slovolink@yandex.ru

Без гнева и пристрастия вряд ли получится

Битва за историю набирает обороты, и совершенно очевидно, что самые яростные схватки на этом бескрайнем поле ещё впереди.
Масла в огонь на недавнем заседании Совета по межнациональным отношениям подлил Президент РФ, призвавший четко структурировать изложение истории и избавить учебники по этому предмету от двойных толкований. Высокий посыл вызвал шум и ответные волны не только в среде профессионалов. Заговорили: кто будет писать новые пособия? Что делать с противоположными трактовками переломных исторических моментов?..

«Круглый стол» «Учебники истории: новое прочтение» в пресс-центре РИА «Новости» коснулся всех острых тем, но протекал мирно. Директор Института российской истории РАН Юрий Петров заверил, что глянца в новых учебниках не должно быть и не будет. Пора прекращать оплевывать нашу историю. Сверхзадача в воспитании самоуважения подрастающих граждан и в том, чтобы прививать любовь к Отечеству. Историю не нужно заучивать, над ней надо размышлять, думать и уметь отвечать на самые разные трудные вопросы.
Торопиться нельзя
Написать учебник – задача не из простых. Кто выступит в роли авторов? Неформально подобранные люди, имеющие опыт в этом деле. Инициатива в руках Минобрнауки, и первым шагом будет экспертиза уже существующих учебных пособий. Сейчас создается рабочая группа с привлечением Академии наук, исторических обществ, известных ученых и педагогов-практиков из университетских и учительских кругов, включая не только историков, но и психологов. Обещана серия отрытых встреч с полемикой и широким обсуждением концепции. Все претенденты пройдут через педагогическую экспертизу и общественно-профессиональную аккредитацию. Кто окажется сильнейшим и лучшим, узнаем предположительно в течение пары, как сказал руководитель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярёв, лет. Но в любом случае до 2020 года, когда вступят в силу утвержденные федеральные стандарты общеобразовательных школ. Победит тот труд, который соответствует требованиям нынешнего времени и реальной истории.
Что мы там ищем?
По словам директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, такого бума вокруг истории и интереса к ней он давно не припомнит. Что современный человек там ищет? Героизм, столкновение характеров, ошибки, заблуждения, страсти, поведение человека на крутых зигзагах и поворотах. Чтобы учебник имел успех и его читали, он должен быть ярко написан. Надо искать авторов, которые смогут великие события показать нетривиально, нестандартно, через борьбу конкретных личностей: Наполеон и Александр, Наполеон и Кутузов – какие страсти между ними кипели! Почитайте предсмертные записки Кутузова — это захватывает и запоминается. Историческая беллетристика часто далека от истины, но ее без устали читают. Потому что написано увлекательно и эпатажно. У Бориса Акунина и Эдварда Радзинского многое — плод их собственных домыслов и фантазий, но какие тиражи!
Александр Дегтярёв подчеркнул, что история многогранна и присутствует в любой дисциплине. Так он недавно случайно прочел, что в период завоевания дикого Запада в Америку закупались наши паровозы, изготавливаемые в подмосковной Коломне! Почему нигде и никто об этом не пишет!
Воспитательная функция учебника значительна, но очевидно, что один учебник не может воспитать патриотов и граждан. К тому же на историю выделено всего 2 часа в неделю! Разве это серьезно?
Воспитывать должна вся система школьного образования, учителя, родители, музеи, все окружающее медийное пространство.
Гусей лучше не дразнить
На вопрос, какое место отведут в новых учебниках советскому периоду и как будут преподнесены фигуры Ленина и Сталина, участники дискуссии ответили, что это сложнейшая тема, так как общество здесь сильно расколото. Александр Дегтярёв напомнил, что в конце 60-х годов ХХ века экономика нашего государства шла второй в мире, чувствуя себя абсолютно уверенно: валовый национальный продукт СССР отличался от показателей США всего лишь на 30 процентов, а не так, как теперь: в 10 раз ниже!
История Советского Союза неоднозначна, и ее нужно объективно показывать. Описать все так, чтобы было понятно молодому поколению с его максимализмом, крайне непросто, но необходимо. Тут надо искать грамотные дидактические и стилистические приемы. Ленин и Сталин, по убеждению Александра Чубарьяна, должны присутствовать с соответствующей интерпретацией. Здесь историки должны найти консенсус — даже не в политической оценке их деяний, а в том, как об этом грамотно написать.
Аналогичная ситуация и с тем, как отразить в учебнике время от 90-х до сегодняшнего дня, свидетелями которого мы являемся и которое каждая ныне живущая семья воспринимает по-разному. Чтобы не дразнить гусей, лучше избегать явных оценок, излагая голые факты.
По мнению Юрию Петрова, историку важно не вставать ни на какую сторону баррикад, не быть ни красным, ни белым. Хотя когда включаешь сегодняшний телевизор, неизменно ощущение, будто гражданская война продолжается.
Татьяна ПЕТРОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: