slovolink@yandex.ru

Через прогресс — к невежеству!

  32% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли.
Опрос ВЦИОМ
9 февраля 2011 года.

15 декабря редакция газеты «Слово» провела «круглый стол» на тему «Выборы-2012: вопросы образования и культуры». В обсуждении приняли участие виднейшие деятели российской культуры, широко известные всей стране. (Материалы «круглого стола» публиковались в № 47—48/2010 г.,№ 1—2 и 3—4/2011 г.).
Об актуальности прошедшей дискуссии говорят многочисленные отклики наших читателей и авторов, которые мы помещаем под рубриками «Слово учителю», «В поисках смысла», «О чём говорят», «Реформа и реальность» и другими.
В нынешнем и последующих номерах мы продолжаем публикацию материалов на затронутые темы, поскольку преследуем цель – поставить вопросы образования
и культуры в центр предвыборного диалога, сделать его важной и неотъемлемой частью политического дискурса как в ходе президентской избирательной кампании, так и выборов в Государственную Думу.

  В последние дни — ажиотаж вокруг нового Закона «Об образовании», который Андрей Фурсенко пытается представить как «прорыв в будущее». Он уже допустил один «прорыв» — это ЕГЭ, который уже везде доказал свою несостоятельность, а у нас, с подачи того же Фурсенко и ему подобных, считается верхом совершенства в образовании. И ведь правительство и Дума идут у них на поводу. Отсюда можно сделать один вывод – там наверху главенствуют ЕГЭшники!
  Когда я учился в школе и училище, основной упор учителя и преподаватели делали на то, чтобы научить нас мыслить. Мы часто слышали такое изречение из их уст: «Ваши головы не Дом Советов и всё вместить не могут. Но вы должны научиться мыслить и знать, в каком направлении идти…». Сейчас всё наоборот – отучить мыслить, только выполнять то, что приказывают другие. ДА и НЕТ – один ответ.
  Не хочу разливаться словесами по древу, приведу лишь несколько примеров о «пользе» автоматизации и учёбы по принципу ЕГЭ. А до того вспомню присказку, распространённую на флоте в 60-е годы прошлого века: «Современная техника в руках дикаря – страшная сила!». Для нас, сегодняшних, это звучит весьма актуально.
  Так вот, ещё на заре компьютеризации широкое распространение в школах Западного Берлина получили калькуляторы. Дети быстро научились нажимать на кнопки, так что забыли таблицу умножения. Умственные способности стали падать, и западноберлинский сенат вынужден был принять закон, ограничивающий использование калькуляторов в школе.
  ЕГЭ — это по сути то же нажатие на кнопки по принципу «правильно – неправильно». Примером такого воспитания может служить происшествие с подводной лодкой ВМС ЮАР, когда члены её команды дважды выводили её из строя так, что за пять лет она так и не вступила в строй.
  В своё время новейшая подлодка «Мантатиси», купленная в Германии, вышла из строя, когда один из членов экипажа вставил электробритву не в ту розетку. В итоге перегорели предохранители и возникла необходимость замены аккумуляторных батарей. На их доставку из Германии и установку ушло полтора года. Однако на заключительном этапе установки кто-то неправильно соединил провода, и электрические сети вновь были выведены из строя. Теперь подводной лодке предстоял уже капитальный ремонт.
  Не ожидает ли нас подобное с «Мистралями», закупаемыми во Франции? Ведь обслуживать-то их будут такие же «специалисты», воспитанные по системе ЕГЭ и согласно новым стандартам образования.
  Помнится, ещё в начале наших нескончаемых реформ один видный американский деятель сказал, что в России надо реформировать всё, кроме образования! Потому что российское образование советского периода было признано лучшим в мире. Но нашим чинушам, как видно, не дают покоя лавры Герострата.
  Не лишне вспомнить и такой пример. В 2007 году наш сторожевой корабль «Неустрашимый» прибыл в порт Зеебрюге (Бельгия) на День открытых дверей. На «Неустрашимый» прибыла делегация датских моряков. Один из офицеров-датчан рассмеялся, увидев, как наш штурман работает на планшете обычным карандашом. Но тут же получил взбучку от своего командира: «Новейшие средства радиоэлектронной борьбы способны запросто вывести из строя нежнейшую вычислительную технику, и тогда выход один – действовать, как русский штурман! Боюсь, что немногие из нас умеют так работать». Выводы делайте сами.
  При всей видимости прогресса надо признать, что к его благам надо подходить осторожно. При аховом, вернее, потребительском, отношении к его видимым удобствам, мы можем превратиться в бездумных существ, в лучшем случае, живых роботов. А это страшно! Об этом стали задумываться уже на Западе, но, судя по делам наших деятелей от образования, не у нас. Прогресс должен соответствовать духовному и нравственному развитию человека, о котором сегодня, к сожалению, в России совсем забыли!

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке.
Московская обл., пос. Купавна.

 

О нашей школе

 
  У истоков русской школы стояли Михайло Ломоносов, Лев Толстой, Дмитрий Ушинский. И эта школа стала лучшей в мире. Русская школа советского периода продолжила великие традиции, развивалась, крепла и стала лучшей школой в мире.
 
  Сегодня лучшие умы России пытаются остановить разруху в образовании. Собираются «круглые столы», говорят на телевидении и радио, печатают статьи. А Михаил Задорнов в «МК» от 5 февраля 2011 №24 назвал «...министра (Фурсенко — пояснение моё) и его команду предателями России». Всё так, Михаил Николаевич. Только причины такого поведения министерства вы раскрыли не совсем верно. Понятно, что олигархам нужны молчаливые рабы. Но их позиция — это уже следствие. А ветер дует из далёкого и близкого Запада. Деньги уплачены, музыка заказана и система танцует. Русскую школу — всю русскую школу, а значит и Родину — спасёт только изменение политического и экономического курса страны. А настоящий курс проплачен, т.е. куплен вместе с потрохами, и ничего поменять не может, а берёт под козырёк и соросам отвечает: «Будь сделано».
  То, что нам навязывают, — это прогнившая, выброшенная на помойку истории методика. Тот же Запад отказался от неё 50 лет назад. Можно пережить импорт напичканных химией окорочков Буша, наши организмы могут переварить просроченные лекарственные препараты и т.д. и т. п. Внедрение ЕГЭ и предлагаемых стандартов образования мы не переживём. Это гибель моей Родины.

Пётр КУЗНЕЦОВ,
учитель литературы,
победитель Всероссийского конкурса методических разработок по творчеству
А.И. Солженицына.
 

 

Все наши беды — из-за упадка русской культуры


Наш выдающийся философ Н.А. Бер-дяев в своё время написал: «В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности». Как бы в разъяснение и уточнение сказанному А.М. Горький добавил: «Истинная суть и смысл культуры — в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо грубо, что унижает человека и заставляет его страдать».
  Если попытаться определить степень нынешнего состояния и развития русской культуры, о чём неожиданно заговорил президент Д.А. Медведев на одном из совещаний в Кремле, то сделать это совсем просто. Поскольку так жить нельзя — гибельно не только для русских, но и для всех других народов, населяющих Россию.
  Не будем кривить душой, если отметим, что пороки насквозь пронизали наше общество. Многие из тех, с кем мне приходится общаться, прямо заявляют, что у нас начисто отсутствует настоящая, совестливая элита, которая активно способствовала бы развитию нормальных общественных отношений.
  Самое страшное, что с нами произошло в послесоветский период, — это чудовищное расслоение, когда вдруг появились сверхбогатые люди, просто богатые и бедные, которых подавляющее большинство. В нашу жизнь вторглись массовая безработица, нещадная эксплуатация, преступность, казнокрадство, бандитизм, коррупция… Ко всем бедам добавился терроризм…
  Вся культура преподносится нам теперь по телевидению, экраны которого заполонили представители «богемы» с их ужимками и прыжками, непристойными телодвижениями и высказываниями — так называемые смехачи, всем до чёртиков надоевшие. Только они занимают в телеэфире лучшее время. Чего стоят, к примеру, одни «новые русские бабки». Один из моих знакомых как-то сказал: «Когда я вижу на экране этих «бабок», то мне становится стыдно». А сколько вокруг Петросяна собралось пошляков! Естественно, представителей настоящей русской культуры ныне на телевидении не увидишь и не услышишь. А ведь ещё Г.В. Плеханов по этому поводу писал: «Искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. Но когда оно отворачивается от великих исторических движений, оно само проникается элементами пошлости».
  По всем телеканалам, включая государственные, бесконечно демонстрируются дешёвые сериалы. В сознание людей, главным образом молодёжи, этими поделками внедряются подлость, предательство, вседозволенность. Ни один фильм не обходится без постельных сцен. И это пытаются преподнести как особые «достижения» режиссёров! Возможно, эти «творцы культуры» не способны понять: человек издревле отличался от животных тем, что прикрывал своё тело, потому что обладает стыдом и совестью, скромностью и чувством приличия. Почему же нас пытаются приравнять к животным? И почему власть равнодушно взирает на это?
  Давайте, хотя бы на миг, задумаемся о том, что значит для человека книга. В ней — память предков, она — рупор мыслей. «Учёная литература, — говорил А.Н.Чернышевский, — спасёт людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости».
  Помню, в послевоенные годы на наш первый класс был один букварь, который мы читали по очереди. Не забыть радости, когда отец привёз мне из Харькова купленную на рынке «Родную речь» для третьего класса. Как я берёг её! Видимо, с тех пор я и стал книголюбом. По-доброму вспоминаю своих учителей русского языка и литературы. Они прививали нам, несмышлёнышам, любовь к книге, к классике, внушали, что не читать и не иметь книг — высшая степень умственной бедности.
  Сейчас книги для основной массы читателей недоступны. Иные стоят по нескольку сотен рублей, а то и больше тысячи. Большая часть населения сейчас не то что книг, газет не читает — занята добыванием хлеба насущного. А кто, скажите, прививает ныне любовь к литературе? Может быть, радио и телевидение? Уже много лет в эфире о книгах — ни слова. За последние десять лет в глубинке исчезли книжные магазины. Помимо дороговизны одна из причин — потеря интереса к книге. А это говорит о деградации общества…
  Л.Н. Толстой называл музыку немой молитвою души. И действительно, хорошая музыка окрыляет души. А что мы слышим теперь? Низкопробную, шумную, режущую слух. Редко можно услышать русские народные песни, классическую музыку. Нет и хорошей эстрады. Отсутствует музыкальное образование в общеобразовательных школах. А ведь даже в трудные послевоенные годы в школах были уроки пения.
  Для большинства наших соотечественников недоступным стал театр, который ещё А.И. Герцен называл высшей инстанцией для решения жизненных проблем. Не говорю о космической стоимости театральных билетов. Часто приличных спектаклей — не найти! Если раньше на главных телеканалах транслировали лучшие постановки драматических театров, классику из репертуаров театров оперы и оперетты, то теперь об этом не приходится и мечтать.
  Нет смысла лишний раз говорить о том, что фактически перевелись на Руси писатели, режиссёры, постановщики. Теряется творческий потенциал, которым ещё недавно восхищался весь мир. Всё больше в жизни приходится опираться на достижения наших славных предков, о чём писал великий русский поэт Н.А. Некрасов: «Нужны нам великие могилы,/Если нет величия в живых».
  Вот и приходится констатировать, что нынешнее, явно критическое состояние нашего общества проистекает из-за упадка русской культуры.

Николай ЯСТРЕБОВ, ветеран труда.
Белгородская обл., г. Шебекино.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: