Главное содержание

В Борисоглебском переулке Москвы, в Доме-музее Марины Цветаевой только что завершила работу девятая выставка ежегодного художественного проекта «Портрет российской словесности», посвященная 250-летию со дня рождения выдающегося русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина — «История Государства Российского в лицах». В очередной раз художественный уровень проекта «Портрет российской словесности» получил высокую оценку как профессиональных художников, так и профессиональных литераторов и благодарных посетителей выставки.
«Проект «Портрет российской словесности», — говорит академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, писатель Анатолий Апостолов, автор романов «Княж-Погост» и «Дом разбитых зеркал», — волшебным образом преображает нашу культуру повседневности в культуру Возрождения. Историческая тема изначально близка по смыслу, содержанию и духу глобальной концепции художественного проекта Маргариты Сюриной. В его основе лежит духовно-нравственная проблема о нашем актуальном прошлом и о трагически неразрешимом настоящем... Среди множества жанровых, исторических композиций и «живописных реконструкций» преобладают в основном психологические «поэтические портреты» основоположников и зачинателей русской изящной словесности Ломоносова, Пушкина, Карамзина и не так давно ушедшими от нас писателями-современниками. На этой историко-художественной выставке портреты носителей русской словесности являются неотъемлемой составной частью новых хроник, продолжением нового летописного «Лицевого свода», ещё никем не написанной нашей древней и новейшей отечественной истории...»

На выставке были представлены более ста работ двадцати семи московских художников. Акварели заслуженного художника России Валерия Рябовола из циклов «Соловки» и «Смута в России»; монументальные скульптуры заслуженного художника России Ивана Коржева «Евпатий Коловрат» и «Емельян Пугачев»; живописные полотна художников Сергея и Виктории Афонских; иконописные и резанные по дереву образы православных святых заслуженного художника России Николая Чибисова и Людмилы Чибисовой; графические листы художника Леонида Козлова и живописные полотна художника Татьяны Гореловой.
Руководитель проекта «Портрет российской словесности» художник Маргарита Сюрина представила графические портреты русских поэтов и писателей и новое живописное полотно «Собор Василия Блаженного» по знаменитой поэме Андрея Вознесенского «Мастера»; художник Павел Борисов показал портреты деятелей русской культуры, в том числе портрет Дмитрия Лихачёва, вдохновителя идеи создания музея Цветаевой в Борисоглебском переулке; художник Раиса Арефьева — работу «Царь Иван Грозный», портреты классиков и современников, а художник Маргарита Юркова – живописные работы из знаменитого «Библейского цикла».
На этой выставке впервые приняли участие поэты литературного объединения ДООС, была показана графика известного поэта и философа Константина Кедрова-Челищева к его поэме «Компьютер любви», арт-объекты художника-ювелира Анвара Альмухаметова и художника-перформансиста Маргариты Аль. Президент Академии российской словесности, поэт и художник Юрий Антонович Беляев представил на выставке работу, посвященную памяти Александра Блока, художник и медальер Игорь Хамраев раскрыл зрителю тему «Слова о полку Игореве», скульптор Владимир Чибисов представил коллекцию бронзовых медалей из цикла работ, посвященных отечественной истории. Впервые на выставках проекта «Портрет российской словесности» участвовали художники: Валерий Сопп, Анна Ляшенко, Юрий Черепанов и Маргарита Алёничева; художник Алексей Барвенко и художник Елена Краснощекова.
Наша история богата умными и тонкими людьми, такими как Николай Карамзин и Михаил Ломоносов, Иван Фёдоров и Владимир Даль – и все они на нашей выставке в графике художника Леонида Козлова.
В экспозиции трех камерных залов Дома-музея Марины Цветаевой была развёрнута воистину масштабная панорама истории нашего Отечества, отражённая в полотнах живописцев и в монументальных скульптурных портретах, в проникновенных графических листах к русской поэзии и прозе, в бронзовых медалях и в иконописи.
От мрачных исторических воспоминаний, каким является, например, расстрел семьи последнего русского государя-императора Николая II в работе художника Сергея Афонского «Екатеринбургская молитва» до светлых и чистых образов святого преподобного Сергия Радонежского в работах заслуженного художника России Геннадия Животова, художников Маргариты Алёничевой и Виктории Афонской. От могучего и по форме и по смыслу скульптурного портрета «Н.И. Новиков» Ивана Коржева до лирических и проникновенных сюжетов. Как, например, иллюстрации художника Юрия Черепанова к стихотворению Ахматовой «Слушая пение», написанному Анной Андреевной 19 декабря 1961 года (на Николу Зимнего) в больнице им. Ленина, когда она услышала по радио, как поёт Галина Вишневская «Бразильскую бахиану»...
Наша отечественная культура явила миру рыцарей высокого духа, таких как Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь, таких как Булат Шалвович Окуджава и Дмитрий Сергеевич Лихачёв — и все они присутствуют в портретах художников Юрия Землянухина и Маргариты Сюриной, Павла Борисова и Раисы Арефьевой.
Художественный проект «Портрет российской словесности» за минувшие три года с успехом провёл уже девять тематических выставок. А только что — 7 декабря — на Тверской-14, в Государственном музее-центре «Преодоление» имени Николая Островского открыта десятая выставка — «История Государства Российского в лицах». Она будет работать до 15 января 2017 года. В самом сердце Москвы, в легендарном доме, где не раз бывали Николай Карамзин, Василий Жуковский и Александр Пушкин на знаменитых литературных салонах княгини Зинаиды Волконской, внимательный зритель сумеет найти немало интересного на десятой, юбилейной выставке ежегодного художественного проекта «Портрет российской словесности», всегда обращённого к бессмертному русскому Слову.

Маргарита СЮРИНА, художник, руководитель проекта «Портрет российской словесности».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить