последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

«А он, мятежный, просит бури…»

200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Загадочная личность Лермонтова, «поэта сверхчеловечества», как определил его утончённый и образованнейший Д.С. Мережковский, равно как и его загадочная трагическая судьба, волновали и его современников, и живших после него. И сегодня нас продолжает волновать мятежный и демонический образ Лермонтова.
Для нас, людей уже XXI века, он не только иконописный лик с иконостаса великой русской литературы в обличье офицера лейб-гвардии гусарского полка николаевского времени, а как будто до сих пор живой человек со своими, во многом тёмными страстями, в чём-то отталкивающим характером, запечатлённым в свидетельствах знавших его в жизни, с его необычной разносторонней одарённостью и удивительной ранней зрелостью и глубиной проникновения в человеческую природу и природу как таковую в философском смысле. Лермонтов промелькнул подобно метеору и погас в неполные 27 лет, но оставил такой след, какой не оставил, пожалуй, никто другой из русских классиков. Хотя профессиональным литератором, в отличие, скажем, от Пушкина, он так и не успел стать, оставшись офицером, как бы между делом пишущим дивные стихи и «благоуханную», по известному выражению Н.В. Гоголя, прозу.

Давно уже замечено, и сейчас, надо сказать, перепевается в юбилейных статьях, что все лермонтовские даты XX века были связаны с трагическими и негативными историческими событиями, имевшими судьбоносное значение для нашей страны. Так, 100-летие со дня рождения Лермонтова пришлось на осень 1914 года, когда вовсю шла Первая мировая война и юбилейные торжества оказались скомканными и неактуальными. В 1941 году 2(15) июля должно было широко отмечаться 100-летие со дня гибели поэта. К этому заранее готовились, лермонтовская дата была никак не меньше по значению пушкинской годовщины 1937 года.
Весной 1941 года делегация советских писателей во главе с А.А. Фадеевым, И.Л. Андронниковым и Ф.В. Гладковым побывала в музее-усадьбе М.Ю. Лермонтова Тарханы в Пензенской области, где они присутствовали при вскрытии гроба Лермонтова в фамильной усыпальнице Арсеньевых-Столыпиных. Малоизвестен и крайне любопытен тот факт, что когда гроб открыли, присутствующие увидели хорошо сохранившееся тело Лермонтова, умершего 100 лет назад и, как известно, перевезённого с пятигорского кладбища в имение Тарханы в 1842 году. Лермонтов был таким, каким нарисовал его на смертном одре художник-дилетант Р. Шведе, лечившийся на пятигорских водах в те самые дни, когда был убит Лермонтов. (Поэт изображен лежащим на кровати за пологом, в белой рубашке и с чуть приоткрытым ртом, откуда виднеются мелкие неправильные зубы.) Тело сохранилось в течение 100 лет благодаря тому, что находилось в двойном запаянном гробу, как бы в вакууме, но как только туда попал воздух, оно тотчас же рассыпалось в прах.
22 июня, как известно, грянула война куда более страшная, чем Первая мировая, и лермонтовские торжества, понятно, также оказались не ко времени, хотя собрание писателей в военной Москве всё же было проведено.
В октябре 1964 года широко отмечалось 150-летие со дня рождения Лермонтова, и в это самое время со всех постов отставили Н.С. Хрущёва и начался новый исторический этап. Когда об этом услышала А.А. Ахматова, то, по свидетельству кого-то из окружавших её, воскликнула: «Ну, что же вы хотите, это же Лермонтов!».
В 1989 году (175-летняя лермонтовская годовщина) подходила к своему концу советская эпоха, а в 1991-м (150-летие со дня смерти) началось новое историческое время, продолжающееся до сих пор. И, наконец, теперь уже в XXI веке в год 200-летия Лермонтова (а одновременно и его ровесника Т.Г. Шевченко) мы стали очевидцами трагических событий на Украине. Всё это, безусловно, носит неслучайный характер, а имеет какую-то закономерность, но какую именно, знать нам, по всей видимости, не дано.
Значение Лермонтова в истории литературы и культуры, на наш взгляд, очень точно когда-то охарактеризовал один из лучших его знатоков, известный исследователь литературы и религиозный мыслитель С.Н. Дурылин:
«Умереть в 26 лет — это быть Крыловым без басен, Пушкиным без «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки», Гоголем без «Ревизора» и «Мёртвых душ», Достоевским — автором лишь «Бедных людей», а Толстым, только написавшим повесть «Детство». А Лермонтов был уже Лермонтовым <…> Мы обмираем, рассматривая снизу вверх этот недосягаемый Эверест!» (С.Н. Дурылин. «Лермонтов». Серия «Великие русские люди». — М.: Гослитиздат, 1944, с. 7). Лев Толстой, как записал один из его собеседников В.Ф. Лазурский, убеждённо утверждал: «Если бы был жив Лермонтов, не нужно было ни меня, ни Достоевского». А на вопрос одного из посетителей Ясной Поляны в 1909 году, какое произведение русской классической прозы он считает лучшим, Толстой, не колеблясь, назвал «Тамань» (С.Н. Дурылин. «Как работал Лермонтов». — М.: 1934, с. 110). Иными словами, от Лермонтова идут едва ли не все основные пути русской психологической литературы XIX века. И это уже давно хрестоматийная истина, ставшая достоянием не только академического, но даже и школьного литературоведения.
В Лермонтове-человеке были как бы соединены «две бездны», если воспользоваться известными словами Ф.М. Достоевского из романа «Братья Карамазовы», и обе оказались «рядом». С одной стороны, это был «невыносимый» человек в обществе, злой, едкий, насмешливый (историк В.О. Ключевский как-то назвал его в одной из своих статей «лейб-гусарским Мефистофелем»), с пронзительным всевидящим взглядом больших красивых тёмных глаз, которого боялись и избегали окружающие. В повседневной жизни, как вспоминал один из современников, поэт Фр. Боденштадт, он сплошь и рядом употреблял выражения, «которых постеснялся бы кучер». Кроме того, Лермонтов был автором скабрезных, непристойных стихов и поэм, написанных преимущественно во время пребывания в юнкерской школе («Уланша», «Петергофский праздник», «Монго» и других), которые даже в академическом издании Лермонтова публиковались с большими сокращениями и отточиями. Когда в 1880-х гг. историк литературы, профессор Дерптского университета П.А. Висковатов собирал материалы для первой биографии Лермонтова, впервые вышедшей в 1891 году, он встречался и беседовал со многими дожившими до преклонных лет современниками и знакомыми Лермонтова. Один из них, некий сановник при Александре III, сказал ему: «Вы даже представить себе не можете, какой это был грязный и ужасный человек!»
Но в то же самое время известно, что это был человек с удивительно тонкой и нежной душой, глубоко религиозный поэт, в стихах, балладах, поэмах, драматических сочинениях, да и в прозе которого, наряду с довольно ходульными и дежурными даже для того времени байроническо-эпигонскими мотивами и демоническими героями (тот же Арбенин в «Маскараде», отчасти и Печорин), открываются такие миры, которые едва ли можно увидеть у какого-либо другого писателя, даже у Пушкина, который, как известно, «наше всё», по словам Аполлона Григорьева.
«Загадка Лермонтова, — очень верно заметил первый секретарь Союза писателей России В.И. Гусев 16 декабря 2013 года, — не решена, и <...> не может быть решена. Как сохранить Тайное Светлое в окружении столь чёрных бездн, которые видит поэт». («Московский литератор», 2014, №1, январь, с.2).
Да, в самом деле, Лермонтову, очевидно, было дано видеть и райские, и адские бездны, которые воплотились в дивных и могучих строфах гениальной поэмы «Демон» и в не менее гениальных стихах — «Молитва», «Ангел», «Ангел смерти», «Тамара» и др. Но всё же православие он вполне не принял и не стал абсолютным христианином при всей своей религиозности. В этом была его трагедия, о чём писали как Д. С. Мережковский, так и другой крупнейший философ, литератор и поэт Владимир Соловьев. Лермонтов, как никто другой, чувствовал и изображал в своем творчестве «красоту зла» — и это наложило неизгладимую печать на его человеческий облик, каким он запомнился современникам, и на его страшную, трагическую, не вполне до сих пор понятную гибель. Которая, по всей видимости, и не могла быть иной у потомка чернокнижника Фомы Лермонта и своего рода предтечи Ницше. Хотя во многих других смыслах он, конечно же, был человеком даже в чём-то и заурядным, порождением своей эпохи и своей среды — помещиком-офицером, как мы уже сказали, между делом занимавшимся литературным творчеством.
Но всё-таки самое главное здесь, наверное, заключается в том, что Лермонтов был всё же не совсем человек — повторим этот тезис Мережковского — а, возможно, — кто знает? — посланник из другого мира. Это видно даже из его отношения к смерти, в котором проглядывала не только храбрость отважного офицера, «собравшего шайку головорезов», с которыми он нападал на чеченские заставы и спокойно и презрительно стоял перед направленным на него «кухенрейтером» Мартынова. Возможно предположить, что всё это было каким-то проявлением «сверхчеловечества».
Как хорошо известно из биографии Лермонтова, после его гибели бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева выплакала свои глаза так, что у неё не открывались веки. Она не просто оплакивала любимого внука, «света её очей», но знала о нём что-то такое, что не мог знать никто другой, ни одна душа на земле.
Однако наряду со всеми этими «инфернальными» моментами, от которых невозможно никуда деться, мы в год лермонтовской 200-летней годовщины должны вспомнить ещё и о том, что это был один из величайших патриотов России, пусть даже любивший Родину и «странною любовью». Но эта «странная любовь» была гораздо подлиннее и сильнее, чем у многих других, что было замечено ещё «не модным» теперь революционным демократом Н.А. Добролюбовым. Это была любовь к Отчизне одного из самых великих русских гениев.


Александр РУДНЕВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes