slovolink@yandex.ru

Брат мой, Каин

  Живущий в Америке афганский писатель Халед Хоссейни стал широко известен после выхода в свет романа «Бегущий за ветром». Книга, описывающая трагедию афганского народа, сразу же вошла в список мировых бестселлеров. И вот издательство «Фантом Пресс» представляет читателям новый роман Хоссейни «Тысяча сияющих солнц», ставший мировым бестселлером в 2007 году. В центре романа – судьбы двух женщин, которые оказались жертвами потрясений, разрушивших идиллический Афганистан 

. Сюжет несколько напоминает первую часть «Бегущего за ветром». Только там была история мужчин, а здесь история женщин. Во всём остальном это чисто афганская история, пронизанная непрекращающейся трагедией войны, средневековым деспотизмом и жестокостью, затопившими улицы и дома некогда цветущего Кабула.
  Ещё одна новинка от «Фантом Пресс» — пронзительный роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Эту книгу некоторые сравнивают с «Дневником Анны Франк». Я бы не стал этого делать. Роман — это не документ. И тем не менее эта книга оглушает. История путешествия по нацистским концлагерям вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно — очень жестокая книга, обращённая к людям с тем, чтобы они не забывали, что такое колючая проволока. К сожалению, концлагеря существуют и по сей день. Даже там, где живут вчерашние узники Бухенвальда и Освенцима.
  Всемирно известный польский драматург и прозаик Славомир Мрожек в автобиографической книге «Валтасар» (издательство «НЛО», 2008 г.) подводит предварительные итоги своей жизни. Оправившись после тяжелого недуга, писатель извлекает из памяти картины детства, юности, первых творческих успехов на родине вплоть до отъезда в эмиграцию. Перед читателем предстает личность исключительного масштаба, раскрывающаяся откровенно и без прикрас. Эта книга — не только автопортрет, но и колоритная картина большого фрагмента недавней, столь богатой событиями истории. Книга Патрика Бовена «Око Каина» («РИПОЛ-классик», 2008 г.) написана в традициях жанра «хорор», но с «французским акцентом». Психологизм превалирует над «ужастиками». «Око Каина» — это исключительное реалити-шоу, в котором примут участие десять обычных людей всех возрастов из всех слоев общества. У каждого есть какая-то страшная тайна в прошлом. Нечто, чего он стыдится и не хочет, чтобы другие об этом узнали. Соберите этих людей, перемешайте их и посмотрите, как они справляются с теми или иными ситуациями.
  Деннис Уоллес — современный американский классик, достойный продолжатель традиций Рэя Брэдбери и Сола Беллоу, Харпер Ли и Джона Апдайка. Его дебютный роман «Крупная рыба» послужил основой культового фильма Тима Бартона. Новый роман Уоллеса «Человек-да» («Издательство Мир книги», 2008 г.) трудно назвать биографическим. Просто главного героя зовут Дэнни Уоллес. Долгое время он на всё отвечал отказом. Постоянно. Отказывал друзьям и коллегам, отказывался вечерами выходить из дома, говорил «нет» самому себе... И жизнь его была скучна. Брошенный своей возлюбленной, он стоял на дороге, которая вела в никуда. И только когда некий загадочный человек, с которым он как-то вечером ехал в автобусе, произнёс три магических слова «чаще говори «да», его жизнь начала меняться и... изменилась бесповоротно! Невероятно остроумная книга. Может быть, и всем нам стоит чаще говорить «да» в эти не самые добрые времена.

 

Эта музыка будет вечной

 
  Группа «Битлз» распалась в 1969 году. Её лидер Джон Леннон был убит 8 декабря 1980 года. Однако и сегодня, спустя сорок лет после распада и почти тридцать лет со дня гибели Леннона, интерес к самой группе и судьбе главного экс-битла нисколько не снизился. И в мире, и в России, где «битломания», будучи порицаема официальными властями и в 60—70-е годы, стала, тем не менее, частью молодёжной субкультуры. Об этом рассказывает известный радиоведущий Артур Макарьев в своей книге «Битлз. Секретные материалы» («Алгоритм», 2008 г.). Книга Синтии Леннон «Мой муж Джон» («Колибри», 2009 г.) не просто мемуары первой жены Джона Леннона, хотя и они бы представили несомненный интерес для читателей. Эта история по своей тональности очень близка одному из самых громких хитов группы – композиции «Yesterday». Есть в этой книге и светлая печаль, и острая боль. Ведь в течение десяти лет Синтия Леннон, для которой великие «Битлз» были просто «ребятами», дарила Джону моральную поддержку, душевное тепло и преданность, как бы ни сотрясала весь мир и их семейную жизнь неистовая буря «битломании».
  Ещё одно родственное свидетельство о скандально известной поп-диве наших дней – певице с громким артистическим псевдонимом Мадонна (её полное имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе) — принадлежит её брату Кристоферу Чикконе. Написанная совместно с журналисткой из «Нью-Йорк таймс» Венди Ли книга «Жизнь с моей сестрой Мадонной» («Эксмо», 2009 г.) вызвала настоящую сенсацию в мире шоу-бизнеса. Ходили слухи, что братец пытается подзаработать на биографии родной сестры, пытаясь продать «скелеты в её шкафу». Однако это не совсем так. Да, на страницах книги предстает неоднозначная личность Мадонны, но вовсе не потому, что суть феномена ее успеха составляет скандал. Кристофер Чикконе описывает, как и почему создавались наиболее известные мифы о Мадонне и что представляет собой реальная личность королевы музыкального Олимпа, уже четверть века царящей в мировых хит-парадах.
  А теперь несколько слов о двух книгах, посвящённых феномену российской молодёжной субкультуры, а точнее, контркультуры. Новая книга Антона Сои «Джаз-банда» («Азбука», 2008 г.) — это повесть-фантасмагория, в которой сюжет из «Весёлых ребят» преподносится в стилистике кинематографа Квентина Тарантино. В городе Южноморске давно уже заправляет «Веселая бригада» — джаз-банд, пытающийся привить горожанам хороший музыкальный вкус весьма бандитскими методами, ведь команда состоит из авторитетных рецидивистов, буквально молящихся на джаз. Движимые одной идеей — поставить столичный шоу-бизнес на джазовые рельсы, — джаз-банда во главе со своим лидером, матерым человечищем Костей Пастухом, решает вернуть певице Дулиной славу джазовой дивы и в одночасье покоряет музыкальный Олимп. А вот Андрей Eyal (любят наши молодые «контркультурщики» брать себе всякие заморские «погоняла») в своём мемуарно-лирическо-социальном сочинении «White Smoke: статус свободы – голос твоих улиц» («Кислород», 2009 г.) рассказывает о том, как отечественные рэперы конца 90-х создавали свои кланы и «Белый дым» стал одной из культовых столичных стай. Уличная контркультура – явление жёсткое. В этой книге вы найдёте всю правду об уличных войнах от первых лиц легендарного клана. «Ревущие девяностые» в исповеди одного из бунтарей того времени.

Мужчина «для разборки»
и прочие безделушки

 
  В настоящее время во всем мире главная тема — кризис. Финансовый, экономический и т.д. Есть и ещё одна разновидность кризиса. Кризис мужественности. Что происходит с современными мужчинами? Тезисы о феминизации мужчин, ослаблении отцовства и т. п. не сходят со страниц массовых изданий. Был у нас замечательный фильм «Зимняя вишня», в котором режиссёр Масленников вынес приговор этому явлению в художественной форме. Известный российский социолог Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире» (издательство «Время») рассматривает утерю мужественности среди мужчин с точки зрения социологии, психологии и антропологии. Чтение непростое, но помогающее понять, почему мужчины всё чаще уступают женщинам первенство в социуме. Гендерный реванш слабого пола, возможно, кого-то разозлит, кого-то испугает, а кого-то заставит задуматься.
  А вот профессор ГИТИСа Андрей Ястребов написал книгу о мужчинах, предназначенную для женщин. Называется она «Мужчина – модель для сборки» (ИГ «АСТ-Астрель) и читается на одном дыхании. «Эта книга – периодическая система мужских типов, генеральный офис всех справочных бюро по личным вопросам, можно сказать, твой суфлёр, гид, эксперт, тренер, сострадатель, увещеватель, Арина Родионовна наконец», — говорит автор. И ему нужно верить! Потому, что давно уже я не читал таких лёгких, остроумных, ироничных книг, в которых мужчина с такой подкупающей искренностью рассказывает о всяких наших маленьких мужских секретах. Но не как предатель сильного пола, переметнувшийся на женскую сторону, с сексуальной ориентацией у автора всё в порядке, а как истинный Адам, способный посмотреть на себя глазами Евы. Вы, конечно, спросите, а где змей? Ищите его между строк книги Андрея Ястребова «Мужчина – модель для сборки».
  Профессор Мишель Жуве — автор и герой романа «Похититель снов» (издательство «Время») — нейрофизиолог и невролог, один из трех «отцов-основателей» современной сомнологии (науки о сне). За интригующим сюжетом этой книги, порой драматическим, порой комическим, скрываются глубокие размышления автора о судьбах Европы, о роли науки, его тревога за будущее человечества...
  А теперь хотелось бы поговорить о двух книгах, исследующих феномен материальной культуры нашего недавнего прошлого. Книга Елены Мельниковой-Григорьевой «Безделушка, или Жертвоприношение простых вещей. (Философически-семиотические заметки по пустякам)» (издательство «Новое Литературное Обозрение») рассказывает о предметах или субъектах, которые, казалось бы, не заслуживают никакого внимания. Табакерки и табакокурение, курительные трубки и сигареты. Шнурки для обуви, носки. Кухонные плиты и алюминиевые кастрюльки…
  Культура заполнена смыслом, поскольку она и есть механизм по производству и хранению смысла. Но в культуре всегда имеется некоторый резерв пустоты, пустые места, иначе смыслу негде было бы образовываться. «Безделушка» — книга о пустых вещах и пустых местах в культуре, о пустяках. Вернее, о почти пустяках, поскольку абсолютная пустота нам не дана и не существует, считал китайский мудрец Лао Цзы.
  А вот другой автор интеллектуального издательства «НЛО» Ольга Гурова решила взглянуть на советское общество через призму его отношения к нижнему белью. Упоминание об этой, казалось бы, незаметной и малозначимой сфере жизни до сих пор вызывает сильные эмоции у людей разных поколений — от горечи и негодования до улыбки и ностальгии. Книга «Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью» интересна тем, что рассматривает не столько детали нашего гардероба, о которых говорить вслух было как-то не принято, но обращается к тому историческому и даже идеологическому контексту, в котором существовали люди, это бельё носившие. И поверьте мне, читать эту книгу одновременно страшно и смешно, грустно и радостно. Потому что и сегодня в России нет отечественного достойного белья ни для женщин, ни для мужчин. Даже вне всякого идеологического контекста.

Виктор ПРИТУЛА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: