slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Чёрная брань, или Опасное словоблудие

Поехала на майские праздники в пансионат под Тверью и сбежала оттуда через 3 дня. В моём корпусе едва ли не целым курсом поселились студенты местного университета. То, что они круглосуточно буйствовали и шумели, не шокировало. Отвратительны были потоки мата, извергавшиеся из их ртов независимо от пола. Прекрасные юные девы ничуть не уступали в употреблении чудовищной подзаборной лексики своим кавалерам. Взывать к их разуму было бессмысленно: они просто не понимали, о чём просишь и почему такая речь неприемлемо ужасна. Впечатление было столь сильным, что по возвращении домой я обратилась за разъяснениями к специалисту: ведущему научному сотруднику Института психологии РАН, доктору психологических наук, профессору Андрею Андреевичу ГОСТЕВУ. Он разрабатывает новое направление — психологию духовно­нравственной сферы человеческого бытия и изучает православное святоотеческое наследие.

— Андрей Андреевич, что происходит с современным человеком? Нецензурные выражения раздаются направо и налево, причём не от мужиков, роющих траншею или занимающихся мордобитием, но из уст интеллигентных с виду девушек, в беседах солидных дам, не говоря уже о подростках, идущих по улице с банкой пива...
— Более того, всё чаще звучит мнение, что это нормально и ничего страшного в этом нет. Хотя мат — яркое проявление демонического начала. Св. Антоний Великий говорил: «Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления тёмные». Непристойно бранящийся человек уничтожает вокруг себя положительную энергию, так как через словоблудие связывается с пространствами её поглощающими. Духовный мир реально существует, как и отрицательные метафизические силы. В мудром русском языке мат называется сквернословием — от слова «скверна», которое в словаре Даля толкуется как мерзость, гадость, пакость, все, что мерзит плотски и духовно; непотребство, нравственное растление; все богопротивное.
— Проклинали ведь тоже этими словами?
— Да, у славян матерщина издавна выступала в функции проклятья. Но надо помнить, что эта жертва сатане неминуемо наказуема, причём страдают от неё обе стороны. Матерная брань не зря называлась чёрной, древние люди верили, что она беспокоит лежащих в земле предков, родителей и родственников человека. Доктор филологии Олялин считает, что истоки матерных выражений идут от древних заклинаний ритуального характера, и в некоторых таких словах кроются имена бесов. Потому тот, кто употребляет их, накликает беса на себя и своих близких, нанося себе и своему потомству огромный вред. Научно подтверждено, что гены «слышат» нашу речь и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию дальше по цепочке. По мнению исследователей, мутагенное воздействие матерщины сродни радиационному облучению. Кстати, народная мудрость это всё отразила в фольклоре задолго до научных экспериментов. Вспомните европейскую сказку про добрую и злую девушку. Речь первой была красивой и сердечной, и, когда она говорила, из уст её падали розы. А вторая ругалась, и изо рта выпрыгивали жабы и выползали змеи...Задуматься о духовной природе мата заставляют и случаи из медицинской практики, когда люди с определенными видами паралича не могут сказать ни одного нормального слова, но при этом с легкостью произносят матерные. Я находил информацию о том, что в странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, реже встречаются синдром Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания нередки.
— Наблюдалось ли столь неис­товое массовое сквернословие в России прежде?
— В экстремальных ситуациях ненормативная лексика, разу­меется, использовалась всегда. Например, я занимался яхтенным спортом, и во время гонок от коллег приходилось слышать весьма крепкие выражения. Но повсеместно и так активно матерщина распространилась, пожалуй, впервые. Во всяком случае, в истории подобных примеров не описано. Это очень знаковое и неслучайное явление времени. Учёные института квантовой механики на специальных аппаратах представляли человеческую речь в виде электромагнитных колебаний, которые влияют на свойства молекул ДНК, отвечающих за нашу наследственность. Так вот если регулярно заниматься словоблудием, хромосомы резко начинают искажать свою структуру и в молекулах создаётся отрицательная программа. Такие негативные изменения ДНК накапливаются и передаются следующему поколению, что разработчики этого исследования назвали «программой самоликвидации». И мы с вами наблюдаем, как на наших глазах меняется не только язык народа, но и его характер, система ценностей и общественное сознание.
— При этом Юрий Лотман полагал, что мат помогает адаптироваться в сверхтяжких обстоятельствах. Идущие в атаку солдаты матерились, чтобы не сойти с ума от воя снарядов...
— В мате таится мощный разрушительный заряд. И действительно, в минуты отчаяния, когда надо совершить невероятное, подвиг, эти слова дают поддержку. Другое дело, на какие силы она опирается. Прежде всего на бесовские — термин не научный, но ведь именно тёмные силы «откликаются» на мат. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения. Если учесть, что корни сквернословия — в языческих заклинаниях, то становится очевидным, что человек, использующий эти слова, вольно или невольно участвует в активизации чёрных сил. Не зря язычники налагали запрет на матерщину в доме, в хлеву, оберегая и себя, и скотину от дурной энергии и наветов. А по православным канонам при произнесении матерной брани Ангел­хранитель и Богородица удаляются от человека...
— И всё же, если у мата глубокие сакральные корни, берущие начало с языческих времён, то не кажется ли вам, что нынешнее примитивное забалтывание выхолащивает этот глубинный смысл, имевший и некую защитную функцию... Из языка вымывается, уходит что­то крайне важное?
— Это уже совсем иной аспект разговора, касающийся информационно­психологической войны. Мат — одно из недооцениваемых средств, с помощью которых ведётся атака на Россию. Не зря эта тема раздувается внутренними русофобами, прозападной пятой колонной, ненавидящей «историческую Россию». Ещё в 1970­х годах психологи открыли важную закономерность: информация, полученная сразу после «микрострессора», которым могут быть и нецензурные выражения, усваивается неосознанно и прочно. С эффектом «я сам так думаю», независимо от того, что испытывает человек, услышавший скабрезность: резкое неприятие, смущение, бурное одобрение, эротическое возбуждение. Получается, мат, повышая внушаемость человека, является самым доступным механизмом манипуляции сознанием людей.
— Но наивно утверждать, что сегодняшний мат столь повален исключительно потому, что нам кто­то его навязывает...
— Мат лишь следствие, а причина в том, что дух общества полон энергии зла, и мат — один из каналов, через который она выпускается подобно пару. С помощью мата человек пытается справиться с распирающей его агрессией. Не предпринимает попытки кардинально изменить ситуацию её вызвавшую, а лишь выплёскивает гнев наружу. У людей, живущих в России, обострённое чувство справедливости. Все видят, что творится сегодня, и относятся к этому как к неизбежности, снимая стресс разными способами, в том числе нецензурной бранью. Это похоже на поведение страуса, прячущего голову в песок. Современное российское общество крайне пассивно. И пока мы не разберёмся, откуда растет зло, борьба с матом, как с ветряными мельницами, будет бессмысленной.
— Значит, Закон о запрете мата в СМИ ничего не даст? Ваше отношение к нему?
— Одобрительное. В той или иной мере закон будет притормаживать раскрутившийся маховик матерщины. Малейшее движение наших мыслей, чувств материально, и я за любое ограничение мата, включая предложение Станислава Говорухина о том, чтобы маркировать книги, содержащие нецензурную лексику. Выдающийся философ Иван Ильин говорил, что человек «ответственен за те излучения, которые он посылает миру». Любой грязный помысел усиливает мировое зло. И каждый совестливый поступок — это вклад в ту духовную борьбу, которая ведётся на психологическом уровне в социуме... В нашей культуре всегда существовал запрет на употребление нецензурных слов в присутствии женщин, детей и самой женщиной. Физиология объясняет оправданность такого запрета: если у мужчин матерная брань повышает содержание мужского гормона за счет возникающего эротического возбуждения, то у женщин она провоцирует гормональные нарушения. Голос женщины становится более грубым, возникает гормональный дисбаланс. Кстати, у мужчин матерщина бывает признаком снижения сексуальной потенции — тем самым человек подсознательно стимулирует себя.
— Вы цитировали замечательного Ивана Ильина, сказавшего: «Человек есть то, что он читает». Но современные писатели вовсю популяризируют мат. Выходит, каковы пастыри – такова и паства? Тот же Владимир Сорокин заявляет, что для него это детонатор, взрывающий язык текстов и обогащающий литературный чернозём... А сочинителя, не использующего матюги, сравнивает с пианистом, отрезавшим себе палец...
— У русского мата в мире имидж едва ли не самого мощного по своему воздействию. Иностранцы заимствуют наши матерные слова для придания своей речи яркости и смачности. И Александр Сергеевич, и другие великие писатели не чурались крепких словечек и умели в нужную минуту выразиться сочно и с глубоким смыслом. Но всё должно быть ко времени и к месту... И чтобы там ни говорили, в наследии писателей­классиков линия мата ничтожно мала. Чего не скажешь о нынешней литературе, которая не культивирует энергию добрых дел, не воспитывает дух патриотизма, любви к Родине, а чаще работает на отдаление от национальной почвы. Именно укоренённость в родную почву и молитва дают истинные силы, но никоим образом не мат. А ещё — соблюдение духовных законов мироздания. Если человек не следует этим объективно существующим законам, все его построения зыбки и иллюзорны. К тому же чувство благоговения, с которым связана вера в Бога, несовместимо с грязной речью. В присутствии людей, которых мы считаем чистыми и светлыми, ругаться совсем не хочется. Этого не станут отрицать даже ярые сторонники употребления мата. И если человек верит в Бога и понимает, что Он постоянно рядом с нами, язык просто не повернется, чтобы произнести всякие непристойности и непотребства. А когда мы теряем чувство Божьего присутствия в нашей жизни, и ведем себя соответственно. Как у Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено».

Беседовала
Татьяна ПЕТРОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: