Главное содержание

70-летие великой победы

19 марта День Подводных сил России
Конечно, на любой войне человек, воин-боец, главный. Но многое зависит и от техники, которой он владеет. И это заслуга тех, кто куёт это оружие победы. В год 70-летия Победы не лишне вспомнить, как эта техника использовалась нашими бойцами.
Автор.
В годы войны в рядах ВМФ было немало кораблей малого водоизмещения, так называемого прибрежного действия. Такими были и подводные лодки типа «М», они внесли весомый вклад в нашу Победу на море. Коротко расскажу об одной из них — «М-171» Северного флота. Небольшой рассказ ниже. Основные тактико-технические данные «М-171»: водоизмещение 206,5/258 тонн, длина 44,5 м, ширина 3,3 м, осадка 3 м, скорость хода надводная 13,2 узл., подводная 8,2 узл. Вооружение: два носовых 533-мм торпедных аппарата, одно 45-мм орудие и два 7,62-мм пулемёта. Экипаж 20 человек.

Лодка участвовала в боевых действиях в период советско-финляндской войны. Но особенно она отличилась в годы Великой Отечественной войны, защищая наше Заполярье. 29 выходов совершила «М-171» на коммуникации противника, потопила 16 транспортов и боевых кораблей врага (в том числе две подлодки, два тральщика и один сторожевой корабль).
Выполняя боевые задания, «М-171» прорывалась через узкие проливы на вражеские военно-морские базы, атакуя разгружающиеся там у причалов военные транспортные суда. Немало испытаний выпало на долю «малютки». Часами бомбили её вражеские корабли. За лодкой охотились самолёты противника, попадала она и во вражеские противолодочные сети. Но экипаж лодки мужественно преодолел все невзгоды войны и вышел победителем. Его девизом был лозунг – Выдержало бы железо, а подводники всё выдержат! И техника не подвела.
Смелым и рискованным был поход подводной лодки 2 октября 1941 г. Командир «М-171» Валентин Стариков получил радиограмму, что вражеский конвой из двух транспортов в охранении шести сторожевых катеров прошёл в Петсамский залив. Стариков принял дерзкое решение. «М-171» скрытно проникла через узкий пролив в хорошо охраняемую гавань Линахамари и двумя торпедами атаковала транспорты, стоящие у причала. Торпеды точно попали в цель…
Лодка ушла на глубину и пошла на выход из гавани, где уже рыскали сторожевики, забрасывая гавань глубинными бомбами. На обратном пути из гавани «малютка» попала в противолодочную сеть. Положение казалось безвыходным. Но никто из подводников не дрогнул. Неоднократные попытки прорвать сеть или поднырнуть под неё успеха не имели. Дышать в лодке становилось труднее, садились аккумуляторные батареи. Тогда Валентин Стариков принял решение всплыть и пройти над сетью. Если придётся, вступить в артиллерийский бой с врагом, а при угрозе захвата лодки врагом – взорвать её. О своём решении командир сообщил экипажу, который поддержал его.
После двухчасовой упорной и напряжённой борьбы с вражескими сторожевиками, дождавшись прилива, лодка подвсплыла, перевалила через сеть и оторвалась от преследования… Возвращаясь на родную базу Полярное, по установившейся традиции экипаж «малютки» возвестил о своей победе двумя артиллерийскими выстрелами. К январю 1942 года на боевом счету экипажа было семь транспортов противника.
3 апреля 1942 г. экипаж подводной лодки «М-171» за отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность был преобразован в гвардейский. Командиру подводной лодки Валентину Георгиевичу Старикову Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.
Р.S. «М-171» (бывшая «М-87») 12-й серии была построена в 1937 г. Успешно прошла всю войну в составе СФ. Исключена из списков ВМФ в 1960 году.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить