последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Кто отстоял Владивосток

19 марта — День Подводных сил России

К 110-летию Русско-японской войны и Подводных сил России
Не секрет, что, начиная войну с Россией внезапным нападением на Тихоокеанский флот, стоящий на рейде Порт-Артура, Япония преследовала далеко идущие цели, в частности: после разгрома русской армии в районе Ляояна (август 1904), планировался захват острова Сахалин, а в дальнейшем Маньчжурии, Уссурийского и Приморского краёв. Естественно, при таких целях нападение на Владивосток было неизбежным, а между тем оно не состоялось. Почему?
На этот вопрос историки дают различные ответы, но мало кто пытается анализировать вопрос, увязывая его с нахождением в Приморье русских подводных лодок, пускай ещё не совершенных, но уже тогда представлявших угрозу флоту неприятеля…

В 1889 году в чине капитана 2 ранга Вильгельм Карлович Витгефт был направлен в длительную  командировку за рубеж для изучения подводного флота и минного оружия. В 1900 году контр-адмирал Витгефт обратился с докладной запиской к командующему морскими силами Тихого океана. Он писал, что хотя подлодки ещё не удовлетворительны в боевом отношении, они уже являются оружием, оказывающим сильное нравственное влияние на противника. Витгефт просил в порядке опыта установить на старых лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 г. торпедные аппараты и прислать их на Дальний Восток. Причём доставку осуществить на пароходе Доброфлота с обязательным заходом в Японию, так, чтобы лодки были замечены японцами. В конце 1900 г. пароход «Дагмар» доставил лодки в Артур. Расчёт адмирала оправдался, когда в апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались броненосцы «Ясима» и «Хацусе», а японцы посчитали, что их атаковали субмарины, и вся японская эскадра долго и яростно стреляла в воду…
Ещё до начала войны в Порт-Артуре пытались создать подводные силы, но не получилось. Идея не умерла, и 1 января 1905 года приказом командира Владивостокского порта из лодок был сформирован «отдельный отряд миноносцев», входивший во Владивостокский отряд крейсеров. Начальником отряда стал командир «Касатки» лейтенант Плотто. В отряд вошло 8 субмарин, которые в июне–июле 1905 года, закончив практическую подготовку личного состава, начали нести дозорную службу у островов Русского и Аскольд, оставаясь там целыми сутками (так начинались автономные плавания подводных лодок, которые сегодня исчисляются месяцами. – В.К.). По мере накопления опыта и тренировок личного состава лодки выходили и в отдалённые районы.
История подлодок, входящих в отряд: «Дельфин», «Кета», «Щука» и другие, столь примечательна, что достойна отдельного написания, а возможно, и интересных книг. Подводные лодки России проявили себя в русско-японскую войну 1904—1905 года с положительной стороны, особенно в обороне Владивостока. К концу войны во Владивостоке находилось 13 подводных лодок. Они часто простаивали на ремонте. И всё-таки благодаря усилиям экипажей и командиров как минимум две лодки всегда были готовы выйти в море. Самим фактом своего существования они удержали японцев от штурма Владивостока и воспретили им плавание в Амурском заливе.
Владивостокскую подводную эпопею по праву можно назвать отправным пунктом зарождения подводной тактики действий подводных лодок. Здесь всё начиналось впервые. Но, как всегда, всё это было оценено за рубежом, а не в родном Отечестве. Неправильно оценив уроки войны с Японией, Россия оказалась к 1914 году с подводным флотом, имеющим очень малую боевую мощь, хотя и была единственной страной, имевшей боевой опыт использования подводных лодок. К сожалению, книг о плаваниях и боевых делах первых русских подводников очень мало, и задача нынешнего поколения русских писателей восполнить этот пробел. Без прошлого – нет настоящего.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке,
ветеран-подводник.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes