Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Защитник имперской традиции государственности

Как искромётно, внезапно уходили от нас великие современники: скульптор Вячеслав Клыков, литературовед Юрий Селезнёв, историк, публицист Эдуард Володин. Всем им в нынешнем году исполнилось бы 80 лет. Промыслительно, что перед самой страшной войной, в 1939 г., Русская земля явила таких мощных богатырей духа и мысли. Господь готовил России и великое будущее, и великие испытания. И уходили эти воины в какой-то момент, когда только-только начинали перевешивать силы добра, но бой ещё шёл...
Эдуард Володин (1939–2001) – выдающийся русский учёный в области методологии науки, историософии. Его яркие выступления выдавали его как незаурядного общественно-политического деятеля. Статьи Э. Володина «Имперская культура», «Геополитические уроки Пушкина», «Суждено ли третье тысячелетие?», «Версия. О событиях сентября – октября 1993 года» и другие – это образцовая публицистика, какой днём с огнём сегодня не сыщешь. Она – в ряду публицистики Ф. Достоевского, С.Т. Аксакова, М. Каткова.
В работах Эдуарда Володина отчётливо предстают то политическая, то метафизическая картины мира в связи с нашей собственной историей, образно, порой с горькой иронией, говорится о происходящем со страной и народом. Володин напоминал нам, чудом пережившим крушение советской империи, о горьком уроке гибели Византийской империи.
Эдуард Володин из семьи военного. Окончил исторический факультет МГУ, аспирантуру МОПИ им. Н. Крупской. Преподавал в Магаданском пединституте, состоял доцентом Нижегородского политехнического института. Позже был старшим научным сотрудником социологической лаборатории МГУ, в 1980-е гг. – учёным секретарём Центрального совета философских семинаров при президиуме АН СССР. Будучи уже доктором философских наук, заведовал кафедрой культуры Московской высшей партийной школы.
Эдуард Фёдорович остро чувствовал время, в котором жил: участвовал в организации празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1990 году стал председателем «Координационного совета народно-патриотических организаций России», вскоре добровольно уступив пост Г.А. Зюганову. Позже он обратится к лидеру компартии, заявив, что «трансформация КПРФ лишила народ самозащитной системы, каковой могла бы стать партия трудового народа».
Это было время, когда, казалось, можно что-то изменить. Сохранить «советскую империю» в её границах, а следовательно, и экономическую мощь страны. Володин был убеждён, что «империя советского типа не была причудой или вывихом российской истории».
В июле 1991 г. Э.Володин стал инициатором создания важнейшего документа, по которому можно судить эпоху и свидетельствовать о том, что нет, не молчали и не трусили лучшие представители русского народа. «Слово к народу», опубликованное в «Советской России» было подписано двенадцатью деятелями культуры и политики, среди которых Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Вячеслав Клыков, Александр Проханов, Геннадий Зюганов, Людмила Зыкина. Этим обращением предполагалось создать опозицию против распада советского государства и разграбления народного достояния.
На самом переломе эпох – в 1989–1993 гг. Эдуард Володин был политобозревателем «Советской России».
Володин (Иадор в святом крещении) – один из создателей Фронта национального спасения в 1992 г., участник защиты Дома Советов в октябре 1993-го, один из организаторов Международного фонда славянской письмености и культуры, Товарищества русских художников, Фонда восстановления храма Христа Спасителя.
Главной идеей государственного устройства России Э. Володин считал имперское строительство. Смысл имперского бытия он видел в том, что «Византия передала нам православие, и мы должны донести его до Вечности в первозданной чистоте». Он понимал, что империи создаются ради сверхидеальной цели. Так было в царской России, так было, надо полагать, после Победы 1945 года. В этом имперском созидании, по мысли Володина, исключительность, уникальность национальной судьбы. Для Володина, как и для всех, кто мыслил государственным умом, было ясно: «Для России переход в режим «демократического государства» с «суверенной личностью» и приоритетом «общечеловеческих ценностей» есть предательство традиции и целеполагания государственного бытия».
Государственник Володин отмечал также, что развал СССР сопровождался если не сломом, то приведением в полную негодность государственного механизма и правовой системы, «что позволило теневикам и уголовщине выйти на свет и отмыть криминальный капитал и напрямую или через посредников влиять на политику, прежде всего экономическую».
Мешала только великая русская культура. Поэтому не стоит удивляться сегодня, когда на сценах академических театров место традиционной классики занимает откровенная порнография и извращения. «Культура распада», как точно, ещё в перестройку, определил её Э. Володин, стала способом самовыражения строящегося криминально-демократического государства, «порвавшего с российской имперской традицией государственности».
Хочется верить, что 80-летие Эдуарда Володина будет не одномоментным поводом обратиться к его трудам. В 2002 году Союзом писателей России совместно с журналом «Новая книга России», Фондом святителя Иоанна Златоуста и издательско-информационной компанией «ИХТИОС» была учреждена премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина. Ею награждаются созидатели на ниве культуры, науки и искусства, кому дорогого стоит понятие «имперское строительство». Эдуард Володин, которого мы сегодня вспоминаем, верил, что наш народ способен из рабского охлоса преобразиться в народ. И начертал залог возрождения России: «Власть должна быть национальной, а государство – формой бытия национальной целостности».

Ирина УШАКОВА, лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина (2013 г.).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes