Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Москва, Торжок, Каир... далее со всеми остановками

Молодой художник вступает в члены Союза художников России. Собирает для этой приятной, но и тревожной процедуры необходимые документы, среди которых – три обязательные рекомендации от старших товарищей по творческому цеху...
Вот несколько строк из них в адрес сегодняшнего дебютанта еженедельника «Слово» — московской художницы Елены СПИРИДОНОВОЙ.

 


  Профессор Всероссийского государственного института кинематографии, заслуженный деятель искусств страны Геннадий Епишин, несколько лет назад расставшийся с любимой ученицей, и по сей день следит за её творческой судьбой. Это позиция настоящего педагога: «Мне доставляет истинное удовольствие рекомендовать в наш Союз очень талантливого художника. От природы одарённого своеобразным видением мира в его цветовой, пространственной и конфликтной сущности. Привлекает декоративно-театральное начало в её работах, порывистость и искренность творческого поиска.
  Заслуженный художник РФ, известный мастер театрального и сценического костюма Мария Фёдорова своё отношение к Елене Спиридоновой выразила в официальном документе живым и добрым словом чуткого человека: «Цель моей рекомендации – призвать комиссию ещё раз внимательно перечитать творческую карточку Елены Александровны, чтобы более всеобъемлюще увидеть перед собой личность незаурядную и представить, как может и должен талантливо сложиться её путь в одной из самых сложных, волшебных и значимых профессий на земле. Она входит в эту избранную ею профессию с таким потенциалом осуществлённого, что остаётся лишь пожелать нашей молодой коллежанке только зелёного света на наших таких запутанных дорогах бытия!»
  А вот фрагмент из моей рекомендации: «Елена Спиридонова – совсем ещё молодой художник. По возрасту, но не по тому, какое понятие мы вкладываем в слово «художник». Своей поющей линией рисунка и зрелой мудростью сложных тематических композиций, редким по гармонии цветовым решениям портретов, натюрмортов, пейзажных и архитектурных мотивов она постоянно доказывает понятие «художник» в каждой своей работе – от маленького наброска до большого станкового полотна…».
  Известно, что в детстве рисуют все… Это самое естественное вхождение новой, начинающейся жизни в познание окружающего мира. Рисовала и Леночка. С двух лет! Но от сверстников своих отличалась недетской манерой письма, цельностью и требовательностью к тому, что исходило из-под её крохотной руки с крепко зажатым карандашом.
  Правда, в школу свою первую пошла она не в художественную, а музыкальную. По классу фортепиано, которую, пройдя весь курс, завершила с отличием. Незадолго до окончания ДМШ девочке поступило щекочущее нервы предложение из-за океана: образование свое продолжить в американской Школе Искусств в Филадельфии. Но Лена предпочла Московскую среднюю художественную школу при Суриковском институте, куда была принята без экзаменов – по рекомендации народного художника страны, тогдашнего президента Академии художеств СССР, академика Льва Ефимовича Кербеля, которого поразили иллюстрации к «Фараону» Болеслава Пруста, исполненные ею в 8-летнем(!) возрасте.
  Дарование, да ещё такое, было замечено профессионалами. На её талант всегда обращали внимание известные художники, искусствоведы. А вице-президент международных детских выставок, профессор, замечательный художник и педагог Александр Михайлов наблюдал за творчеством Лены с трехлетнего возраста. Девочка в 5 лет становится участницей международных экспозиций детского рисунка в США, Франции, Голландии, Индии, Японии… Часть рисунков, акварелей и картин осталась в фондах музеев этих стран, а также в собраниях опытных коллекционеров.
  Появились публикации в прессе, созданы документальные фильмы, сюжеты на телевидении, а в самом здании Телецентра «Останкино» с большим успехом прошла персональная выставка юной художницы, когда ей едва исполнилось 9 лет. Там побывали искусствоведы, художники телевидения, театра и кино, кинооператоры и режиссеры. Как реликвию она сохраняет толстую тетрадь отзывов о выставке. Вот что писал известный диктор Центрального телевидения Виктор Балашов: «Все прекрасно: но самое главное у Лены – видение астрального мира, и рисунки, относящиеся к сему, яркое тому подтверждение. Явление редчайшее! От огромного большинства современных людей сокрытое. В девочке, конечно, дар Божий. И пусть это видение, а пока непонимание, откроется для дальнейшего чувствования тонких энергий, идущих из космоса, непонятых и отвернувшихся для бедных страдальцев нашей уставшей земли. Да поможет Лене огненный учитель – Солнце! А сердечко её пусть будет связующим лучом между духовным миром земной жизни девочки и миром, который она видит, ощущает, к которому стремится и помнит. Мир и любовь тебе, Леночка!»
  Она ещё училась в школе, а работы её уже встречали зрители в залах Центрального дома художника и фойе Колонного зала Дома Союзов.
  Высшее образование Елена решила получить на художественном факультете Всесоюзного (ныне Всероссийского) государственного института кинематографии – единственном в свое время киновузе мира. Первый год киностуденчества ее совпал с персональным творческим выступлением в знаменитой Пинакотеке, где мюнхенские специалисты дали этим работам очень высокую оценку.
  Окончила киновуз. А спустя короткое время – Московский педагогический университет, факультет иностранных языков. Параллельно шла работа на телевидении в качестве ведущей телевизионных программ. Её неординарную внешность не могли не заметить на «Мосфильме», где в картине «На заре туманной юности» она сыграла роль первой красавицы России, супруги великого поэта – Натали Гончаровой-Пушкиной.
  Вместе с Еленой Спиридоновой я принимал участие в Пушкинских чтениях в нескольких учебных заведениях столицы, проводимых президентом Академии Российской словесности, известным московским поэтом Юрием Беляевым. Одна из встреч проходила в художественной школе, выпускницей которой была Лена. Ребята с восторгом слушали её, зная Спиридонову не только по работам, но и как хорошо знакомое лицо с телеэкрана. Ведь она в их годы уже экспонировалась в залах Центрального дома художника и в фойе Колонного зала Дома Союзов.
  Елена — прекрасная собеседница. Открытая и харизматичная, как по-настоящему талантливый человек. Она говорит: «Любимые мотивы? Предпочитаю считывать «музыку сфер» насколько позволяет слух и фактуры материалов – холст, бумага, картон, цветовые сочетания и рваная линия сангины дарят больше чувственных ощущений, чем выверенный сюжет и продуманная композиция. Вдохновение черпаю в реальности современных мегаполисов, первым из которых для меня, конечно, является Москва. Здесь безумно интересно! Жить, наблюдать, творить. Город избыточен информативно наполненным калейдоскопом стремительно сменяющихся кадров-картинок. Захватывающего, бессюжетного фильма, словно смотришь лучшие ленты итальянских неореалистов. Ведь зрительные образы – главное в профессии художника. Как правило, я следую за «развитием событий» своих картин. Ещё ни разу мои картины не следовали за мной. Если подобное однажды случится – это будет означать конец творчества. Моего творчества!»
  Пластика и динамика – главное в характере творчества Спиридоновой. Рисунки её музыкальны. Они движутся, звучат! Когда Лена подарила серию набросков, исполненных в экспрессивной манере тушью, великому танцовщику Махмуду Эсамбаеву, тот в восторге вскрикнул: «Твои рисунки необходимо демонстрировать в училище Большого театра, чтобы будущие артисты балета по ним учились танцевать!»
  Одна из последних её работ уже в качестве дизайнера-координатора международных туристических выставок выполнена с учётом новых визуальных восприятий, что, естественно, диктовало и подбор новых материалов, и выбор новых технологий. В рамках ежегодной выставки LUXURY (Лакшери) в Каннах выступила как автор идеи, исполнитель и руководитель инсталляционного некоммерческого фотопроекта «Путешествие в Россию начала XX века». Были отсмотрены и отобраны в государственных фотоархивах и музеях, обработаны и стилизованы в фотолабораториях, багетных мастерских фотографии династии Романовых, старой Москвы, московской подземки 30-х годов ушедшего столетия с использованием антикварных дорожных вещей начала прошлого века.
  В проекте использовались элементы мультимедиа. На плазменных экранах демонстрировалась документальная кино-, ретрохроника, органично перемежавшаяся вмонтированными кадрами будней современного мегаполиса. Цель проекта – знакомство зарубежных гостей с культурой, историей и искусством России, красавицей Москвой.
  Успех превзошёл ожидания! Позитивный образ Отчизны наглядно предстал в глазах мировой общественности.
  Привлекает серия интерьеров Большого театра, увиденных ею не с парадных точек узнавания знаменитого храма искусств, а через подсобные помещения, комнаты костюмеров, гримёрные, цеха декораторов – словом там, где зарождается будущее чудо сценической постановки.
  Тему бурлящего неспокойного ритма Москвы, в которой, казалось бы, и дома находятся в движении, оттеняют мягкие в колорите этюды, умиротворённые в композиционном решении мотивы патриархального Торжка.
  Но есть тема, уже какие годы не оставляющая её в покое – древний Египет. Его культура многих тысячелетий, заново пересказанная и переложенная Леной на язык изобразительного искусства. «Удивительная, загадочная страна! – восклицает она. — Белоснежно-охристая, ослепительно яркая пустыня и море такой сказочной синевы неба — нет названия этому цвету. Купорос, берлинская лазурь? В горах Египта «живут» сфинксы. Пирамиды и сфинксы – естественный рельеф песка и камня, однажды увиденный и воспетый древними архитекторами и скульпторами в архитектурных шедеврах и статуях этого загадочнейшего края. А бедуины-египтяне? Высокие, с глазами цвета изумруда на черных, выжженных солнцем лицах, с крупными, словно высеченными из камня чертами — широкоплечие, статные, буквально сошедшие с великолепных Карнакских росписей и рельефов!
  Все на свете боится времени, но только … не Египет!»
  Не так давно Елена Александровна Спиридонова была отмечена правительством Москвы высшей общественной наградой, орденом «Звезда созидания. XXI век».
  Смотришь на работы Лены, особенно ранние, исполненные колонком и черной гуашью, знакомишься с многочисленными иллюстрациями к отечественной и зарубежной классике, вглядываешься в булгаковские персонажи её рисунков к «Мастеру и Маргарите» и невольно попадаешь в плен образной ассоциации с творчеством Нади Рушевой, так безвременно нас покинувшей, — они, эти девушки, близки в масштабе индивидуальности своих дарований.
  Но жизнь Лены Спиридоновой продолжается!
  Человек живет, творит. Преисполнен идеями, незаурядной энергией. И ничто не должно помешать её дарованию раскрыться в полной мере.
  На благо искусства.

Леонид КОЗЛОВ

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes