последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Удивительный талант. К 85-летию Сергея Слонимского

Бывают же парадоксы: музыка у всех на слуху, а имени автора никто не знает, считая эти популярные мелодии — хотя, порой, и не самые яркие — фольклорными, народными. Помню, как выступал наш советский «Робертино» Саша Кавалеров и пел популярную после знаменитого фильма «Республика ШКИД» песню «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла…». Слушатели даже рыдали, не подозревая, что написал её серьезный ленинградский композитор Сергей Слонимский, автор огромного количества разножанровых сочинений, начиная от детских пьес и кончая симфониями и фортепианными концертами, а также операми и масштабными хоровыми циклами.
Хотелось бы отметить сразу: Слонимский – единственный из музыкантов, которому Владимир Высоцкий разрешил написать для фильма «Интервенция» собственную песню на свои пронзительные стихи «Деревянные костюмы». Помните, наверное? Герой фильма подпольщик Бродский накануне казни поёт в камере песню про мужество: «Мы выбираем деревянные костюмы…». Слонимский, зная, что Высоцкий поёт только собственные мелодии, просто рискнул показать артисту свой набросок и неожиданно услышал от него: «Пожалуйста. Позанимайтесь со мной, я хотел бы спеть то, что Вы написали…».
Больше обращаться к прошлому я не хочу. Начну с начала…

Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 года в знаменитой литературной семье. Его отец – крупный прозаик — был создателем направления «Серапионовы братья», объединившего такие имена, как Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Самуил Маршак, Вениамин Каверин, Константин Федин. Брат Михаила Слонимского — польский поэт-классик Антоний. Старший брат – выдающийся американский музыковед Николай. Так что, как говорится, путь в искусство был ему предопределен, и яркие результаты не заставили себя долго ждать.
С самого начала творческого пути было много «проб пера». Но не в перечне суть, а в его оригинальном музыкальном языке. Сергей Слонимский сразу опирается на старый русский былинный эпос, мелос (греч. melos — термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирического стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. — Ред.) русского средневековья, стремится к роднику, первоисточнику, хотя не цитирует фольклор. Его мысль – интонация, а не цитата. В ранних сочинениях элементы старинного распева сочетаются с творчески преломленными воздействиями Модеста Мусоргского, с одной стороны, Сергея Прокофьева и молодого Игоря Стравинского, с другой, а в оркестровке порой даже Белы Бартока. Не могу не сказать о том, что наиболее ярким примером поисков Слонимского в начале пути стал его вокально-симфонический цикл «Песни вольницы», созданный на подлинные тексты старинных «разбойничьих» и лирических народных песен (1963 год). Эти девять песен для сопрано, баритона и полифонического вокального дуэта – своеобразная русская сюита, до конца национальная, проникнутая и лиризмом, и драматизмом, и безобидной шуткой, и гневной сатирой, внутренней горечью и мужественным богатырским размахом «разбойных» песен времен Пугачева и Разина. Каждая песня – яркая, жанровая, зрительно осязаемая зарисовка, законченный скульптурный портрет человека, характера.
Литературное начало во многом определяет всё творчество композитора. Например, тонко почувствовав акварельную прозрачность, красоту и обаяние старой японской поэзии, он создал цикл вокальных миниатюр на стихи японского средневековья («Весна пришла»). Влюбленный в поэзию Александра Блока, он написал ораторию «Голос из хора» на текст поэмы «Возмездие»… А дальше – замечательная опера по мотивам романа Лидии Сейфулиной «Виринея» (для театра имени Станиславского и Немировича-Данченко), балеты «Икар» для Большого театра и «Волшебный орех» для Мариинки. И чем дальше, тем щедрее и интереснее, смелее. Композитором уже написано 33 симфонии и восемь опер, признаться, одна другой лучше. Красота и изобретательность симфоний просто поражает. Однако что о своём творчестве говорит сам композитор:
— Что для Вас, Сергей Михайлович, эта музыкальная форма?
— Симфония – это для меня музыкальная исповедь, часто это музыкальный дневник, и это – самая свободная музыкальная форма. Я трактую симфонию как абсолютно свободную по форме музыкальную речь, которая является и исповедью автора, и его взглядом на действительность, а действительность наполнена конфликтами, противоречивым сочетанием абсурда и трагедии, юмора и отчаяния, и нигде, как в симфонии, всё это выразить в комплексе я не представляю возможным. У меня по одной сонате для каждого инструмента, по одному концерту для каждого инструмента, а вот симфоний у меня много, и они все совершенно разные, и каждая в своей форме…
Симфонии у Слонимского своеобразно «сюжетные», программные. Каждая симфония имеет свою концепцию. Например, Одиннадцатая симфония посвящена другу композитора, художнику Шемякину. Двадцать первая симфония написана по «Фаусту» Гёте, первая часть – «Фауст», вторая – «Маргарита», третья – «Вальпургиева ночь» … И таким стилем – все 33 симфонии.
А как хороши и разнообразны оперы! Точка отсчёта – от «Виринеи», а потом – «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Король Лир», «Гамлет», «Антигона», «Видения Ивана Грозного»… И, наконец, блестящий «Реквием». Кстати, все оперы Слонимского пользуются огромным зрительским успехом. И совсем не стоит решать, какая из них – лучшая. Все – лучшие! Каждая по-своему. Но из последних премьер этого жанра особенным интересом прозвучали «Видения Ивана Грозного» (в постановке Ростроповича), «Мастер и Маргарита» — в концертном исполнении в Ленинградском Доме композитора и совсем недавняя мировая премьера «Короля Лира» в Московском зале имени Чайковского – под управлением Владимира Юровского… Было бы несправедливо не сказать о том, с каким интересом встречают за рубежом исполнения произведений Слонимского. Это касается, по сути, всех его работ — от совершенно очаровательных детских пьес до вокальных циклов для всех возрастов и инструментальных сонат и квартетов, короче, всего мощного комплекса удивительной музыки — смелой, дерзкой, красивой, представляющей поразительный симбиоз традиции, модерна, фантазии. Чему отдать предпочтение? Не знаю! Остаётся лишь восхищаться столь удивительным талантом творца!
И рядом многое другое. Ленинградская консерватория закончена по двум классам – композиции и фортепиано. Альма-матер бесконечно радует талантливыми учениками маэстро. Новые музыкальные диски разлетаются в момент. Книги и брошюры о Прокофьеве, Листе, ленинградской композиторской школе, проблемам русской классики отнюдь не залеживаются на полках музыкальных магазинов, а на концерты, где бы они ни были, — всегда проблема достать билеты.
Конечно, Сергей Слонимский – один из крупнейших композиторов второй половины ХХ — начала ХХI века, народный артист России, лауреат Государственных премий, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, академик Российской академии образования. В своих крайне смелых и интересных интервью он касается самых острых моментов современной жизни и творчества.
Один из постоянных вопросов, которые задают Сергею Михайловичу: — Что такое музыка в Вашем понимании?
— Я разделяю взгляды античных греческих философов на музыку, — говорит маэстро. — Музыка, с одной стороны, связана с гармонией сфер, а с другой стороны, музыка непосредственно воздействует – и должна воздействовать – на первую сигнальную систему. То есть каждый лад, с моей точки зрения (как справедливо утверждали греческие философы и эстетики), связан с определенными эмоциональными аффектами. Сейчас утеряно ощущение эмоционального свойства и воздействия ладов — это большая трагедия… Я думаю, что музыка является определённым откровением, она не столько живописует, сколько создаёт новую реальность на основе той нелегкой жизни, которой мы ныне живём…
Сергею Михайловичу Слонимскому 85 лет – прекрасных, талантливых, перспективных, ярких! Браво, маэстро!

Наталья ЛАГИНА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежее слово уже в продаже

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes