последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Тридцать лет без Шульженко

Есть старинная пословица: «Пока дышу – надеюсь».
Я её изменяю на свой лад: «Пока живу – пою».
Клавдия Шульженко.

17 июня 2014 года исполняется 30 лет, как ушла из жизни выдающаяся эстрадная певица Клавдия Ивановна Шульженко. Автору этих строк посчастливилось быть в Колонном зале на концерте, посвященном 70­летию со дня рождения знаменитой артистки. Это было потрясение, забыть которое невозможно спустя десятилетия.
В этом концерте было всё: превосходно выстроенный репертуар, вдохновение, неповторимое обаяние Клавдии Ивановны. В памяти долгие, нескончаемые овации после каждого номера. На сцене была действительно королева песни, лауреат первой премии Первого Всесоюзного конкурса эстрады. Шульженко были подвластны не только тончайшие нюансы исполняемых произведений, но и ни с чем несравнимое мастерство поющей драматической актрисы.

Помню, с каким напряжением зал ждал её выхода. И вот объявление: народная артистка СССР Клавдия Шульженко! Она вышла под шквал аплодисментов, широким жестом руки, словно приветствуя каждого в зале, Шульженко прошла по авансцене и замерла у микрофона. На ней было голубое платье и такого же цвета накидка, ставшая в её воздушных руках незабываемой выразительной деталью, тем самым «синим платочком», помогавшим раскрытию содержания песен.
Казалось бы, с уходом из жизни Клавдии Шульженко кончилось и её творческое присутствие в нашей жизни. К сожалению, сегодня СМИ неустанно занято «прославлением» либо нашего обрыдшего, кажется уже всем, шоу­бизнеса, либо Петросяна с его гогочущей камарильей.
Каково же было моё удивление, когда в ЦДРИ, на спектакле «Немножко о себе», созданном Валентиной Козловой и Вячеславом Кином по мотивам книги Клавдии Шульженко «Когда вы спросите меня…», я вновь увидел эту голубую накидку и посмотрел замечательный спектакль театра «Четвертая стена».
С удовольствием представляю нашему читателю исполнителей этого спектакля: это лауреат Международного конкурса педагогов­исполнителей, пианист Вячеслав Кин и лауреат Международной общественной премии «Виват, Маэстро!» 2011 года актриса Валентина Козлова.
И вот сразу после премьеры мой первый вопрос режиссеру и исполнительнице роли Клавдии Шульженко Валентине Козловой:
— Валентина Викторовна, как рождался спектакль, и что явилось импульсом для создания этого яркого музыкального произведения?
— Замысел родился лет пять­шесть назад. Правда, импульс начался с детства. В доме была черная пластинка, где звучала песня «Малыш». Она мне, как говорят, запала. Слушать её я могла часами. Видимо, в то время в меня неосознанно на всю жизнь вошла Шульженко. Шли годы, мне уже взрослой и определившейся актрисе, вновь надолго легла на душу другая песня Клавдии Ивановны – «Старые письма». Прошло еще несколько лет, прежде чем я столкнулась с концертмейстером Шульженко Алексеем Семилобовым, который, прослушав меня, сказал: «Клавдия Ивановна, так бы не решила этот вопрос». Тем не менее мы с удовольствием начали работать, но случилась беда — концертмейстер заболел. И вот тут, когда все застопорилось, на моё счастье, появился Вячеслав Кин. Слава — человек требовательный, с превосходным вкусом. Я ему дала на прослушивание не те двадцать вещей, которые мы любим и знаем, а другие нерастиражированные записи Шульженко. После знакомства с этой партитурой Слава признался: «Такую Шульженко я не знал». Этого было достаточно! Мы взялись за работу! Тем более у меня уже был сценарий по книге «Когда вы спросите меня…», продиктованной лично Шульженко журналисту Глебу Скороходову. Вот почему в нашей постановке, во­первых, подлинные воспоминания Шульженко, во­вторых, минимум традиционных вещей из её репертуара. Для нас в этом спектакле важным было поместить великую певицу в грандиозную музыкальную эпоху советского периода, в которой она жила и работала. Отсюда появление образов Василия Соловьева­Седого, Исаака Дунаевского, Ильи Жака, Павла Германа, Бориса Мандруса и др. Когда мы почувствовали драматургию актёрски и появилась музыкальная и литературная партитуры, пластический ход спектакля родился легко и удобно для обоих партнеров.
— В спектакле вы много и хорошо поете. Однако вас ни в коей мере нельзя упрекнуть в модном сейчас определении: «Один в один». Вы не имитируете Шульженко и, тем не менее, вы словно рядом с ней. В чем состоял вокальный замысел?
— В начале моей творческой жизни я занималась в оперной студии, но у меня пропал голос. К слову сказать, я с детства и по сей день играю на фортепиано, баяне и гитаре. Со временем голос вернулся, и его вполне хватает для нашего спектакля. Но для меня сразу было ясно, что нельзя идти в создании образа Шульженко путем телемарафонов «Один в один» или «Точь­в­точь», где у исполнителей на лице стопудовый макияж. В памяти жил облик замечательного пародиста Виктора Чистякова, где все было «чуть­чуть», но этого было достаточно, чтобы стопроцентно поверить, что в его исполнении возникают Козловский, Зыкина или Шульженко. Я очень благодарна своему партнеру, когда на каком­то этапе он запретил мне слушать Шульженко. В конце репетиций, когда я вовсе перестала заниматься «подражательством», Вячеслав сказал: «Вот теперь можешь слушать, у тебя «стеснилась грудь её тоской». Надо сказать, я очень ценю вклад Вячеслава Кина в наш спектакль, даже по этому высказыванию видно, что он не только знает Пушкина, но ещё он хороший педагог. К тому же Вячеслав Кин, на мой взгляд, первоклассно играет в этом спектакле все мужские роли, в том числе тех мужчин, которые были влюблены в великую певицу.
— Совершенно очевидно, что спектакль «Немножко о себе» является частью чего­то большего. Валентина Козлова многие годы руководит театром «Четвёртая стена». Как возник ваш театр, расскажите о нем?
— Этот театр – мой дом. Ему в этом году исполнилось тридцать лет. Но официально он был зарегистрирован 25 лет назад. А первый спектакль состоялся 14 июня 1984 года, за три дня до смерти Клавдии Ивановны.
Встреча с коллективом состоялась в марте. А что такое март месяц? — Это день рождения Шульженко.
— Валентина Викторовна, нет ли во всей вашей истории какого­то «мистического» присутствия Шульженко?
— Как хотите это называйте, но её длань, на мой взгляд, существует во всем. Клавдия Ивановна — своеобразный оберег нашего театра. Кстати говоря, спектакль «Немножко о себе» очень помог укрепиться театру, в чем я опять вижу участие Клавдии Шульженко.
Сегодня мы делаем разные спектакли, в том числе и для детей, за нами сохранено театральное помещение, создаются совместные проекты с другими коллективами. К тому же мы за наше многолетнее творчество получили немало высоких наград, высокую оценку не только в прессе, но и у людей требовательного вкуса.
Совсем недавно мы сделали спектакль по пьесам Островского. В мае уже была премьера. Такого автора может поднять только сильный и состоявшийся коллектив, которым я не только горжусь, но и люблю. И вот результат: мы получили приглашение в Кинешму на Всероссийский театральный фестиваль.
В завершение нашей беседы хочу сказать, возможно, самое сокровенное: когда мне тяжело и, как говорится, хоть головой о стенку бейся, я начинаю повторять текст роли — и тогда, как солнце с неба, появляется Клавдия Ивановна Шульженко и мои проблемы перестают быть важными, а жизнь наполняется теми смыслами, которые делают её прекрасной.
 
Валерий ИВАНОВ­ТАГАНСКИЙ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes