slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

ДЕЛО О ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ

Журнал «Всемирный следопыт» при поддержке Российского союза туриндустрии проводит конкурс «Семь чудес России», которые предполагается включить в мировые туристические справочники с целью повысить интерес к нашей стране. Из множества предложений уже составлен итоговый список из ста памятников, среди которых определён 21 лидер. В том числе Красная площадь с храмом Василия Блаженного, Выборгский замок, комплекс Мамаева кургана, церковь Покрова на Нерли, Псково-Печерский монастырь, Астраханский кремль, Кижи и другие объекты культурного наследия.

Очевидное и безусловное первенство с большим отрывом удерживает Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Итоги конкурса, когда назовут семь чудес России, подведут 7 июля. А пока вокруг Дворцовой площади не утихает кипение страстей.

 

«Каток — это клёво!»

Самый большой в Европе ледовый каток под открытым небом открылся 1 декабря прошлого года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Его площадь пять тысяч квадратных метров. Километры труб, уложенных под площадкой, гарантируют сохранение льда даже при плюсовых температурах. Горожанам радостно сообщили, что считавшийся фантастическим проект ко всеобщему удовольствию осуществлен. Народ, кинувшийся поглазеть на чудо дивное, встречали шустрые молодые люди в фирменных куртках, предлагавшие чай, русские баранки, пирожки с капустой, заморский напиток глинтвейн и яркие шарфики с логотипом компании «Боско-Нева», представляющей в наших широтах московский капитал и соорудившей ледовую арену.

Главное действо развернулось вокруг Александрийского столпа за аляповато раскрашенными щитами, за которыми залили лед. Почтенная публика едва не впала в экстаз, когда появилась стоящая на коньках градоначальница Валентина Матвиенко, поддерживаемая под обе руки прославленными фигуристами — депутатом Госдумы Антоном Сихарулидзе и знаменитым ледовым шоуменом Ильей Авербухом. А когда к ним присоединились звезды проекта «Ледниковый период», стало уже совсем весело и празднично. Общее настроение, похоже, выразил один титулованный фигурист. «Каток на Дворцовой — это прикольно, просто супер!» — воскликнул он, сел в машину и уехал в аэропорт, чтобы вылететь к себе в Москву.

А каток остался горожанам. Утренние полуторачасовые сеансы со взятыми напрокат коньками обходятся в четыреста рублей, всё то же вечером — на две сотни дороже. Детям до 12 лет и пенсионерам скидки: вход всего за стольник. Столько же взимают с тех, кто приходит «просто посмотреть». Свободно запускают только детей до семи лет, ветеранов войны и инвалидов. Словом, всё замечательно. Но никто почему-то не вспоминает о многочисленных дворовых катках, где «мальчишек радостный народ» мог хоть с утра до вечера и совершенно бесплатно гонять шайбу и резвиться на коньках. Понятно, впрочем, почему: теперь на этих площадках ставят элитные многоэтажки для толстосумов.

«Впервые в жизни увидел каток на Дворцовой, и чувства описать сложно, — делится впечатлениями полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, — Наверное, это просто восторг!» Оказывается, однако, что не все горожане склонны разделить такое светлое чувство.

 

Как Луначарский Зиновьева осадил

Главный аргумент противников катка: Дворцовая площадь — не место для развлекухи, поскольку она является не только национальным достоянием России, но и признанным шедевром мирового градостроительного искусства. Ну и что, возражают оппоненты: ведь никто же не покусился на Зимний дворец, арку Главного штаба и Александровскую колонну, которые являются памятниками федерального значения. Сама же площадь, то есть проезжая часть, находится в собственности города, и он волен распоряжаться ею, как пожелает. Предельно ясно озвучила эту позицию г-жа Матвиенко: «Такие площади должны работать на горожан, мы не должны сдувать с них пылинки — мы должны ими пользоваться. Никакого вреда не будет». Логика, прямо скажем, как у обитателей Простоквашина: помните, кот Матроскин доказывал, что взятый напрокат холодильник — государственный, а вырабатываемый мороз принадлежит ему, Шарику и дяде Фёдору.

Не имеет смысла убеждать читателя в том, что великие творения Растрелли, Росси и Монферрана составляют единый архитектурно-строительный ансамбль, формируя уникальное ландшафтное пространство, которое само по себе — культурная ценность мирового значения: об этом сказано во всех путеводителях и школьных учебниках. Ну и что, снова вопрошают защитники катка: почему на Красной площади можно, а на Дворцовой — нет? Да потому, отвечают оппоненты, что это хоть и главные площади страны, но совершенно разные. Красная площадь изначально была местом публичных казней, ярмарок и торжищ, массовых народных гуляний и развлечений. А вот Дворцовой «конфетки-бараночки» как-то не по вкусу. Она сложилась как символ имперского величия России, триумфа русского оружия, торжества державы и народа, победивших Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

Ссылки на то, что Дворцовую площадь в старые времена, дескать, тоже использовали для всяческих увеселений, несостоятельны и свидетельствуют, по мнению специалистов, о не очень глубоком знании истории родного города. Масленичные и рождественские гулянья проводились либо на Адмиралтейском лугу между Дворцовой и Исаакиевской площадями, то есть на территории нынешнего Александровского сада, где и в советское время катались на лыжах, коньках и даже на оленях, либо на Царицыном лугу, теперешнем Марсовом поле, где до революции не было, естественно, никаких погребений.

Кстати, после февраля 1917 года хоронить жертв революции хотели на Дворцовой площади. Отказалось от этой идеи Временное правительство только после вмешательства деятелей культуры, в том числе в значительной степени Горького. Тогда некрополь борцов за свободу устроили на Марсовом поле. А в середине двадцатых годов власти хотели снести ангела на Александровской колонне, водрузив на его место статую Ленина. Осадил тогдашнего партийного вождя города Зиновьева нарком просвещения Луначарский. На письме с протестом Анатолия Васильевича раздосадованный Григорий Евсеевич начертал: «Ну их всех к черту! Оставьте им их ампирного ангела». И ведь оставили.

С установкой в 1834 году Александрийского столпа вплоть до переломного девятьсот семнадцатого внешний вид Дворцовой площади оставался неизменным, и никому в голову не приходило устраивать здесь какие-либо гульбища. Meтаморфозы стали происходить после Октябрьской революции. В первые годы новой власти по революционным праздникам начали устраивать многолюдные театрализованные манифестации в грандиозных декорациях, закрывающих памятники. Позже стало традицией проведение военных парадов и демонстраций в майские и ноябрьские праздники, в которые интерьеры претерпевали соответствующие изменения. Но, подчеркнём, эти мероприятия носили не ярмарочный, но ярко выраженный идеологический характер: они славили сначала победивший пролетариат, потом торжество социализма. А это, согласитесь, не столь уж разительно противоречило глубочайшему патриотическому содержанию самого памятника. К тому же праздничное убранство быстро демонтировалось, и через два-три дня площадь вновь обретала свой величественно-строгий и державный вид. Теперь же безвкусно раскрашенные щиты с убогими картинками на три с лишним месяца спрятали от людских глаз основание Монферрановой колонны — их снесут только после 8 Марта.

Беспардонное вторжение в уникальную ландшафтную среду и грубое нарушение особого, представительского статуса Дворцовой площади начались в постсоветской России, когда во второй половине 90-х годов здесь стали проводить пивные фестивали, оставлявшие после себя груды битых бутылок, пустых банок и прочего мусора в разводах мочи на брусчатке. От таких безумств вскоре под давлением общественности, слава Богу, отказались. Но им на смену пришли рок-концерты, от которых трескались стекла в Зимнем дворце и срабатывала музейная охранная сигнализация. Удалось отбиться и от затевавшегося года три назад кинофестиваля, организаторы которого сулили понатыкать вокруг Александровской колонны легоньких бараков с туалетами и попкорном для вдумчивого просмотра кинопродукции. От катка площадь не уберегли: власти полностью проигнорировали мнение профессионального сообщества историков, архитекторов, искусствоведов. Увы, восприятие культурных ценностей на уровне надписи «Здесь был Вася» присуще не только маргиналам, но и некоторым высокопоставленным политикам, причисляющим себя к элите общества, и отдельным воротилам бизнеса, которым, кроме барышей, вообще все по барабану.

 

Процесс

Власти пребывают в некотором раздражении и непонимании: почему, когда люди «делают культурно», находятся такие, которые вместо изъявления благодарности начинают протестовать? Всё просто. Часть горожан категорически отказываются воспринимать Дворцовую площадь всего лишь как раскрученный бренд: чем он прикольнее, говоря современным языком, тем круче можно оттянуться на фоне Эрмитажа, тем больше бабок могут срубить устроители пивных сборищ, рок-тусовок, катков, да чего угодно — а то сколько суперского места зазря пропадает, аж скулы сводит. И всё из-за кучки упертых консерваторов, которых, видите ли, кощунство над какими-то там святынями возмущает.

Сигурд Шмидт, академик Российской академии образования: «Что меня совершенно поразило — да что там, я был в настоящем шоке! — это нынешний вид Дворцовой площади. Скажу прямо: было оскорблено мое гражданское чувство. Это поругание чести России. Вокруг Александровской колонны, которая воплощает не только имперский дух, но и высочайшего стиля эстетику, мы видим провинциальный балаган. И туристы со всего мира будут фотографировать это и потом говорит вот, мол, как выглядит сегодняшняя Россия. А ведь страна, которая не уважает традиции и своё прошлое, настораживает, она не пользуется уважением в настоящем».

Михаил Микешатьев, старший научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства: «Примитивная «архитектура» времянок, окружающих ледовую площадку, входит в труднопереносимое зрителем противоречие с совершенством окружающих шедевров русского зодчества. В целом сооружение катка перекрывает важнейшие виды, которые всегда составляют основу восприятия ансамбля. Без этих панорам, без зримого взаимодействия элементов  ансамбль не существует. А самым возмутительным является положение, в котором оказалась Александровская колонна. Её основа взята в оковы металлоконструкций, на которых размещены слепящие прожектора. Разглядеть надписи и рельефы на памятнике почти невозможно. Пьедестал оказался утоплен в квадратную яму в центре катка, так что целиком увидеть его нельзя. Это зрелище составляет вопиющий контраст с надписью на пьедестале: «Александру 1-му благодарная Россия».

 Михаил Пиотровский, член-корреспондент РАН, директор Государственного Эрмитажа: «Создание сооружения на Дворцовой площади — печальное событие в нашей жизни, потому что оно лишний раз доказывает, как смешна формулировка «культурная столица» по отношению к Петербургу сегодня».

Специалистов беспокоит не только нарушение эстетического восприятия памятника, но и проблема его сохранности. Напоминая о печальном происшествии в Летнем саду, где недавно под воздействием влаги раскололась уникальная гранитная ваза, реставратор Михаил Ставрогин говорит, что ещё в 2001 году на гранитном монолите Александровской колонны обнаружили трещины, некоторые глубиной до 15 сантиметров, которые заполнили специальными составами. Под воздействием влаги идёт активный процесс коррозии и даже разрушения бронзы, барельефов в основании колонны. Вокруг неё не заливают каток, а систематически распыляют воду над площадью для получения льда. В среде, и без того перенасыщенной конденсатом, водяная взвесь вкупе с испарениями, резкой сменой температур и порывистыми ветрами только усиливает губительное воздействие на гранит. О возможных последствиях кто-нибудь подумал?

Протесты горожан против ледового сооружения начались уже через неделю после его открытия. Граждане числом около пятидесяти провели «Гражданскую панихиду по культуре», как они назвали свою акцию, и молча положили гвоздики у коробки катка. В очереди в кассу за ледовыми удовольствиями стояло, кстати, гораздо больше народу. Несколько дней спустя здесь же на открытом воздухе прошла конференция на тему «Дворцовая площадь: проблема восприятия в историческом контексте», в которой приняли участие художники и поэты, искусствоведы и архитекторы, историки и юристы, музыканты и даже спортсмены. Речь шла о недопустимости попыток чиновников-коммерсантов и бизнесменов от культуры и спорта превращать уникальную архитектурно-пространственную композицию в развлекательное торжище. К этому времени, хоть и с опозданием, подоспела экспертиза, признавшая недопустимой работу катка на Дворцовой площади. К такому заключению пришли в НИИ теории архитектуры и градостроительства, и оно было одобрено президиумом питерского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Наконец, 17 декабря координатор общественного движения «Живой город» Юлия Минутина, заместитель исполнительного директора Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов и рядовой гражданин Александр Макаров вчинили судебный иск «Россвязьохранкулътуре» и питерскому КГИОПу с требованием «незамедлительного прекращения работы катка на Дворцовой площади, его демонтажа и удаления с территории Объединенной охранной зоны Санкт-Петербурга».

Истцы настаивают на том, что нарушено их право свободного доступа к культурным ценностям, о чём декларируется в пункте 2 статьи 44 Конституции Роcсийской Федерации. О том, попрано ли конституционное право заявителей, решать суду. А вот то, что грубо нарушен Гражданско-процессуальный кодекс, очевидно: там чётко сказано — судебное заседание должно пройти не позднее, чем через десять дней с момента подачи заявления, а в Куйбышевском райсуде первое слушание состоялось спустя месяц с лишним – 21 января. После начавшихся прений было оглашено, что разбирательство переносится на более позднюю дату. Тактика понятна: заволокитить дело до той поры, когда подойдёт предусмотренный контрактом срок окончания работы катка.

Журналистов в зал судебного присутствия не пустили, поскольку заседание объявили закрытым. В таком режиме между прочим обычно рассматриваются уголовные дела, связанные с преступлениями против нравственности, например, сексуальные действия, сопровождаемые насилием. Интересно получается: неужели и дело о Дворцовой площади из того же ряда?

Юрий Куканов.

Санкт-Петербург.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: