slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Целебный источник

Коллектив интернет-магазина «Политкнига» продолжает знакомить читателей газеты «Слово» с актуальными литературными изданиями и новинками духовно-нравственного кинематографа.
Сегодняшний обзор открыва-ет историко-философский бестселлер, переживший множество изданий, принадлежащий перу выдающегося русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские основы истории». В знаменитом труде Л.А.Тихомирова впервые был проведен уникальный анализ всей человеческой истории с религиозной точки зрения. Придя в публицистику вослед таким крупным политическим писателям, как Н.Я. Данилевский, И.С. Аксаков, М.Н. Катков, Лев Тихомиров ещё глубже показал нам различие в восприятии идеи власти и государства в России и в Европе.

Творчество Тихомирова можно по праву считать наиболее ярким воплощением историчности русской мысли. В нём проявилась «универсальность» русского духа, возможность вбирать в себя, испытывать на себе влияние большого числа разнообразных идей, не теряя при этом идейной самобытности. Читая книгу, важно помнить, какую эволюцию пережили взгляды Тихомирова, бывшего революционера, народовольца, перешедшего в стан консерваторов и ставшего в итоге виднейшим теоретиком самодержавия начала ХХ века. Для тех читателей, кто уже знаком с данной работой, отметим: новая книга вышла с приложением (около 160 страниц), значительно дополняющим предыдущие издания.
Мы уже рассказывали об изданной Институтом русской цивилизации двухтомной энциклопедии «Русская икона и религиозная живопись». По мнению специалистов, у энциклопедии нет аналогов по богатству собранных в одном издании материалов. И всё-таки следует признать: русская икона – настолько неисчерпаемая область для исследования, что рано было бы ставить точку в вопросе её изучения (да и можно ли будет когда-нибудь эту точку поставить?). Подтверждение тому – новая книга, выпущенная Институтом русской цивилизации, – «Очерки истории русской иконы от крещения Руси до наших дней». Вновь перед нами крупноформатное, великолепно исполненное иллюстрированное издание. Составитель и ответственный редактор – Олег Анатольевич Платонов. В книге собраны самые значительные произведения по истории русской иконы выдающихся учёных и знатоков иконы ХIХ—ХХ веков, а также материалы современных исследователей.
Обратившись к работам по богословию, нельзя пройти мимо «Книги бытия небеси и земли», имеющей, впрочем, более распространенное название – «Палея Толковая». Почти два столетия назад, в 1830 году, Пушкин писал: «…старинной словесности у нас не существует. За нами тёмная степь, и на ней возвышается единственный памятник: «Песнь о полку Игореве…» Наиболее уместно, пожалуй, сказать нечто подобное и о «Палее Толковой», ибо перед нами одно из самых фундаментальных и обширных и в то же время одно из самых ранних из дошедших до нас творений отечественной словесности. Как оказалось, в «тёмной степи» могут таиться богатые клады.
Почему же Пушкин не упомянул об этом памятнике литературы Древней Руси? Одна из основных причин недостаточного внимания к «Палее» заключалась в том, что в течение долгого времени имело место представление о ней как о переводном (с греческого или болгарского языка) памятнике, хотя никаких следов «оригинала» не обнаруживалось. Многие филологи и историки ХIХ века попросту не могли поверить, что такое творение создано много веков назад на Руси, поскольку господствовало весьма «критическое» отношение к допетровской русской культуре. Но к концу ХIХ столетия начинает складываться убеждение, согласно которому «Палея» – хотя она, конечно же, опиралась на различные иноязычные источники, тем не менее, является в своей цельности созданием русской мысли и слова.
Это убедительно доказывали начиная с 1880—1890-х годов такие виднейшие специалисты, как И.Н.Жданов, А.В.Михайлов, В.М.Истрин, В.П.Адрианова-Перетц. Как вы понимаете, великому русскому поэту до этих времён попросту не довелось дожить. Первое и долгое время, остававшееся единственным, издание «Палеи Толковой» вышло почти 120 лет назад в двух выпусках (1892—1896 гг.) и доступно современному восприятию не более чем сами древние рукописи, по которым она была подготовлена.
Наконец-то, мы дождались переиздания (кстати, посвящённого памяти Д.С. Лихачева и В.В. Кожинова, которые принимали непосредственное участие в подготовке к изданию этой книги). Итак, перед нами своеобразная энциклопедия богословских знаний и средневековых представлений об устройстве мироздания. «Палея» выявляет тайный эзотерический символизм Ветхого Завета по отношению к Новому, разрешая его в богословскую аллегорию Нового. Книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей русской словесности.
Две яркие новинки в жанре острой публицистики вышли в серии «Политический бестселлер». Совсем свежи в памяти выборы в Госдуму-2011, состоявшиеся 4 декабря, и надо полагать, мы ещё станем свидетелями всплеска или даже целой волны новых политико-публицистических изданий, в которых вновь и вновь будут переосмысливаться взаимоотношения партии власти и оппозиции. Известный учёный, общественный деятель и политолог Сергей Георгиевич Кара-Мурза, автор знаменитого труда, выдержавшего множество тиражей «Манипуляция сознанием», представляет свою новую книгу, написанную на злобу дня: «Оппозиция, или Как противостоять Путину?». В книге собраны статьи, посвящённые проблемам становления российской оппозиции и её месту в жизни государства. С книгой Кара-Мурзы во многом перекликается и работа Василия Галина «Тупик либерализма. Как начинаются войны», в которой автор пытается ответить на сложный и болезненный вопрос: почему торжество либеральных идей в мире неизбежно ведёт к войне? Ведь стоит обратиться к истории, так было и в начале ХХ века и в 1930-е гг., к этому же, считает политэкономист Галин, идёт дело и сейчас…
Не сможет не привлечь к себе внимание болеющего душой за судьбу Родины, национально мыслящего читателя книга-беседа Валентина Распутина и Виктора Кожемяко «Эти 20 убийственных лет». Известный публицист Виктор Стефанович Кожемяко уже не впервые демонстрирует нам свои работы, выполненные в жанре философской полемики. Достаточно вспомнить такие издания, как «Уроки русского: Роковые силы» (беседы с Вадимом Кожиновым), «Александр Зиновьев о русской катастрофе» или летопись «Лица века». В искусстве диалога Виктор Кожемяко за годы своей активной творческой деятельности (более полувека в журналистике) добился высокой степени мастерства. Постановка актуальных вопросов, умение чувствовать собеседника, раскрывать его с неожиданной стороны для читателя – всё это являют нам его книги. Очередной собеседник В.Кожемяко – выдающийся русский писатель Валентин Григорьевич Распутин. Беседы эти, итожа годы и происходившие в них события, велись почти 20 лет… «Есть ли польза от наших бесед, не мимо ли они ушей и душ, не впустую ли?..» – вопрошает В.Распутин во вступительной части книги. Не впустую, Валентин Григорьевич! – хочется тут же развеять сомнения нашего живого классика.
В книге «Эти двадцать убийственных лет» речь идёт главным образом о непростом, многосложном пути России и народа, о болезни общества.
Перейдя от целого к частному, коснёмся темы здоровья не нации, а отдельно взятого человека. Ведь что такое болезнь, распущенность, малодушие, зависимость? Это трагедия. Но трагедия не только самого человека и его семьи, но и всего общества. Об этом новая книга Натальи Бойко «Homo addictus: человек зависимый. В рабстве пагубных пристрастий». Каковы медико-биологические, психологические и социальные причины зависимости? В чем её опасность? Как помочь зависимому человеку? На все эти вопросы в книге даны авторитетные ответы врача-практика с большим стажем работы. Зависимость, по мнению автора, это не только огромная медицинская и социальная проблема, но и вопрос безопасности России.
Кстати, именно в серии «Безопасность России» издательством «Родная страна» выпущен целый ряд книг под редакцией Н.Н. Бойко о борьбе с психоактивными зависимостями и о важности здоровой семьи для будущего страны.
Наконец, познакомимся с работами, которыми готов нас порадовать российский кинематограф. Оказывается, не всё отечественное кино американизировалось. В отличие от 90-х годов ушедшего столетия, ситуация сейчас выправляется: на экранах больше нравственных, духовно-созидающих кинолент. К их числу можно отнести фильм от режиссёров В.Г.Тимощенко и Н.В.Шуваловой «Георгий». Он уже успел получить призы таких кинофестивалей, как «Золотой Витязь» и «Вечевой колокол». О чём же кино? Перед нами кинопортрет старого моряка Георгия Георгиевича Савенкова, солдата, прошедшего в разведке морской пехоты всю Великую Отечественную войну от Кавказа до Японии. Георгий Савенков — человек удивительной судьбы, прослеженной авторами в течение последних 15 лет. Это проникающая в душу эпопея о старике и море… отнюдь не по-хемингуэевски, а по-русски. Замечательный фильм.
Следует добавить, что «Георгий» — четвёртая по счёту киноработа режиссёра Валерия Тимощенко в рамках проекта «Русский заповедник». Всё началось с фильма «Одинокий рай» о судьбе и духовных исканиях русских людей, живущих на границе Кавказского заповедника. Следующей работой Тимощенко стал фильм, собственно, и давший название будущему кинопроекту, «Русский заповедник» — о самой бедной деревне в России, обычном православном приходе, который, тем не менее, рассматривался автором как идеальное экопоселение, рай на земле. Работая над очередным фильмом, авторы переправили через Чёрное море три джипа, поднялись на Арарат, прошли вдоль границ Армении, Ирана, Сирии по боевому пути 1-го Кавказского полка Кубанского казачьего войска. Фильм о казаках в Первой мировой войне получил название «Кавказский фронт».
И вот теперь мы имеем возможность увидеть четвёртый фильм цикла – «Георгий». Что связывает все четыре ленты? Есть ли у них какой-то единый лейтмотив? Безусловно. Это — любовь к русской глубинке, к её неповторимой красоте, уважение к своим предкам и к своей истории. Все эти фильмы объединяет обращение к одному главному герою – отцу Виктору (Салтыкову), православному священнику, настоятелю храма в тихой деревне в самом центре России. Проникаясь мироощущением отца Виктора, мы, зрители, от фильма к фильму становимся добрее, мудрее, пропитываемся целебным чувством духовной общности. Фильмы проекта «Русский заповедник» собрали целый венец призов различных кинофестивалей.

Все анонсированные здесь книги, и не только они, представлены в интернет-магазине «Политкнига» (www.politkniga.ru, тел.: 8 (495) 543-87-93) и в книжном клубе «Славянофил», тел.: 8 (495) 605-08-58 (м. «Ул. 1905 года», Б. Предтеченский пер, д. 27). Ждём вас в гости и приятного чтения! До новых встреч!
Славянофил.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: