последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Карибский кризис

События в сентябрьско-октябрьские дни 1962 года вошли в историю под названием Карибский кризис. В этом году — 55-летие этого события, когда угроза третьей атомной мировой войны была, к счастью, устранена мирным путём. Об этом — операции «Анадырь» со стороны СССР и «Мангуста» со стороны США — написано достаточно. А вот о морской составляющей операции «Анадырь» под грифом «Кама», которая фактически и явилась ядром всего события, известно немногим.
Всередине октября 1962 г. вдоль Багамских островов в соответствии с операцией «Кама» была развёрнута бригада дизельных торпедных лодок (ПЛ) проекта 641 Северного флота. Каждая из ПЛ имела полный запас торпед, из которых одна была ядерной. Лодкам была объявлена 4-часовая готовность к применению оружия. Ядерное безумие могло разразиться в любую минуту. Об этом вспоминает один из командиров ПЛ («Б-36») капитан 1 ранга ДУБИВКО Алексей Федосеевич, с которым мне повезло служить в одной части.
Не наказали — значит наградили!

Все воспоминания Алексея Федосеевича не вместить в короткий материал. Об этом событии он рассказал по прошествии многих лет. А тогда, в 70—80-е годы прошлого столетия, мало кто об этом говорил, действовало негласное табу. Собственно, вот его рассказ:
— Сразу после возвращения начала работать комиссия. Довольно пристрастно. Выводы комиссии легли в основу директивы Главного штаба ВМФ, с которой чиновники из штабов в своих докладах повторяли небылицы о якобы нарушениях командирами лодок руководящих докуметов. Накопленный же опыт по борьбе с противолодочными силами вероятного противника оставался втуне.
И в то же время сам министр обороны маршал А.А. Гречко упрекал нас в безынициативности. Он спрашивает меня: «Почему по американским кораблям не стрелял?» – «Приказа не было». – «Да вы что, без приказа сами сообразить не смогли?»
Вверху не было никакого представления о фактической обстановке в нашем районе. Вся вина за создавшуюся обстановку была возложена на командиров подлодок. Правда, наказывать нас за несуществующие прегрешения не стали, но и особенного продвижения по службе не было. Богатый опыт, накопленный при проведении операции «Кама», широкого освещения не получил.
…А относительно наград ты и сам знаешь, что на фронте орденов не дают!
В пучинах Бермудского треугольника
— О подготовке лодок бригады к походу говорить не буду – всё происходило в «штатном» режиме. Как всегда не хватало времени, — уточнял Алексей Федосеевич. — Уже находясь на маршруте развёртывания, обдумывая состоявшиеся разговоры с проверяющими, я пришёл к выводу: предстоит более серьёзное дело, чем скрытый переход к новому пункту базирования в какой-то отдалённой стране. Не было никакой откровенности с командирами уходящих лодок.
По возвращении наши догадки подтвердились. При встрече с нашими офицерами член Военного совета Северного флота контр-адмирал Сизов признался: «…А мы вас живыми и не ждали!». Это свидетельствует о том, что руководству опирацией «Кама» была известна сложность военно-политической обстановки, в том числе и оперативно-тактическая обстановка в районе Саргассова моря, но при подготовке к походу никакой информации на этот счёт мы не получили. Недостающую информацию решил получать из эфира вероятного противника с помощью группы радиоперехвата, находящейся на лодке.
Прибыли в назначенный район боевой службы, преодолев все противолодочные рубежи НАТО и США. Вторую неделю патрулировали на своих позициях в Бермудском треугольнике, ориентируясь только на данные группы перехвата. Сложность патрулирования можно представить только по тому, что каждой нашей лодке противостоял один противолодочный авианосец и около 50 надводных кораблей с поисковой аппаратурой, не считая противолодочной авиации.
Прошло три недели. Мы успешно уклонялись, изучив район и тактику действий американцев. Но и они не зря ели свои гамбургеры-сэндвичи. И тут началось. Используя численное превосходство и работая гидролокатарами, они начали нас гонять… По нам произвели фактическую торпедную атаку (предположительно эсминец «Чарльз Б. Сесил»), от торпеды мы уклонились. Тогда эсминец пошёл на таран, в результате чего мы потеряли рамочную антенну. Нас вынудили всплыть. Окружив нас плотным кольцом, корабли получили приказ своего президента «держать русскую лодку всеми силами и средствами». И всё-таки, устранив неисправности техники и зарядив батарею, мы сумели утереть нос американцам, оторваться от преследования и продолжить патрулирование.
Все эти изматывающие, в прямом смысле слова, боевые действия мы выдержали благодаря нашим матросам, которые, падая в обморок, поддерживали высокую боевую готовность лодки. Уже не выдерживало железо, а люди выдержали. Честь им и хвала! Вот что значит настоящий патриотизм и чувство долга…
 
Возвращение домой
Мой сослуживец заканчивал свой рассказ:
— Что мы знали о Бермудском треугольнике, через который был проложен наш маршрут до пролива Кайкос среди Багамских островов? Только то, что печатала пресса, в чём много выдумки и фантазий. Причины массовых морских катастроф в этом районе до сих пор неясны. В последнее время появились сведения, что причиной всему являются так называемые волны-убийцы, которые зарождаются невесть где, спонтанно обрушиваются на суда и переламывают их. Механизм зарождения этих волн неясен. Но что удивительно: не известен ни один случай катастрофы подводной лодки в Бермудском треугольнике. Обошла эта участь и нас.
Возвращались домой на одном дизеле, продолжали работу над двумя сломанными. Не хватило топлива, и вместо соляра пришлось использовать масло, разбавленное водой. И того было мало. Но всё-таки дошли, преодолев три противолодочных рубежа. Навыки, приобретённые во время патрулирования в Бермудском треугольнике, нам очень пригодились. Особо хотелось бы отметить работу наших механиков, которые обычно остаются в тени без славы. Это поистине героические люди, русские умельцы без прикрас. Хотя нас встречали без торжеств, но чувство выполненного долга согревало души личного состава подводной лодки «Б-36»…
P.S. Автору этого материала повезло служить на атомных лодках с участниками того похода на «Б-36» в 1962 году штурманом В.В. Наумовым и начальником радиотехнической службы Ю.А. Жуковым. Это были замечательные ребята. Впоследствии Владлен Наумов стал адмиралом.
Изучая историю флота, слушая рассказы своих коллег-подводников, сам пройдя через горнило подводной службы, я всегда вспоминаю слова писателя Валентина Пикуля, который с такой достоверностью писал о русских подводниках: «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты, любящие своё дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности… На субмаринах между начальниками и командой можно было наблюдать дружбу, скреплённую железной дисциплиной… Ум человеческий на подлодках изощряется до предела. Приходится постоянно помнить, что на карту ставится своя и многих других жизнь…».
Это с документальной точностью было подтверждено подводниками нашего поколения в Кубинский кризис 1962 года.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes