slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Бояков человек-скандал

Эдуард Бояков собственной персоной. Кто же он такой, этот культуртрегер с измождённым нервическим лицом? Кого он напоминает? Сильно пьющего преподавателя техникума? Или актёра на выходах, балующегося наркотой?
Журналист по образованию, спустившийся когда-то с гор Дагестана и перепробовавший чёртову дюжину занятий на тернистом жизненном пути. В «святые 90-е» ему сильно подфартило — он провернул сделку с нефтью, на которой сделал начальный капитал. Затем было всё и всякое – преподавание и ректорство в Институте искусств в Воронеже. Художественное руководство театром «Практика» в Москве (слыхали про такой?). Высокохудожественное администрирование премии «Золотая маска».
А последние месяцы Бояков и вовсе гремит и звенит в новостях. Опробованный на сомнительных и почти всегда скандальных перемещениях, не отвечающих ни его природным способностям, ни уровню обретённого им образования, полгода назад г-н Бояков с громким хлюпаньем и свистом вдруг шмякается в самом центре Москвы — аккурат в кресло художественного руководителя МХАТ им. М. Горького. И приземляет его туда своим державным приказом министр культуры Мединский. Каково?!
Кто же мощные покровители сего дитяти, в считаные годы передвинувшие его на восьмую горизонталь, где неведомая пешка стала вдруг ферзём? Называют Ходорковского, опального олигарха, называют Мамута и Прохорова, олигархов совсем даже неопальных, называют Гордеева, бывшего губернатора Воронежской области и нынешнего вице-премьера. Хороший букет, что и говорить. Но истинным делателем королей в сфере российской культуры пора назвать вот эту даму, изображённую на снимке с Бояковым, — суперзвёздную Ксению Собчак, экс-кандидата в президенты, теледиву из «Дома-2» и других, столь же ярко порнографических проектов. Именно ей мы, по всей видимости, обязаны назначением скандального Серебренникова в Гоголь-центр. Приказ подписывал С. Капков, глава Департамента культуры Москвы и в ту пору ну очень близкий друг Собчак. Думается, позорная отставка прославленной Т. Дорониной и назначение на её место Боякова не обошлось без участия этой развязной леди с её неукротимой жаждой тусоваться и светиться. Однажды она назвала народ России «генетическим отребьем». Откуда же она достаёт таких, как Бояков?
Готовый часами с умным видом разглагольствовать о любой зауми, этот то ли самопровозглашённый буддист, то ли патриот рериховского разлива, то ли театральный реформатор-модернист — типическое порождение нового времени, один из опричного отряда могущественного клана чиновников. Созданного не для благородных целей Ивана Грозного, не для очищения государства от наглого всевластия боярских родов заведшейся в нём гнили и порчи, а для рейдерских захватов тех кусков национальной собственности, которые плохо лежат, не так себя ведут, мешают «осваивать средства» нынче заведённым порядком, когда воруется половину того, что выделено бюджетом, через откаты и заносы.
Конфликт в МХАТ имени Горького не утихает. В прошлом номере («Слово» № 12 / 2019) наша газета рассказала о подспудно протекавшем противостоянии, которое вдруг выплеснулось на общественность на ступеньках театра, когда артисты обратились к президенту с просьбой «вернуть Доронину» вместо назначенного в декабре 2018 года на её место художественного руководителя Эдуарда Боякова. Сейчас труппа в отпуске, объявленные гастроли не начались, руководство театра готовится к новому сезону. Показное затишье. Сбор труппы намечен на 30 августа. Что готовит этот тревожный месяц?
Уже сейчас, по мнению forbes.ru, «конфликт в МХАТе имени Горького перешел в стадию окопной войны». Минкульт, назначивший худруком МХАТа Эдуарда Боякова, рассчитывал на его успех. Поскольку, как пишут авторы статьи Яна Жиляева и Наталья Витвицкая, «Бояков отличается феноменальной способностью улавливать запросы общества и создавать конъюнктурный продукт». Однако через полгода нового руководства актеры потребовали вернуть им Татьяну Васильевну Доронину, которую, по их словам, обманом вынудили подписать бумаги и, по сути, отстранили от руководства театром.
Как сообщил Forbes Life заслуженный артист Александр Титаренко: «Недовольство Бояковым началось после выхода антрепризного спектакля Андрона Кончаловского «Сцены из супружеской жизни», где два артиста не нашего театра выясняют отношения с помощью алкоголя, а в конце герой хочет изнасиловать героиню, по сцене летают красные трусы, а потом он бьёт её ногами. И, особенно, после премьеры «Последнего героя» в постановке Руслана Маликова, где пьеса начинается с отборного мата, одна из героинь периодически говорит, что у неё месячные. Чтобы было понятно наше, мягко говоря, недоумение — Татьяна Васильевна Доронина в свое время уволила актера за то, что тот во время действия на сцене застегнул расстегнувшуюся ширинку. Мат, слава богу, убрали, а актриса теперь говорит, что у неё болит живот. В общем, после Чехова, Островского, Шекспира всё это режет слух и глаз и нам, и зрителям. На премьере «Последнего героя» зрители уходили в антракте, а на поклонах те, кто остались, свистели и кричали «позор». Такого в МХАТе не было никогда. Бояков же утверждает, что такая новая драматургия будет в основе репертуара МХАТа. С сентября театр превратится в некий культурно-досуговый центр, открытый с 9 утра, где будут идти йога, танец, философский клуб, читать современную поэзию, откроются киоски. То есть превратится в некий дом».
Постдоронинское руководство театра не стерпело демарша актёров. По электронным адресам СМИ разлетелся подготовленный пиарщиками текст, озаглавленный как «Заявление художественного руководителя и коллектива МХАТ им. М. Горького в связи с видеообращением нескольких артистов театра», который выложили и на сайте театра. В нём с первых же строк выражается сожаление о том, что «несколько человек, руководствуясь неочевидными для всех мотивами, предприняли попытку превращения места, где мы служим, в площадку для популяризации себя не самыми достойными методами». Лукавство. Что-что, а мотивы выразившие своё возмущение актёры обозначили чётко. И отнюдь не несколько человек, а довольно значительная группа актёров, к которым присоединились и зрители из числа почитателей доронинского МХАТа. Нужно, наверное, отметить странное совпадение: Александр Замыслов, который первым отреагировал на демарш мхатовцев и выступил в защиту Боякова, по сообщению пресс-службы театра от 1 июля, сменил должность начальника рекламно-информационного отдела на должность заместителя художественного руководителя театра по внешним коммуникациям.
Однако «Заявление» вызвало в Сети отнюдь не однозначную реакцию. «Оценивать деятельность театра по выручке от аренды сцены – круто! Тут, кстати, резервы просматриваются – если сдавать сцену в аренду под круглосуточный оптовый склад, выручка будет ещё больше, — пишет в livejournal Алексей Битов (poziloy). — А спектакли... собственно, а на фига? разве что для отчётности, и малой сцены для этого вполне хватит; впрочем, и малую сцену можно сдать, а спектакли показывать в фойе (благо, оно большое), да хоть на ступеньках: главное – выручка и аренда, безусловно, выгоднее. «Количество пожертвований» – тоже красиво; кто бы сомневался, у Дорониной меньше знакомых миллиардеров, и она вряд ли могла позвонить старому приятелю (например, А. Мамуту) с классической паниковской фразой «Дай миллион» (с приветом от Михаила Самуэлевича).
Но самое интересное – это, конечно, два первых показателя: количество зрителей и билетная выручка. О каком «аналогичном периоде» идёт речь, не подскажете? Допустим, с января по май, так? И что же получается? В январе и феврале 2019-го в горьковском МХАТе шли только спектакли, поставленные при Дорониной; первый «новодел» появился 14 марта <…> Скажете, основной «рост» дали новые постановки? Нет; во-первых, ещё раз отметьте, когда они появились, а во-вторых... Практически пустой зал…»
Прошёлся автор и по другим позициям «Заявления». «Да, насчёт упоминаемости. Полная цитата: «За прошедшее полугодие упоминаемость МХАТ им. М. Горького в прессе возросла на порядки. Каждая премьера принимает до 100 журналистов из изданий самого широкого спектра». <…> Короче, «упоминаемость» возросла, вопросов нет, но стоит ли гордиться такими упоминаниями? — вот в чём вопрос.
«Наконец, — отмечает Битов, — важный пункт повестки: о планах нового руководства. «Среди запланированных премьер следующего сезона» названа «Парикмахерша» (по пьесе С. Медведева). И далее: «В будущем сезоне состоится премьера спектакля «Парикмахерша» с участием заслуженной артистки России Инги Оболдиной»; ставить, насколько знаю, будет Р. Маликов, режиссёр «Последнего героя». Для справки: «Парикмахерша» шла в Театре «Практика». Кто в ту пору «Практику» возглавлял? Э. Бояков. Кто ставил спектакль? Представьте себе, Маликов. Кто играл главную роль? Не поверите, Оболдина. Так, какие там ещё спектакли шли при Боякове в «Практике»? Может, их оптом перенести на сцену МХАТ Горького (во главе с «Жизнь удалась» по П. Пряжко)? Действительно, зачем мелочиться? Всё – на большую сцену! Или на малую, если большую успеют сдать в аренду». «Жизнь удалась, — иронизирует автор. — Год Театра продолжается. Гуляем!»
Внимание на себя обращает событие, в глазах многих подтвердившее слова forbes.ru о «позиционной войне» в стенах театра. «Вопрос о том, как и почему снимки бывшего художественного руководителя МХАТа Татьяны Дорониной оказались на полу в стенах театра, взволновал общественность не только столицы, но и всей страны, — пишет millionaire.ru. — Ведь раньше эти фотографии располагались в экспозиции, рассказывавшей о людях, являющихся знаковыми фигурами для МХАТа, и вполне понятно, что Доронина – это уже легенда этого культурного заведения. И вот – эти фото на полу, и по ним разгуливают ногами те, кто вытеснил худрука из театра?»
«В соцсетях, сообщает news.rambler.ru, предположили, что уничтожение части экспозиции является делом рук нового руководства театра, в частности, худрука Эдуарда Боякова. «Совершенно очевидно, что он просто хочет её добить… Похоронить заживо…», — предположили поклонники театра».
Между тем заместитель художественного руководителя МХАТ по внешним коммуникациям Александр Замыслов в интервью 5-tv.ru сообщил, что никто фотографии актрисы не срывал и не бросал, это был плановый демонтаж. По словам представителя театра, «технологически все было сделано безукоризненно», а на полу они оказались потому, что их некуда больше класть.
Создаётся впечатление, что Эдуард Владиславович буквально генерирует вокруг себя скандалы. Планида, что ли, у него такая. В 2013 году стал ректором Воронежского института искусств (ВГАИ). Этот пост покинул в мае 2015 года. Но уже его отставка, как пишет Дарья Бородина на vrntimes.ru, проходила на фоне уголовного дела против проректоров вуза.
События развивались так. В 2014 году Фонд развития ВГАИ, организованный Эдуардом Бояковым, получил от Министерства культуры РФ 2 млн рублей на проведение в Воронеже и Липецке выставки «Рука в искусстве». На ней должны были экспонироваться художественные изображения человеческих рук. Воронежская часть выставки прошла, как планировалась, а липецкая осталась лишь на бумаге. По версии обвинения, выставка обошлась в 300 тыс. рублей, а остальные 1,7 млн присвоили тогдашние проректоры Светлана Шове и Вячеслав Почитаев. Они полностью возместили ущерб. Поэтому отделались условными сроками: бывшей сотруднице вуза в марте прошлого года назначили 2 года, а её сообщнику – 1,5 года. Свидетелем по делу выступил Эдуард Бояков. На стадии предварительного следствия его дважды в 2016 году вызывали для допросов в воронежское УФСБ, но обвинение ему предъявлено не было. Любопытно, отмечают наблюдатели, что именно после этих передряг господин Бояков, придерживавшийся либеральных взглядов, сменил культурную ориентацию на великодержавную.
Дело руководства ВГАИ наделало много шума. Так, Виктор Ганик на bloknot-voronezh.ru прямо отмечал, что «два проректора вряд ли могли расхищать грант Министерства культуры за спиной ректора, который его фактически и добыл». А «Новости Воронежа— Комсомольская правда» (vrn.kp.ru) сообщила: «У Боякова изначально была репутация... не очень. Из Перми, с её культурной революцией, тянулся одиозный шлейф. И в Воронеже Эдуард Владиславович генерировал вокруг себя скандалы с завидной регулярностью! <…>. Большой общественный резонанс, а попросту эффект разорвавшейся бомбы произвело решение Боякова убрать с вверенного в его руки вуза украшающую его вход четверть века Музу. Типа, Муза, прочь из вуза! Авторства, между прочим, известного и почитаемого скульптора Александра Мельниченко».
«Во время работы в Воронеже, — пишет Александр Пирогов на abireg.ru, — прославился культурологическим докладом «Воронежский пульс», замышлявшимся как либеральное реформирование культурной среды города. «Пульс» вызвал остро негативную реакцию местных работников и деятелей культуры и бурные споры в СМИ и соцсетях. В окончательной форме доклад, на который было выделено 6 млн рублей, так и не был утвержден в связи с отъездом театрала из Воронежа».
«У-ух, какой скандалище был на третьем Платоновском фестивале со спектаклем «Педагогическая поэма» эстонского театра, — повествует всё та же vrn.kp.ru. — Актёрская молодёжь вышла на сцену без трусов и всячески демонстрироваала, что может нижней частью тела. Худруку Платоновфеста Михаилу Бычкову пришлось оправдываться... Это называется труднопроизносимым словом эксгибиционизм. К искусству не имеет отношения. Но господин Бояков его там нашёл, вот что он написал на своей страничке в Фейсбук: «Спектакль вполне вегетарианский. Совсем не то, что случается в Москве или Екатеринбурге, к примеру. Не говоря о европейских городах. Ну много целуются в спектакле. Иногда даже имитируют что-то большее... Ну звучит на эстонском «мокрая п...а» с соответствующим переводом на табло... Но в спектакле нет пошлости и жести совсем. Он, наоборот, про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными...» Поговаривают, кстати, что именно Бояков и присоветовал этот спектакль для фестиваля...»
И совсем недавнее. Появилось сообщение о том, что Корпорация развития Республики Крым (АО КРРК) готовит иск в суд на индивидуального предпринимателя Эдуарда Боякова для взыскания пени за просроченную концепцию проекта культурно-исторического и туристического центра «Коктебель-парк». В 2017 году Бояков выиграл конкурс на реализацию проекта «Коктебель-парк». И вот Счетная палата Республики Крым указала на ряд нарушений при реализации этого проекта. В частности, отмечается неэффективное использование средств, полученных АО КРРК в виде субсидии из республиканского бюджета, в объёме 3,5 млн рублей. Трудно поэтому не согласиться с Егором Ябаровым, который на bloknot-voronezh.ru делает из этой информации напрашивающийся вывод: «Скандалы из прошлого преследуют знаменитого воронежца Эдуарда Боякова и после того, как он возглавил МХАТ имени Горького».

Служба информации
«Слова».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: