slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Анатолий Шамардин — солнечный певец. На «Территории Солнца» Концерт первый

Кто никогда не бывал на концерте Анатолия Шамардина и не слышал этого уникального певца — подобных ему нет во всей России, — тот многое потерял. А кто хотя бы один раз в жизни слышал, тот не может его не полюбить, никогда не сможет забыть и спутать с кем­то ещё. Он обладает на редкость красивым, своеобразным, благородным, легкополётным, сладкозвучным голосом, поистине чудесным даром от Бога, и владеет таким искусством пения, для которого подходит термин «русское бельканто».
Анатолий ШАМАРДИН — потомок понтийских греков, которые триста с лишним лет назад пришли из Греции на Ставрополье и укоренились там. Он вырос в селе Хасаут, где жили и греки, и русские, и впитал в себя и русский, и греческий мелос. И поёт с самого детства, и не только поёт, но и играет на мандолине, гитаре, пианино, балалайке. Его дед, как и прадед, были регентами церковного хора. И всё это тоже сказалось на становлении Анатолия Шамардина, на его музыкальном развитии.
До того как прийти в 70­е годы на эстраду, он окончил институт иностранных языков, несколько лет преподавал в вузах немецкий и английский языки и иногда пел на институтских вечерах. Пока не встретил Эдуарда Хиля, который сказал ему: «Толя, тебе надо не языки преподавать, а петь на профессиональной сцене!» И с его лёгкой руки Анатолий Шамардин попал в Ленинградскую филармонию, а потом с лёгкой руки другого знаменитого коллеги — Николая Никитского — в оркестр Леонида Утёсова, став солистом этого оркестра. А Утёсов брал к себе певцов не просто с хорошими, а с исключительно хорошими голосами. Можно сказать, необыкновенными.
Потом Анатолий много лет работал в Росконцерте, в разных филармониях страны, выступал по всей стране — «от Москвы до самых до окраин». И везде — с потрясающим, невероятным успехом! Пел песни на разных языках, и русские песни и романсы, и свои собственные на стихи разных поэтов. Поклонники и поклонницы осыпали его и даже его машину цветами и, как говорит организатор его концертов советских времён режиссёр Ваграм Кеворков, «буквально носили его на руках». Стоило ему выйти на сцену — и своим голосом, своим пением он оказывал на всех «магическое, завораживающее действие».
В 1973 году в популярном журнале «Кругозор» вышла первая гибкая пластинка Анатолия Шамардина с предисловием литературного мэтра, поэта­песенника Виктора Бокова. Потом — долгоиграющая пластинка «Гитары любви» в фирме «Мелодия», с предисловием Людмилы Зыкиной, выпущенная тиражом 100 тысяч экземпляров, который покупатели тут же расхватали, смели с прилавков, как и два повторных тиража.
В 90­е годы, когда открылся «железный занавес», Анатолий Шамардин жил и работал в Европе, в Германии, Греции. Выступал в залах, где до него выступали Плачидо Доминго и Пако де Люсия. Зарубежная пресса называла его «русским соловьём» и «волшебником из Москвы». Причём он никогда не пел под «фанеру», а всегда — только вживую, и даже без микрофона. И до сих пор, представьте себе, поёт только так, в отличие от многих раскрученных телезвёзд. И зрители удивляются, что «живьём» он звучит так же классно, как и на своих пластинках, компакт­кассетах и дисках.
Писатель Виктор Астафьев говорил, что пение Анатолия Шамардина доставляет радость душе, не то что «дребезжатина», которую каждый день приходится слушать по радио и по ТВ. Владимир Солоухин признавался, что пение Шамардина — это ни с чем не сравнимое удовольствие, и специально приезжал на его концерты, чтобы отвести там свою душу. Валерий Золотухин пел с Анатолием на сцене ЦДЛа и приходил от его пения в «телячий восторг». Писатель Юрий Кувалдин, главред журнала «Наша улица», отмечал: «Анатолий Шамардин поёт не сам по себе, а по воле ангелов». Диктор Виктор Балашов вёл на радио передачи о Шамардине и говорил, что Шамардин — это драгоценное явление нашего времени и что не случайно он попал в золотую серию «Золотые россыпи романса» наряду с Георгием Виноградовым, Михаилом Александровичем, Глебом Романовым, Вадимом Козиным, Изабеллой Юрьевой.
Пение Анатолия Шамардина несёт в себе позитивную энергию, целительную силу, которая даже тяжелобольных ставит на ноги. Но не каждому выпадает счастье услышать Анатолия Шамардина. Потому что он не принадлежит к миру шоу­бизнеса и не мелькает на экранах ТВ, а поёт за их рамками, как соловей в кустах, и его, к сожалению, знают, в основном, только те люди, которые бывали на его концертах. А концерты эти проходили и в ЦДЛ, в Доме учёных, в Политехническом музее, в Колонном зале, в клубе МВД или в художественных галереях и библиотеках. Его слышали на Солоухинских праздниках в Олепине Владимирской области и на Некрасовских праздниках в Карабихе Ярославской области, на Соколово­Микитовских чтениях в Тверской области и на фестивале «Русский смех» в Нижегородской области. Он радовал слушателей на юбилее Шадринска Курганской области и на литературных вечерах в Рязани, на вечерах Московского общества греков в Доме кино и в Доме национальностей, на Дне Независимости Греции. И все, кто слышал его хоть однажды, запоминает его на всю жизнь.
А иногда он поёт в московских ресторанах на свадьбах.
Недавно Анатолий Шамардин выступал в кафе­баре культурного центра «Территория Солнца» на проспекте Вернадского, недалеко от станции «Юго­западная». Артист был в тканой греческой синей рубахе с белым шитьём, в бархатном чёрном пиджаке и в чёрных брюках, а шею подвязал итальянским красно­чёрным шейным платочком… Смуглый, стройный, подтянутый, с экзотической внешностью, с утончёнными чертами лица, с яркими, чёрными, густыми, остроизогнутыми бровями и с искристыми огоньками в карих глазах. Он начал концерт со средиземноморских песен, с двух итальянских тарантелл — «Мой папа играет на гитаре» и «Красивая девушка». За ними неаполитанские песни «Весёлые крестьянки», «Уличная серенада», «О, моё солнце», а далее шли песни на греческом языке — «Поговори со мной», «Лодка в море», «Поздняя встреча», а потом — на немецком, «Когда в горах расцветают цветы», «Привет, друзья», «Гитары любви». А потом попурри из тирольских песен…А дальше на русском звучали «В городском саду играет духовой оркестр» на стихи Алексея Фатьянова и несколько песен своего сочинения — «Запах пижмы с косогора» на стихи Валерия Дударева, и «Я не пью и не курю» и «Сон под пятницу» на стихи Нины Красновой. И аккомпанировал сам себе на гитаре и на мандолине. К каждой песне делал свою короткую устную «врезочку», преамбулу, с шутками, с юмором, с улыбкой, с экскурсами в 50­е и 60­е годы. А чтобы лучше перевоплотиться в героев своих песен, надевал себе на голову то шляпу с широкими полями а­ля мексикано или а­ля ковбой, то чёрную шапочку со спущенными полями а­ля пейзан, купленную в Ярославской губернии. И очень изящно двигался и пританцовывал. И зрители аплодировали ему изо всех сил, кричали «браво!» и «спасибо!» и танцевали под его песни… и водили вокруг него хоровод…
Анатолий Шамадрин излучал солнечный свет, тепло, любовь и залил ими всю «Территорию Солнца» и сердца всех зрителей. Он покорил всех — юных девушек и парней, людей в годах и весь персонал — от поварих, официанток, уборщиц до охранников и самого директора, молодого человека, который поднял вверх большой палец и сказал с горячим чувством:
— Я за всю свою жизнь не помню такого яркого, такого тёплого и приятного вечера, как сегодня, с таким бесподобным певцом и с такой компанией! Каков певец — такова и его компания! Анатолий Шамардин — звено, объединяющее всех нас! Спасибо ему за всё!
Представительница Московского греческого общества, режиссёр театрализованно­массовых представлений Надежда КУЗНЕЦОВА­ШИХИДИ поздравила певца с его новым очередным успехом и сказала:
— Я поражаюсь тому, как Анатолий сумел сохранить свой замечательный голос, который у него сейчас такой же молодой и звонкий, как тогда, когда он работал в оркестре Леонида Утёсова! Анатолию подвластны не только камерные, но и самые большие залы! И никто не может сказать, что он — не в формате нашего времени и нашей эстрады. Он — в формате, потому что всё при нём — и замечательный голос, и замечательный репертуар, и великолепный вкус, и свободная манера общения с залом, и зажигательный лирический темперамент, и интеллект, и душа!
Поздравили Анатолия Шамардина и выразили своё восхищение им и его искусством и библиотекари Одинцовской библиотеки, и все, кто присутствовал на концерте, и поэты Владимир ДАГУРОВ, Юрий ШУНИКОВ, Татьяна ШВЕДОВСКАЯ и Нина КРАСНОВА, у которой есть вот такие стихи о нём:
Представитель русского бельканто,
Знающий и Бебеля, и Канта,
Анатолий Шамардин —
Это просто шарм один!
И вот такие:
Ты по генам и русский, и грек.
И в тебя не влюбиться — грех!
Ты — особого склада и лада.
Русь в тебе говорит и Эллада!
А помогал аккомпанировать Анатолию Шамардину виртуозный гитарист и певец Николай ПОЛУБОЯРИНОВ, который во второй части праздника спел несколько заводных песен из своего музыкального багажа, в своём стиле, под занавес, при незакатном солнце «Территории Солнца».

Нина КРАСНОВА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: