slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Человек и его место

Он назначил тех, кого хотел, и туда, куда хотел. Он даже сидел 12 мая привычно слева. Как и все прежние годы...

Нельзя сказать, чтобы вчерашние кадровые и структурные решения потрясли истеблишмент до глубины души. Но и назвать их всех ожидаемыми тоже невозможно. Их ждали, чтобы понять, кто будет в стране главным. И, похоже, вчера ответ на этот вопрос был получен. По крайней мере на первом этапе главным будет тот, кто и был.

Итак, основной принцип подбора правительства (а отчасти и администрации) — чтобы рядом были свои. «Свои», проверенные, верные на ключевых участках работы и на наиболее значимых отраслях, требующих четких механизмов. К примеру, гадали, что будет с энергетическим сегментом. С ним будет не просто что, с ним будет Кто — Игорь Сечин, который получил не только административные полномочия в Белом доме, но и целую зону ответственности в правительстве как вице-премьер.

Интригой была судьба Игоря Шувалова, который, как полагали, мог остаться с Медведевым, поскольку работал с ним все последние годы. Но тогда возникал бы вопрос, кто занимается «контентной» частью в правительстве. В итоге Шувалов в правительстве стал вторым первым вице-премьером наряду с экс-премьером Виктором Зубковым. Ясно усматривается баланс между административно-проверенной и содержательно-смысловой зоной работы. Один будет генерировать идеи, второй — придавать им правильную форму.

Сергей Собянин, по которому тоже ходили разные предположения, не остается в Кремле, а уходит «простым» вице-премьером, которому в курирование достается связь с регионами и СМИ. (Одновременно он, правда, «совмещает» это еще и с должностью руководителя аппарата правительства.) Таким образом, получается, что именно ему подчиняется обновленное министерство, которое получило, пожалуй, самое неожиданное назначение, — Минсвязи. Его возглавил Игорь Щеголев, экс-глава службы президентского протокола. Но вдобавок к функциям бывшего ведомства Леонида Реймана добавляются массовые коммуникации. Их забрали у Министерства культуры, на которое, в свою очередь, был вызван человек из Парижа, однако, не исключено, прежде всего для того, чтобы освободить место в самом Париже... Так вот «коммуникации» в современном смысле слова означают частоты. По сути, это «почта, телеграф, мосты» XXI века.

...Второе неожиданное назначение последовало в понедельник ближе к вечеру — Виктор Черкесов возглавил Агентство по вооружениям. Любопытно, что его причисляли к числу самых перспективных силовиков. Теперь же, как получается по распределению обязанностей, он поступает в «подчинение» к Сергею Иванову, пониженному до «простого» вице-премьера и обладающему, по сути, функциями лишь в оборонно-промышленном комплексе. И то до известной степени, поскольку вплотную к нему «примыкают» сферы курирования Игоря Сечина.

По сути, из назначенцев Медведева мы пока видим лишь министра юстиции — пост отдан давнему соратнику Александру Коновалову, бывшему до того полпредом. В Минюст уходит и регистрация некоммерческих организаций, включая представительства зарубежных НКО, однако радоваться этому или огорчаться, пока не известно.

Не проясненными пока остаются абрис и вес фигуры главы президентской администрации. Им стал бывший глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. То есть два центра власти как бы «махнулись» руководителями своих аппаратов: Белый дом теперь у Собянина, АП — у Нарышкина. Любопытно, что за четыре с лишним года своего пребывания на высших этажах власти Нарышкин так и не приобрел устойчивой репутации «чьего-то» человека. Редкий случай, кстати, среди истеблишмента. Поэтому тут трудно сказать, подарок ли сделан Медведеву в виде такого руководителя администрации или «подарочек». Должность эта важна хотя бы тем, что работоспособной конструкция может быть, только когда глава АП комфортен президенту и когда президент ему доверяет. В противном случае плохо будет им обоим и остальным в окружении.

То есть в череде указов и преобразований есть два-три момента, которые пока, не обладая «клиническим опытом», можно трактовать двояко. К примеру, направление Николая Патрушева на Совбез — это почетная ступень перед пенсией и отправкой послом в какую-нибудь приятную страну или новый, реальный центр силового влияния на ситуацию? «Передача» его в ведение Медведева — это лишение влияния, дескать, пусть поступает с ним, как сочтет нужным (поскольку именно президент возглавляет Совбез), или лишняя присматривающая пара глаз в Кремле?

Перемещение Виктора Черкесова с наркотиков на танки — это его понижение или, наоборот, создание еще одного финансово-промышленного «куста» во главе с Черкесовым-Ивановым с привычной целью: сохранить сбалансированный подход к собственному окружению и не отдать лидерства какой-то одной группе? Коновалов как «человек Медведева» — это разовая и не очень значимая уступка или начало более масштабной смены лиц?

Двумя «простыми» замами стали бывший пресс-секретарь президента Алексей Громов, получивший в курирование медийные подразделения и бывшую вотчину Щеголева, и также Александр Беглов.

Его трансформация интересна: до 12 мая он был «Путиным», то есть возглавлял Контрольное управление, которым когда-то руководил сам Путин, с чего, собственно, и началась его большая столичная карьера. Ныне Беглов становится «Сечиным» — ему в ведение переходят канцелярия президента и документооборот. Непросто ему с такими предшественниками... Но в целом по администрации мы получаем не столько новые лица, сколько перераспределение старых фигур и их зон ответственности.

Пока основная масса назначений и структурных новаций выглядит следующим образом: тот, кто принимал решения, тот и будет их принимать, и он всячески это намерен продемонстрировать и закрепить. Надолго ли? Пока тоже не понятно? Всё зависит от множества факторов, субъективных и объективных. Второе — по целому ряду назначений складывается впечатление, что отталкивались не столько от задач, сколько от людей, которых нужно было наделить позициями. На это всегда есть объяснение, что совсем новому человеку требуются месяцы, чтобы просто сориентироваться в процессе, а тут вроде все фигуры, знакомые с устройством власти и механизмами принятия решений. А сможет ли в сущности та же команда осуществить качественное изменение страны, о чем так много говорилось последние пару месяцев, с течением времени узнаем. Время всё расставляет по местам.

Светлана БАБАЕВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: