slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Царь-подвижник Иоанн Грозный

  7 сентября 2010 года (25 августа по старому стилю) исполняется 480 лет со дня рождения Иоанна IV Грозного, первого русского царя, истинного государственника. Иоанн сумел справиться со сложными внешними и внутренними задачами, стоявшими перед русским государством. Об этом периоде царствования написано много. Однако не всегда правдиво. Немало в этих писаниях апокрифичного и тенденциозного. Поскольку они выходили из-под пера разного рода конъюнктурных историографов, которые зачастую являлись тайными или явными врагами «царской» России. Недаром современный историк-исследователь Татьяна Грачёва утверждает, что «укоренённость мифов, связанных с именем Ивана Грозного в массовом сознании, показывает, сколь сильное влияние оказывает лжеистория на наш народ и как активно работает антисистема в направлении дискредитации нашего великого прошлого, как боится она нашей истории».

  В этом кратком очерке попробуем с непредвзятых позиций осветить сложную, незаурядную и многогранную личность великого русского государя Иоанна IV.
Иоанн Васильевич IV, про-званный Грозным, родился в царской вотчине — селе Коломенском под Москвой. Когда Иоанну было всего три года, в декабре 1533 года, при странных обстоятельствах умер его отец Великий князь Василий III. Поэтому уже с младых лет Иоанн стал величаться Великим князем Московским. А через четыре года, в 1547 году, отрок Иоанн был провозглашён русским царём. Однако лишь в 1561 году патриарх Константинопольский Иоасаф своею Соборною грамотой за явные государственные заслуги утвердил Иоанна Васильевича в сане царском. «Как громадна, как многогранна эта исполинская фигура русского самодержца! На его долю достались не только непрекращающиеся внешние войны – с Польшей, Крымским, Сибирским, Астраханским и Казанским царствами, со Швецией и Литвой. Но главное, войны внутренние, связанные с крупнейшим переломом в отношениях родовитого боярства и великого князя — царя русского». Так оценил масштабность задач, стоящих перед Иоанном IV, учёный и писатель Владимир Мельник в предисловии к книге «Царь Иоанн Грозный. Личность и судьба».
  Царствование Иоанна началось смутой. Будущий грозный царь вступил на престол трёх лет от роду. Никогда ещё Россия не имела столь малолетнего властителя. Его мать Елена Глинская, «юная (вдова) чужеземка литовского ненавистного рода», по словам Николая Михайловича Карамзина, стала на целых четыре года правительницей Руси. Далее Карамзин писал: «На троне не бывает предателей: опасались Елениной неопытности». Её правление было ознаменовано развратом и жестокостью, проистекавшими от интриг приближённых князей и боярства. Всяк при её дворе тянул одеяло власти на себя, ставил личные интересы выше государственных. А после смерти Елены Глинской уже для царедворцев никаких внешних сдержек не стало. Разгорелась борьба за власть. Возникли враждующие между собой партии князей Шуйских и Бельских. «Россия видела себя под жезлом возникающей олигархии, которой мучительство есть самое опасное и самое несносное», — указывал Карамзин. «Смуты и козни придворные занимали Думу более, нежели внутренние и внешние дела государственные». Соседи Руси стали задирать Русь. Литва грабила русские города. Крымские ханы постоянно держали Русь в напряжении, то и дело совершали набеги. Восток и Юг… Вот что писали летописцы: «Мы были жертвою и посмешищем неверных: хан Крымский давал нам законы, царь Казанский нас обманывал и грабил».
  В государстве было «нестроение». В довершение бед в 1547 году сгорела Москва, и после пожара вспыхнул уже всенародный мятеж. В бедствиях, обрушившихся на Россию, отрок-царь Иоанн «увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его царя, грехи и неисправности (…) Церковное таинство миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси» — писал о деятельности Иоанна IV митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Единственным другом и наставником юного царя был митрополит Макарий. Он вдохновил Иоанна IV на идею вселенского призвания Русского царства.
  Историк Карамзин писал: «Мятежное господство бояр рушилось (…), уступив место единовластию царскому, чуждому тиранства и прихотей. Чтобы торжественным действием веры утвердить благословенную перемену в правлении и в своём сердце, государь на несколько дней уединился для поста и молитвы; созвал святителей, умиленно каялся в грехах и, разрешённый, успокоенный ими в совести, причастился Святых тайн (…) Он велел, чтобы из всех городов прислали в Москву людей избранных, всякого чина или состояния, для важного дела государственного. Они собралися — и в день воскресный, после обедни, царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, с боярами, с дружиной воинскою на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Отслужили молебен. Иоанн обратился к митрополиту и сказал: «Святой владыко! Знаю усердие твоё ко благу и любовь к Отечеству: будь мне поборником в моих намерениях. Рано Бог лишил меня отца и матери, а вельможи не радели обо мне: хотели быть самовластными, моим именем похитили саны и чести, богатели неправдою, теснили народ – и никто не претил им. В жалком детстве своём я казался глухим и немым: не внимал стенанию бедных, и не было обличения в устах моих! Вы, вы делали, что хотели, злые крамольники, судии неправедные! Какой ответ дадите нам ныне? Сколько слёз, сколько крови от вас пролилося? Я чист от сия крови! А вы ждите суда небесного!».
  С ревностью царь Иоанн приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения. Повелением царским был составлен и введён в действие новый Судебник, создана система земского (местного) самоуправления. Создал различные «приказы» (ведомства). В частности, был создан Посольский приказ. Иоанн IV часто стал присутствовать в Думе, смотрел полки и «снаряд огнестрельный» (т.е. лично проверял огнестрельное вооружение). Царь часто сам с войском выступал в походы. Своей разумной политикой, подкреплённой силой, он сумел в октябре 1552 года штурмом взять Казань и окончательно подчинить Москве Казанское, а затем Астраханское царства. Во время царствования Иоанна была создана регулярная армия. (Ещё в 1556 г. он издал уложение о службе помещиков и вотчинников.) При нём на Москве в 1563 году было основано книгопечатание. Государь был одним из самых образованных людей своего времени. Иоанн IV вёл беспощадную борьбу с ересями за чистоту Святого Православия.
  Но не всё в царствовании Иоанна IV проходило гладко. Так, ещё во время похода на Казань в войске, возглавляемым царём, поднялся ропот: «Новгородцы, дети боярские, жаловались, что царь не даёт им отдохновения (после похода на Крымцев), (…) что им невозможно вынести дальнего похода, для коего не имеют ни сил, ни денег. Иоанн весьма огорчился, — писал Карамзин, — но скрыл досаду, велел переписать воинов усердных, желающих служить Отечеству, и тех, которые по лености или неспособности отказываются от славы участвовать в великом подвиге. «Первые, — говорил он, — будут мне любезны как дети; хочу знать их нужды, и всё разделю с ними. Другие же могут остаться. Мне не надобно малодушных!» Сии слова произвели удивительное действие. Все сказали в один голос: «Идём, куда угодно Государю». Поход завершился полной победой и освобождением многих тысяч христианских пленников. «Громкое имя покорителя царств (Казанского в 1552-м и Астраханского в 1556-м) дало Иоанну в глазах россиян-современников беспримерное величие и возвысило их государственное достоинство», — отмечал Николай Михайлович Карамзин. Тогда же Царь Иоанн приобрёл и прозвище Грозный.
  В годы царствования Иоанна Васильевича IV Грозного произошло становление русского религиозного самосознания, считает митрополит Иоанн (Снычев). «Царь Иоанн IV все силы отдал тому, — писал он, — чтобы «настроить» (…) сословный организм Руси, как настраивают музыкальный инструмент по камертону православного вероучения. Орудием, послужившим для этой нелёгкой работы, стала опричнина». Опричники — это корпус царских единомышленников в деле создания государственного устройства, соответствующего православному миропониманию, т.е. самодержавной монархии. «Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь её порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности от плевел еретических мудроствований, чужебесии в нравах и забвения своего религиозного долга», — так характеризовал опричнину митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
  Учреждение опричнины явилось переломным моментом царствования Иоанна. Опричные полки сыграли большую роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1752 годах. А перед тем в Пскове и в Новгороде были раскрыты заговоры, питавшиеся «ересью жидовствующих», с целью отложения этих территорий от России под власть Литвы. Неудачи Ливонской войны лишили на время Россию отвоёванных земель в Прибалтике. Зато в 1579—1584 гг. была присоединена Сибирь. Россия и церковь православная были Иоанном обустроены, а народ воцерковлен.
  Иоанн понимал, что царь не может отличаться одной только кротостью. Иоанн Грозный считал: «Всегда царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым; ко благим милость и кротость, ко злым же ярость…». «Верую, — говорит Иоанн Грозный, — яко о всех своих согрешениях, вольных и невольных, суд прияти ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще моим несмотрением согрешают». Надо сказать, что за время царствования Иоанна IV было казнено около четырёх с половиной тысяч человек, за то же время, «в Европе, которая считается образцом добродетели и справедливости, было казнено 378 тысяч человек, большей частью безвинных…», — подчеркивает Татьяна Грачёва.
  Царь Иоанн IV прожил только 53 с половиной года, из них 50 лет он был царём. Умер он 18 марта 1854 года в Москве. В последний час жизни Иоанн принял монашеский постриг. Прошло почти сорок лет после его кончины — и в святцах Коряжмского монастыря была сделана запись за 10 июня 1624. «Этот день отмечен там как день празднования памяти святого царя Иоанна, выступавшего за чистоту православия против «ереси жидовствующих». При этом Грозный царь назван «великомучеником», что подтверждает версию о его отравлении. Данная версия ещё раз получила своё подтверждение и в ХХ веке, когда советские эксперты при исследовании останков Иоанна IV, захороненных в Московском Кремле, обнаружили содержание ртути, многократно превышающую допустимую величину.
  Многие русские исследователи по праву считают Иоанна IV самым даровитым и образованным человеком своего времени. В отличие от ряда официальных историков народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), «вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда».
  В знаменитой «Военной энциклопедии», издаваемой Т-вом И.Д. Сытина в 1911—1915 гг., о времени правления Иоанна IV сказано: «Царствование Грозного принадлежит к знаменательной эпохе русской истории: окончательное преобразование отдельных княжеств и областей в единое царство, расширение границ его на восток, введение земского самоуправления, устройство военных сил (…) — вот его характерные черты».
  Наша современница Татьяна Грачёва делает обоснованный вывод: «…Иван Грозный был поистине великим правителем. За время его правления прирост населения составил 30—50%. Для сравнения: за время правления Петра 1 убыль населения составила 40%. И при этом Ивана Грозного называют деспотом, а Петра I – Великим. Взор Петра был обращён прежде всего на Запад, взор Ивана Грозного только на Русь, и Русь Святую (…) Он открыл для России свой путь государственного строительства, на века обеспечивший ей силу и славу».

Сергей ПОРОХИН, полковник, к.ф.н.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: