия готовить альманах «День поэзии России» за 2012 год выпала журналу «Подъём» (Воронеж), главный редактор которого Иван Щёлоков стал выпускающим главным редактором «зеркала российской поэзии», впрочем, как и его сотоварищи по редакторскому совету Наталья Гранцева, Сергей Мнацаканян и Андрей Шацков. Так называемый воронежский выпуск «Дня поэзии» объединяет 141 автора из различных уголков России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Израиля. В альманахе звучат голоса как патриархов русской поэзии – Евгения Евтушенко, Новеллы Матвеевой, Валентина Сорокина, Владимира Кострова, Глеба Горбовского, Александра Городницкого, Юрия Ряшенцева, Ларисы Васильевой, Юрия Кублановского, так и молодых авторов.
Кроме упомянутого «Лермонтовского наследия» и «Подъёма», в выпусках последних альманахов деятельное участие принимает литературный фонд «Дорога жизни», возглавляемый президентом фонда и поэтом Дмитрием Мизгулиным.
Любить Россию — код культурный...
«Вселенная — театр. Россия — это сцена».
Игорь Северянин.
Передо мной большой поэти-ческий сборник альбомного формата в бумажной суперобложке (а не демократичный, как самый первый, семью годами раньше), вырезанной из картины Пита Мондриана, — и правда, желтые, синие, красные прямоугольники, и в них надпись — День поэзии. Во весь контртитул красные цифры неофициальным шрифтом — 1962. На отворотах суперобложки — автографы писателей. Легко можно разобрать — Дудин, Ваншенкин, Луконин — главный редактор того выпуска, Куняев, Фирсов, Левитанский, Новелла Матвеева... Тому — пятьдесят лет. В очередном новом Дне поэзии-2012 (не собираюсь ab ovo, просто спасибо, что уже несколько лет ДП уверенно создает у нас иллюзию прочности, по крайней мере, поэтического дня) явная связь времён — в содержании и в темах.
Неспроста выпустил этот ДП вместе с «Лермонтовским наследием» (и удачно! — «Подъёмом») и фонд «Дорога жизни». Жизнь продолжается, мы помним ту самую Дорогу жизни — дорогу смерти, которая вела из осаждённого Ленинграда к жизни на Большой земле, и об этом есть в стихах новой книжки.
Читатель, взявший в руки книгу ДП-2012, найдёт отвечающие его интересам тексты. Стихи и прозу. Проза в этот раз особенно интересна. Первое эссе — подтверждение радости обретения альманаха — со школьной скамьи известное нам имя выдающегося исследователя литературы — рассуждение и приглашение к размышлению о поэзии или о буднях России через мир эгофутуриста. Юбилей — век с четвертью — со дня рождения Игоря Северянина, и поэтому Лев Аннинский разворачивает взгляд на поэтический и прозаический олимп, его сокрушения и обновления, из грёзо-фарсного (как сама Россия) мира Короля поэтов, наследника и служителя русской музы. Не откажем себе в удовольствии продолжить вынесенную в эпиграф цитату, приведённую автором эссе: «...Европа — ярусы. Прибалтика — партер. Америка — «раёк»...». Всё-таки весь ДП — о России, о её временах, о её народах — о нас. Ружьё живого стиха ещё и ещё выстрелит в этом ДП — например, неуёмное восприятие жизни и прыжок во всемирность Евгения Евтушенко через воспоминания того же Аннинского.
Конечно, приметы времени не могли не сформировать впечатление от двух ДП – от различия их наполнения. Остановимся на некоторых – на тех авторах, что есть в обоих альманахах. Константин Ваншенкин в том, далёком ДП — фронтовик, романтик, честный и прямой, в новом номере представлен портретистом и отчасти пейзажистом: рассказы о людях, мечты о природе, всё светло и чисто, понятно, хоть и провидческое, грустное «Опоздание на похороны» — поэта с нами больше нет. Болью сжимает душу Александр Городницкий — оптимистом его не назовёшь. Только беспредельность живой российской поэзии и поддерживает. Стихи любимой детьми Новеллы Матвеевой — печаль о порядке вещей, о деревьях, о нашей с вами наивности и недогадливости, о людях: сегодня — Овидий, а вчера, в смысле — 50 лет назад — представьте, наш сегодняшний юбиляр (тоже век с четвертью) Маршак! Из примет времени — неожиданно — для борьбы (был) построенный новый мир, и что-то он подозрительно часто поминаем в издании разными поэтами. Но слово Новеллы всегда для радости, чтобы называть всё своими именами. О Маршаке рассказывает и составитель ДП Вячеслав Лютый. Ранние годы тонкого лирика, замечательного переводчика и знаменитого детского писателя прошли в Воронеже, с которым многое связано в сегодняшнем ДП. Эссе Геннадия Красникова о Марине Цветаевой (120 лет со дня рождения) — не любила она жизнь без поэтизации её, но любовь — ключ к каждой строке. Щёлоков — о Лермонтове, Куняев — об А. К. Толстом, а о самом Куняеве — снова Аннинский, Мнацаканян — о Роберте Рождественском, Шацков – о Фирсове. Познавательность и признательность.
Главное в ДП — стихи. Мастера классического стихосложения и вкуса, к счастью, в малосоциальных опусах (всё же слегка выдаю желаемое за действительное) практически всё дали отобранно-выверенное из своих поэтических высказываний, хотя выбрано и не самое типическое и лучшее каждого автора, но некая характерность в темах и способах их передачи определённо есть. К счастью, альманах таков, что его приятно читать, и нет опасности на что-нибудь... наткнуться. Об объективности речи нет — мне альманах нравится, рекомендую, но, впрочем, нравится и жюри многих конкурсов, лауреаты коих заняли свои места на страницах этого довольно однородного по интонации — при яркой индивидуальности многих авторских решений — сборника.
Что касается тенденций, то всем почти хочется грусть свою по недавно ушедшему выразить, а не только радость от позитива, упиваться воспоминаниями и о том, чего не было. При радостных звуках сохранившейся, начавшей возрождаться (?) современной поэзии жаль, что такое ностальгическое море слёз проливается, хотя, может, и уместно. При ожидаемой тенденциозности не отдам пальму первенства поэтам из той или этой столицы. Нет перевеса. И воронежцы хороши (они ещё и картины для вклеек дали), и краснодарцы с омичами, все, да все молодцы. Мнения могут быть разные — вот и мне не всё понравилось, не всё задевает, но в альманахе есть что читать.
Много находок — все, всё тут, вселенная вся насторожила «остренькое ушко», а мы боимся смешать языки (и умереть от этого?), однако «с кареглазых холмов сбегают потоки босые»... Вот и смешенье – в смешении народов, давшем образ слову. A propos, печатное слово, должно нести просветительскую функцию, но когда приходится пояснять, чтом из Достоевского, а что из Библии... Вот и смешалось! «Что ты бродишь, неотступная мысль об Отчизне!» — так хорошо, что она есть! «Ешь сам, я больше не могу»! Играем в «мы» и «они». Почему с российской ленью надо пить на брудершафт? «Истории узка дверь»... Много находок.
Не упоминая блестящих классиков, там априори, боясь впасть во вкусовщину, с удовольствием перечту Алёну Баикину — свежесть её слов воздушна, Марию Аввакумову, Анатолия Аврутина, Александра Зайцева, Марину Вирта, Милу Ильину, Александра Климова-Южина, Марию Малиновскую и Марию Маркину, Ольгу Рычкову, Маргариту Шувалову да многих, многих.
Представьте, в 50 тысяч раз меньше стала нужна поэзия... Именно на столько упал тираж нового ДП. (Раньше деньги были ничьи — государственные, но как жаль, что этих светлых стихов, этих умных статей не прочтут, случайно наткнувшись в альманахах в любой деревенской школьной библиотеке...)
Из середины прошлого века — вслушайтесь (эх, когда бы так!) — утешает нас Игорь Северянин. Пожалуй, некоторые авторы его услышали, и почти теми же словами говорят о том же:
Вот подождите – Россия
воспрянет,
Снова воспрянет и на ноги
встанет.
Впредь её Запад уже
не обманет
Цивилизацией глупой своей.
Мария ИНГЕ-ВЕЧТОМОВА
Санкт-Петербург.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: