slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

75 лет спустя Япония: двуличие и низкопоклонство

Японское упорство в притязаниях на принадлежащие России южнокурильские острова беспрецедентно. Даже на днях ушедший в отставку экс-премьер Синдзо Абэ чуть ли не со слезами на глазах посетовал на нерешённость южнокурильского «вопроса». Вместе с тем в Токио не вспоминают о гораздо более обширных по территории и не менее стратегически важных островах в западном и центральном секторах Тихого океана.
Речь идёт о целых архипелагах — Каролинских, Маршалловых островах, Палау, части Марианских, которые отошли Японии с 1919 года после поражения владевшей ими Германии в Первой мировой войне, поскольку Япония воевала на стороне Антанты. С учетом этих островов Японии была подконтрольна треть акватории Тихого океана. Но в Японии «восточными» или «южными территориями» эти острова не именуются, в отличие от южнокурильских «северных территорий». В России же почему-то предпочитают не указывать Японии на двойные стандарты в её подходах, стараясь не повышать «градус напряжённости» в отношениях с дальневосточным соседом.
А дело в том, что названные острова были буквально экспроприированы Соединёнными Штатами, которые сразу после войны присвоили себе роль военно-политического союзника Японии. В 1944–1945 гг. острова были захвачены США, а в конце 1946-го Вашингтон продавил решение Совета по опеке ООН об их передаче в своё управление. Причем до 90% тамошнего японского населения было насильственно переселено на историческую родину, а сами острова стали стремительно насыщаться военными объектами США, коих и сегодня там с избытком.
Вначале СССР и Франция (поныне обладающая многими тихоокеанскими островами) в 1947–1953 гг. выступали за международную опеку над этими архипелагами, но Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и гоминьдановский Китай поддержали американскую позицию. А после смерти Сталина Москва, наряду с Парижем, «забыла» этот вопрос.
В 1980 — начале 90-х почти все упомянутые острова были сгруппированы в Федеративные Штаты Микронезии, республики Маршалловых островов и Палау — вроде как независимые, но в рамках статуса «свободно ассоциированных с США государств». Их даже приняли в ООН, против чего возражали лишь Куба, КНДР, Иран, Ливия и Зимбабве. Военная и политико-экономическая подконтрольность Вашингтону этих территорий, естественно, сохраняется. Зато следы прежней — японской или германской — принадлежности там давно уничтожены.
В Японии с 50-х до середины 70-х годов прошлого века существовали пять общественных групп населения, которые выступали за возвращение этих островов и репатриацию туда японских граждан (или их потомков). О них иногда сообщалось в советских СМИ, а КНР, по ряду данных, даже оказывала поддержку этим активистам. Однако после подписания в 1978 году китайско-японского договора «О дружбе» упоминания о них в КНР исчезли.
Итоги Второй мировой войны Япония признаёт, по крайней мере, в части признания отторжения упомянутых архипелагов. Но что касается российских южных Курил — позиция противоположная. Объяснение здесь кроется в науськивании и диктате США, которые располагают в Японии, как минимум, 30 военными базами и объектами. Достаточно вспомнить о бессрочной резолюции Конгресса США от 28 апреля 1952 года, рекомендующей аннулировать союзнические соглашения 1945-го о включении в СССР Южного Сахалина и всего Курильского архипелага. Вашингтон подстёгивает территориальные притязания Японии не только к нашей стране, но и к КНР, Тайваню, Северной и Южной Корее. Указывают же Японии на отторгнутые у неё американцами территории и на двуличие её политики лишь Северная Корея да Тайвань. И то только в периоды обострения притязаний Токио на ряд корейских или китайских островов…

Алексей ЧИЧКИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: