Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
13.02.2015
Звезда судьбы
Много приходится затратить сил на этом подъёме, много раз оскальзываться, сползать в чёрную и глухую бездну безверия, отчаяния, что молчаливо и уверенно ждёт там, внизу… Поистине нет трудней и ответственней пути у Поэта, решившегося рассказать миру о себе, о жизни своей, о неспокойном и чутко памятливом сердце, которое не в силах, да и не хочет забыть всего, что было с ним. И... сопрягает ушедшее, былое с днём нынешним, который всегда горяч, всегда нов и требует новых ответов на старые «проклятые» вопросы. Но ответы, как правило, приходят всё прежние, уже найденные, обретённые на пути к своей вершине в поэзии, потому что открылись, дались они не задёшево, за них заплачено очень дорогой ценой. Эта цена раненого, устающего сердца, цена потерь и утрат… И — мужества, стоической верности себе и своей душе, поскольку без этого нет, не может быть Поэта.
Что ушло, то ушло безвозвратно.
Лишь сверкнуло нездешним лучом,
Лишь коснулось судьбы…
Ну и ладно!
И вдоль берега движется стужа,
А на сердце сгущается тьма
От того, что себе ты не нужен.
В ожидании жизни нетленной.
И комет ледяные цветы
Всё огромней в пространствах
Вселенной.
из тьмы прохожий,
Вежливо попросит закурить.
Может быть,
со мною в чём-то схожий,
Иль совсем не схожий,
может быть.
Ничего не воротить назад,
И тревожный отблеск укоризны
Отразит на миг усталый взгляд.
Ту печаль, что он таит в себе,
Попрощаюсь горестно и тихо
С думою о собственной судьбе.
Вдумайтесь: «Попрощаюсь горестно и тихо/С думою о собственной судьбе». Ведь две последние эти строчки, венчающие стихотворение, подводящие его нравственный итог, по меньшей мере, двуплановы, двузначны.
То ли — попрощаюсь горестно и тихо с этим случайным незнакомцем, попрощаюсь, думая («с думою») «о собственной судьбе».
То ли — эта случайная встреча так заденет и перевернёт Поэта, что после неё он распрощается, простится со своим, давним, дорогим и сокровенным — «с думою о собственной судьбе»… Она уже не будет казаться самой важной и дорогой на фоне чужой беды, чужой судьбы.
Мне, например, хочется именно так понимать две последние эти строчки — они полны тогда — до краёв! — сочувствием, теплом любви и добра к иным, к окружающим, которым нынче так трудно, так невыносимо жить под жёстким, безжалостным крылом нашего «судьбоносного времени», под махом этой косы, старательно и безжалостно выкашивающей русских людей, саму нашу русскую жизнь…
Коли прав я в таком прочтении, таком понимании, то от них уж рукой подать до таких, к примеру, стихов Григория Осипова:
И горевать над бедами чужими,
Моей судьбы померкнет серебро,
А я забуду собственное имя.
над головой,
И чёрной птицей улетит дорога,
И день последний, тяжкий,
неживой,
Войдёт в мой дом
и рухнет у порога.
Мир, жизнь его точно так же нужны Поэту, как и он им… Они — неразделимы, и в этой кровной, горячей связи — суть и смысл работы сердца Поэта, точнее… Сердце его, можно сказать, открывает нам всё то, что до него мы видели, словно бы и не видя толком:
Время выветрит горечь разлуки,
Но останется след вековой
Безотрадной, безжалостной муки
И холодной мечты неживой.
Дальний отзвук потерянных лет.
И умчится в незримые дали
Невозвратный непознанный свет.
какая-то по-юношески беззащитная и вместе с тем очень мужская, мужественная открытость мыслей, чувств, строк, та же печальная бережная любовь к родной земле, её лесам, водам, травам, звёздам и птицам, та же неразрывная, упорно не сдающаяся ни хуле, ни клевете, ни хитроумным наветам связь со всем этим, с Родиной своей и нашей.
О чём-то печальном своём
Над тёмным огнём краснотала,
Над тёмным, пугливым ручьём.
Свой крик устремляя ко мне,
Как будто хотела забыться
Навек в неразгаданном сне.
В рассветной загадочной мгле
Забытая птица кричала
На всеми забытой земле.
Над светом, застывшим в меже,
К далёкой душе одинокой,
Ко всеми забытой душе.
Всё это может, полагаю, лишь лирика, её глубинный — остриём внутрь! — раскоп, тревожный, ранящий сперва Поэта, потом — нас. И мы благодарны за эти раны — они очищают… Уходят сукровица и гной равнодушия, скепсиса, усталости, вновь меняется, делается иным, молодым «болевой порог», и мы видим мир словно заново… Да что там видим — начинаем, пытаемся по-иному жить!
Ведь нельзя, невозможно жить глухо, не дрогнув душой, пройти мимо таких, например, стихов, пройти, не заметив, не прочувствовав! Называются они у Григория Осипова так же, как и эти мои заметки о нём, о творчестве его — «Звезда судьбы».
Темнели облака сторожевые,
И стал заметней
грозной тучи крен.
И стыли мысли, словно неживые,
В преддверии недобрых перемен.
над речной протокой,
Молчало время у земных оград,
А в тишине холодной и далёкой,
Мерцал неузнаваемый закат.
у Божьего причала,
У той черты,
где мир безбрежно тих,
Звезда Судьбы предвечная сияла
Над горечью тревожных дум моих.
В каком и сам не ведаю краю,
Тревожа мир печалью одинокой,
Спасая душу грешную мою.
«Душу грешную» тут можно с полным правом, смело менять на нашу «душу русскую»… Ибо только русская душа так остро, так чутко откликается на всё: на «преддверие недобрых перемен», на тревожное, напуганное молчание природы, когда птицы — и те вдруг умолкли, на «неузнаваемость заката» в тишине «холодной и далёкой», на то, наконец, что думы самого Поэта горьки и тревожны… Как много холода, как много боли и тревоги!
Но над «потерянной (!) дорогой» сияет-горит Звезда Судьбы Поэта, спасая грешную его душу! Не только его — нашу, всеобщую, русскую… Смертельно подраненную, мордуемую и убиваемую ежедневно, который уж год, но всё ещё упрямо, упорно живую, дарящую свет и тепло надежды. Если доживём, конечно, если дотянем…
Стихи Григория Осипова — боль и печаль. Они — словно слеза на мужской щеке, не сдержанная, вдруг блеснувшая… Потому у меня болит за них душа, болит и мается, и потому — чтобы хоть какой-то роздых и просвет были! — я хочу закончить эти заметки строками другого поэта, поэта из Вильнюса Юрия Кобрина, давнего моего знакомого и доброго приятеля:
Остуда чувств твоих пройдёт.
Всё будет хорошо на свете:
Пахнёт жасмином летний вечер,
И вместо «нечет» выйдет «чёт».
Должен выпасть, чёрт возьми! Не вечно же маяться и страдать русской душе, русскому Поэту… Мы и так уж многое искупили всей жизнью, судьбой своей, так много отпили из горькой чаши общего нашего бытия.
Игорь ШТОКМАН, критик.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий