последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Собор Российской Империи

В Заксобрании Петербурга, газетах, электронных СМИ, на телевидении идёт острая дискуссия по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Своими размышлениями об этом делится наш постоянный автор, известный писатель Николай КОНЯЕВ.
Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом.

*   *   *
Нужно сказать, что сами Романовы, начиная с императора Павла и его сыновей, гораздо лучше нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской империи.
Лучшее свидетельство этому — санкт-петербургские храмы.
Самый замечательный памятник Петру I — не Медный всадник.

Медный всадник — это символ Екатерининской эпохи, а настоящим памятником Петру I скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор, от которого — так получилось! — пытается ускакать, давя по пути змей, бронзовый всадник Этьена Фальконе.
Храм, освящённый в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (по новому стилю. — Авт.), и родился Пётр I, строили, по сути дела, почти до самой революции... Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года...
Между тем деревянная церковь Исаакия Далматского, совмещённая с «чертёжным амбаром», была сооружена вблизи Адмиралтейства вскоре после основания Санкт-Петербурга.
В этой церкви в 1712 году венчался Пётр I с Екатериной I, и пять лет спустя вместо деревянной церкви построили здесь каменный храм с деревянной часовней. Однако часовня в 1735 году сгорела, и храм по приказу Екатерины II разобрали на кирпичи...

*   *   *
Про строительство нынешнего Исаакиевского собора написано множество книг, но всё-таки почему с таким упорством и такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в нерассеивающемся даже в электрическом освещении сумраке собора слушаешь акафист Исаакию Далматскому.
Поразительно точно соединяются гонения на православных, учинённые царём Валентом из жития преподобного, и наступление на Православную церковь первых Романовых; политика святого царя Феодосия Великого и попытка Романовых-Павловичей возвратить неограниченное самовластие в рамки служения Богу и народу.
Слушаешь «Житие Исаакия Далматского», и кажется, это не с императором Валентом, а с Петром I и говорил святой:
— Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.
Сколько раз обращались с подобными словами русские монахи к Петру I, и не желал даже и ответить им государь, «презирая их, как простецов и безумцев…»
Трижды повторял и преподобный Исаакий свою просьбу, пока разгневанный император Валент не приказал бросить его в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага растекалась болотная топь, из которой никому ещё не удавалось выбраться, но с помощью Божией преподобный остался жив.
Он догнал императора и воззвал:
— Ты хотел погубить меня, но святые ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих!
И так тоже было в жизни Петра I...
Скольких праведников заковывали по его приказу в цепи, как это запечатлено на барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта?
Валент, конечно, оказался милостивее Петра.
Когда Исаакий предрёк ему поражение и смерть в горящем сарае, он только приказал заточить преподобного в темнице…
Но это уже сюжет барельефа восточного портика, обращённого к Невскому проспекту. Надпись по фризу гласит: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
А на фронтоне западного портика, обращённом в сторону Сената и Синода, запечатлена сцена, произошедшая уже после того, как сбылось предсказание преподобного. Исаакий Далматский с крестом в руке благословляет нового императора Феодосия.
Сцена эта явно корреспондируется с правлением Романовых-Павловичей.

*   *   *
Прогуливаясь возле Исаакиевского собора, можно найти немало подобных совпадений, и трудно тут уйти от мысли, что строительство гигантского храма в память преподобного, которого не слишком-то хорошо и знали на Руси, — это попытка потомков Валента-Петра соотнести на Небесных Весах свои свершения с деяниями первого русского императора.
Знаменательно, что освящение Исаакиевского собора 30 мая (11 июня) 1858 года, на день памяти преподобного Исаакия Далматского,  предшествовало главному свершению царя-освободителя Александра II. Через три года он освободит крестьян от крепостной неволи...
И как тут, вспоминая об этом великом свершении Александра II, не обратить внимания на случайное — случайное ли? — расположение конных памятников императорам возле собора.
Пётр I, превратившийся в Медного всадника, стремится ускакать прочь от воздвигнутого в его память собора...
Но ещё замечательней размещение конного памятника Николаю I, императору, положившему всю свою жизнь на искоренение у дворян охоты заниматься дворцовыми переворотами и установление одинакового для всех подданных порядка.
Сооружённый по проекту создателя Исаакиевского собора Огюста Монферрана памятник (конная скульптура выполнена Петром Карловичем Клодтом) изображает Николая I, скачущего к собору, который своим освящением предваряет великое освобождение Руси.
Воистину долго и трудно давалось нашей стране постижение этого.
Воистину трудно и долго строился этот собор…
Есть даже такая пословица: слава Богу, вот и Исаакиевский собор построили! И она не только о строительстве здания, но и о том тайном и гораздо более важном, что происходило в нашей истории…

*   *   *
Сейчас былую пословицу можно переделать.
Сейчас можно говорить: слава Богу, вот и Исаакиевский собор вернули Русской православной церкви, вернули православному народу!
Конечно, можно посочувствовать, что в жизни некоторых уважаемых сотрудников музея возникнут определённые проблемы, но как-то неловко слушать рассуждения представителей музейного сообщества, сомневающихся, сумеет ли Русская православная церковь сохранить те произведения искусства, что находятся в Исаакиевском соборе...
Вообще-то нам ещё предстоит осмыслить, как всего за несколько десятилетий музейного хранения и реставраций превратились в рассыпающиеся от малейшего движения воздуха музейные экспонаты те «произведения искусства»,  которые в бытность их Чудотворными иконами, выносили навстречу стрелам и снарядам, чтобы остановить вражеское нашествие или утишить бушующий огонь пожара...
Ещё более нелепо звучат рассуждения о помехах, которые якобы будут создавать экскурсионной работе регулярные церковные службы, что начнутся в Исаакиевском соборе.
Экскурсионная работа будет продолжена, ну а главное, сама возможность для любого петербуржца или гостя нашего города свободно войти в этот Собор Российской империи и увидеть его в том духовном наполнении, для которого он и был предназначен, право же, стоит любой, самой замечательной экскурсии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes