slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Чарующее многообразие...

Меняется причёска и костюм,
Но остаётся тем же наше тело,
Надежды, страсти, беспокойный ум,
Чья б воля изменить их не хотела...
Георгий Иванов.
Российский писатель Георгий Евгеньевич Дзюба родом из Ромны Сумской области на Украине. Это недалеко от тех мест, где родился и провёл своё детство и юность классик русской и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь.
Так что они земляки. Потому-то Дзюба и знает хорошо гоголевские места — Васильевск, Нежинск, тихо текущий Псёл, чудный Днепр со звёздной ночью, знает жизнь и дела земляков, их говор, думы, характеры, о чём и писал Гоголь, творчество которого полюбил ещё с детства и с тех пор с ним не расстаётся. Разбирает, как говорится, его по косточкам, во всё, что связано с классиком и о нём написано, вникает глубоко и дотошно.
Известен Дзюба по книгам «Гуляй, Тундра», «Медведь в курилке», «Повесть о коллежском советнике П.И.Чичикове» и другим публикациям. Недавно вышла его новая книга «Гоголь о девичьих смешинках и печалинках», в которой показал себя тонким знатоком и исследователем женских образов, вникая в тайники женской души, куда до него никто ещё не добирался, не входил так глубоко и не понимал её, как сделал это Дзюба. Ведь до него гоголевские женские образы критики, даже хорошо известные, как, например, Василий Розанов, их не принимали и принижали, а вернее, не понимали. Что, мол, этот убеждённый холостяк, избегающий женщин, мог знать об их жизни. Как они глубоко ошибались! Совсем молодой Николай Гоголь, живший среди своих будущих героинь и героев, отлично познал их натуры и позднее воплотил в своём гениальном творчестве.
Мы знаем, какое сложное это явление — жизнь. Столько в ней всяких и разных форм, путей и течений — тихих и бурных, страстей и безразличия, затхлости и сиреневой свежести, что захватывает дух. Русский поэт времён Пушкина Дмитрий Веневитинов писал:
Сначала жизнь пленяет нас.
В ней всё тепло, всё сердце греет.
И, как заманчивый рассказ,
Наш ум причудливый лелеет...
Это верно. Но в нашем житие-бытие существуют как бы две эпохи: эпоха радости и эпоха страданий. И не перечесть всех коллизий, сваливающихся на нашу долю. И мы постоянно задаём себе вопросы: «Что? Как? Почему?» И по своей эрудированности отвечаем на них. Вопросов тьма! Но главные из них были и останутся: Жизнь. Женщина. Любовь. Вся наша жизнь крутится вокруг них, как Земля вокруг своей оси.
Именно эти вопросы занимают Георгия Дзюбу, и он отвечает на них в своей книге о Гоголе и его женских образах. Книга написана с глубоким знанием дела и творчества великого классика, и кажется, что они беседуют между собой, и Гоголь говорит откровенно о своих героях, делится с Дзюбой своими думами, мыслями. Настолько это правдоподобно, что невольно наводит на мысль, что так, мол, оно и было, а иначе быть не могло. И это касается не только чести любимого им писателя, но и его самого, не терпевшего той неправды, какая исходит от некоторых критиков, утверждающих, что женские образы у Гоголя неудачны, женщин, мол, он не знал. «Клевещет» на Россию, и даже не стеснялись неприличных выражений в адрес автора замечательных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ», «Ревизора», «Петербургских повестей»...
Дзюба парирует все их скоропалительные суждения. Их умопомрачительные выводы ошибочны и неверны — отвечает он своей книгой. Великий мастер художественного слова, Гоголь постоянно стремился к идеалу во всём, что включало в себя и его обожествление женщины и отношение к ней. Об этом напоминает миниатюра «Женщина», в которой юный автор писал: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину».
Так что Николай Васильевич Гоголь, как пишет Дзюба, создал немало восхитительных и «живых», не ускользающих от нашего взгляда женских образов, бесподобных по своей внешней и внутренней красоте. «Всё в ней венец создания» (Н.В.Гоголь. Отрывок «Рим»). Дзюба ненавязчиво убеждает нас в этом, и он прав, что Гоголь непревзойдённый мастер по показу своих обаятельных героинь, каждая из которых индивидуальна и неповторима, с житейскими принципами. Все они действительно разные, будь это Оксана, Ганна, Параська, Пидорка, Солоха, Коробочка или императрица Екатерина Вторая. Под стать им и мужчины индивидуальны. Но мы больше всего касаемся женских образов, о которых рассказывается изумительно точно и верно, и в этом ему, пожалуй, нет равных.
Конечно, о любви и женщине говорилось ещё с древности, говорится и будет говориться всегда, в меру таланта и нравственности автора. Как он знает жизнь, в которой вращается женщина и любовь, на что во все времена обращается особенное внимание. И всё равно задача разгадать их тайну оказывается почти непосильной. Что-то опускается, зато высказывается много интересного и удивительного о той или иной женщине. Это и подметил Дзюба, как бы со стороны, в женских образах Гоголя, чего не удавалось увидеть ни одному критику до него. Он понимает, что женский вопрос серьёзен и шутить с ним нельзя, как понимал его и Гоголь. Каждая женщина у него борется за своё счастье по-своему, и в этой борьбе слышится чарующая мелодия любви, своеобразная песня. Какая сказочная прелесть 18-летняя девушка Параська, под стать ей и Оксана, и Пидорка и другие девушки, изображённые Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в других его произведениях; в них нет гетер для душевных наслаждений, ласкающих прелестниц, а есть женщины, которым важны семья и продолжение рода человеческого — вот важнейшие задачи и назначение свободной женщины. Её приданое — добродетель.
Женщины Гоголя, как постоянно подчёркивает Дзюба, пронзительно разные: великодушные, необузданные, злопамятные, беспощадные, сердобольные, ранимые, но стойкие, сексуальные или сексапильные, неприступные или страстные, высокомерные или даже базарные. Картина при их изображении красочна, многоцветна словно радуга, в ней Гоголем учтены и актуальность, и органика, короче, картина дана совершенной — ни прибавить, ни убавить.
Гоголь показывал своих женщин «с удивительной простотой и бесхитростностью». Это отмечали некоторые критики. Дзюба копнул глубже и увидел Оксану, Вакулу, Солоху, царицу Российской империи и её фаворита Потёмкина, как видел их в своё время великий Гоголь. У многих героинь можно заметить внешнее сходство. Но его «младые барышни, сельские дамочки среднего возраста, сварливые старухи и прожжённые профессиональные ведьмы заметно разнятся» характерами, нравами и манерами. Одна девушка мечтательная, живая, энергия в ней бьёт ключом, открытая, другая — закрытая, как говорится, вся в себе. И обе встречаются с парубками. Есть и капризная, во всё вникающая дивчина, а четвёртая — антипод предыдущим героиням, любит только себя. И все девушки, как на подбор, писаные красавицы, кровь с молоком. Они были на самом деле, Гоголь их знал и любовался ими. Ведь он всю юность провёл среди них, как и его верный исследователь жизни и творчества.
Дзюба говорит, что у Гоголя полным-полно и других «ягодок», проходящих через тексты произведений мастера. Бывает, ему достаточно и нескольких строк для характеристики своих персонажей. И читая, уже имеешь о них ясное представление, они стоят перед твоим взором, на их лицах можно заметить даже малюсенькую родинку или ещё какую-то примету. Это и умная, хозяйственная Солоха, и болтливая, сварливая Хивря, и пронырливые, хваткие ведьмы. А сколько среди «ягодок» комических, глупых, наглых, жадных, горе мыкающих и просто стервоз. И их нельзя не заметить. Так что никакого однообразия женских образов в творчестве Гоголя нет, утверждает своей содержательной книгой Георгий Дзюба. Напротив, есть только чудное прекрасное многообразие, в том числе и мужчин, ухаживающих за своими гарными дивчинами. Но здесь мужчины как бы вспомогательные персонажи, помогающие точнее раскрыть женские образы, автор их считает, и справедливо, цветом жизни, без которых она померкнет. «Ох уж эти женщины! Ох уж этот Гоголь!» — подчёркивает Дзюба, показывая гоголевских героинь. И своей твёрдой, выверенной строкой утверждает истину, развенчивая «знатоков» Гоголя, говоря, что схематичностью в обрисовке женщин у того даже не пахнет. Вы прочтите-ка его повести, поэмы, рассказы повнимательнее, и тогда, может быть, на вас снизойдёт Божие провидение, что Гоголь-то «передал ритм, тон, пограничную близость другого измерения... Пьянящий аромат чувств», исходящий от женщины, царственную красоту Оксаны и чертовскую прелесть и обольщающую силу Солохи, её эротическую энергию, хватку, хитрость расчётливой сорокалетней хохлушки. У критиков её образ вызывает негатив. Но образ этот многогранен. Найдите-ка подобный образ в мировой литературе! А Гоголь нашёл, и он достоверен и очень удачен.
Удачен и неповторим образ гордой, своенравной, умной и простой Оксаны, влекущей парубков своей изумительной красотой. Это весёлая и подвижная украинка, любимому парубку не так-то легко к ней подступиться. Она любит единожды и навсегда. Душевное переживание девушки налицо. И это показано, как отмечает Дзюба, восхитительно поэтически и музыкально. Она дождалась своего любимого кузнеца Вакулу и вышла за него замуж. И стала ещё краше, «выглядит лучше всех похвал». Помудрела. В её образе явная «нежность и чуткость, доброжелательность и приветливость, тактичность и сдержанность, гордость и обаяние, то есть качества, обусловленные успешным исполнением её биологической и социальной функций матери и верной жены, обозначенных в одной фразе Н.В.Гоголя». В замужестве Оксана стала уже другой. Теперь у неё забот полон рот. Она ответственна и за себя, и за свою семью. Из-под пера Гоголя вышел образ живой, притягательный, идеальный. И просто поразительно, как этого не заметил маститый публицист и критик Василий Розанов и ему подобные, считая образы женщин у Гоголя нереальными и ходульными. А ведь он всегда точно знал, что изображает и делает, и в этом ему равных ещё поискать. В его художественных творениях главенствует народная жизнь, из которой он сам вышел, ей сочувствовал, в которой оставался до конца дней своих.
Георгий Дзюба подробно и досконально разбирает и другие гоголевские образы женщин. И нет нужды дальше останавливаться на образах, о которых повествует автор. Скажем только, что книга «Гоголь о девичьих смешинках и печалинках» ему удалась. Он увидел, как и Гоголь, что женщина — это самая лучшая и прекрасная половина человечества, «царица общества», без которой оно — «книга с белыми листами». В творчестве Гоголя белых страниц нет, все они заполнены изумительным текстом о неповторимом создании, о цветах человечества — женщине, красивой и разной, обрамляющей нашу жизнь, в чашу которой Творец влил «небесную каплю любви, чтобы в ней было меньше горечи». Гоголь понимал, что жизнь прочной не построишь, если в её фундаменте не будет любви между женщиной и мужчиной. Из исследования Дзюбы ясно видно, что только супружество по-настоящему даёт возможность укрепления семьи и любви. Как писал русский известный поэт Яков Полонский:
Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним;
Но нет любви — и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.
И это в книге Дзюбы нельзя не заметить: похоть разлагает любовь, а стало быть, и жизнь. Вот Гоголь и «описывал прошлое так, словно бы в те минуты думал лишь только о будущем...». В этом и была гениальность Николая Васильевича Гоголя, который начал эту тему в 1831 году фантазией «Женщина» в «Литературной газете», а закончил её письмом «Женщина в свете», включённым в «Выбранные места из переписки с друзьями» в 1846 году.
Рассуждая о творчестве Гоголя, автор отводит себе роль заурядного почитателя его таланта и «не более чем любознательного экскурсанта». Но так ли это? В данной книге (кстати, с любовью оформленной) мы видим Георгия Дзюбу маститым исследователем и критиком, очень хорошо понимающим классика русской литературы, сказавшим о нём и его женских образах новое весомое слово, опровергнув и посрамив многих предыдущих критиков, «что у Гоголя с женскими образами нелады».
Конечно, великий певец Малороссии Гоголь ещё остаётся до конца не разгадан. И это дело времени. О чём и говорит талантливый прозаик Георгий Дзюба, книга которого наполнена чарующей музыкой любви к женщине и жизни.
 
Николай ОФИТОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: