slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Жуков на Первом

12 серий сериала «Жуков» на Первом канале – по сути первый заметный кинорассказ о последних трёх десятилетиях жизни Георгия Константиновича Жукова, лучшего полководца Второй мировой войны, Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза.
Человека, сыгравшего ключевую роль на многих решающих поворотах истории государства, начиная от разгрома японцев под Халхин-Голом до сражения под Москвой 41-го года и взятия Берлина в 45-м, от ареста Берии в 53-м до спасения Хрущёва от «антипартийной группировки» в 57-м. Разработка каждого из этих сюжетов в талантливых и честных руках вполне тянула бы на «Оскара», не говоря уже о том, что послужила бы развенчанию многих мифов и наслоений о нашей истории. Но знамение нашего обмельчавшего времени в том, что наш кинематограф мало интересуется такими исполинскими фигурами отечественной истории, как маршал Жуков.

Весомую лепту в создание кинообраза Георгия Константиновича внёс режиссёр Юрий Озеров, в чьих произведениях маршала, по его личной просьбе, играл Михаил Ульянов. Киновоплощения Жукова в этих работах были пусть и плакатными, но впечатляющими. Ульянов, склонённый над картами, расчерченными красными и синими стрелами, — мощный профиль, усталая жёсткость во взгляде, распекание подчинённых и разгон нерадивых, смелые, на грани дерзости, разговоры со Сталиным… Вот, пожалуй, и всё, что нам предоставил художественный кинематограф об этом выдающемся сыне русского народа из калужской деревни Стрелки. Разве что гармонь в руках Ульянова говорила о жуковских корнях, о его глубокой народности, которую не смогли стереть десятилетия существования в интернационалистской Руси.
Зато в последние годы не было недостатка в псевдодокументальных лентах вроде пивоваровских фантасмагорий о битве за Ржев, где Жуков представал недалёким человеком, не жалевшим пушечного мяса ради достижения военных успехов, которые, по мнению этого ведущего программы новостей НТВ, тоже во многом мнимы, преувеличены и раздуты. Создания, подобные пивоваровским, пронизывают стойкое неприятие ко всему русскому – будь то победа в великой войне против всей Европы, военачальники из толщи русского народа, которые разбили лучшую армию мира в крупнейших сражениях мировой истории. Пропаганда современного агитпропа есть глубоко продуманная фальсификация нашей истории, которая до сих пор буйным чертополохом цветёт на наших экранах, газетных полосах и в сочинениях псевдоисториков.
Тем отраднее попытка, сделанная создателями сериала о Георгии Жукове на Первом канале. Ведь до сих пор ни воспоминания самого маршала, ни его кинематографические воплощения, ни биографические книги о нём не дают адекватного представления о многогранной личности этого блестящего полководца, вершителя самых славных побед русского оружия, заместителя Верховного главнокомандующего в годы Отечественной войны. Мемуары Жукова не просто кастрированы цензурой – к ним ещё дописывали целые абзацы и параграфы о роли партии и Брежнева в победе над гитлеровской Германией.
Деятелей нашего кинематографа и телевидения в прошлом в лучшем случае привлекал конфликт власти и художника (само собой, в советское время), эта тема им понятнее и ближе. Конфликт Героя и Власти – тема, взятая в качестве центральной в показанном сериале, для наших кино- и телетворцов далека и непонятна. Как к ней подступиться?
Жуков непонятен ещё и потому, что масштаб его личности слишком огромен для художественных воплотителей. Как возникают Наполеоны из корсиканских лейтенантов? Как рождаются великие полководцы из сыновей сапожников? Как из окопного унтер-офицера Первой мировой войны взлетает в поднебесье блистательный маршал и четырежды Герой Советского Союза? А ведь Жуков при всей его исключительности был не один такой – целая плеяда наших военачальников времён войны были плоть от плоти народной, выросли из самой толщи крестьянской Руси.
Задача создателей фильма, на наш взгляд, заключалась в том, чтобы уйти от плакатных решений образов и Сталина, и Жукова, дать героев живых, неприукрашенных, влекомых страстями — любовными, властными. И авторы сериала в целом справляются с поставленной задачей. Если первая половина сериала чрезмерно упирает на «женскую тему» в жизни Жукова, то затем этот крен заметно выправляется. Поначалу режиссёр Алексей Мурадов и автор идеи Алексей Пиманов пошли по проторенным кинопутям, копируя (сознательно или нет, другой вопрос) такие ленты, как «Леди Гамильтон», «Клеопатра», «Наполеон и Жозефина» и Мари Валевскую, возлюбленную французского императора, и прочие киноописания амурных биографий военных вождей. Будуарная часть жизни великих — жёны, любовницы, ещё жёны и ещё любовницы – вот что занимало создателей этих вполне добротных картин. Успех у непритязательной части публики обеспечен. А у нас она нынче – почти вся непритязательная. И хотелось уже с досадой выключить телевизор, заподозрив ещё одну поделку из бесчисленной серии «вид на спальню через замочную скважину»… Как вдруг фильм с каждой серией становился всё более интересным, захватывал всё больше, а ряд актёрских работ просто восхищал. Образ Сталина, созданный Анатолием Дзиваевым, можно по праву считать блестящим художественным открытием. Думается, не было в нашем кино такого мастерского проникновения в образ вождя народов – мудрого руководителя, умного и умелого интригана, прекрасно видевшего все слабости людей, умевшего пользоваться этими слабостями и стравливать между собой соратников. Чёрные и белые краски сплелись в этом образе, давая нам портрет человека необычайного, решающей ошибкой которого было то, что он не сумел подготовить себе и стране наследника. Что обрекло её на годы хрущёвского вихляния и сумасбродства, плавно перешедшие в почти два десятилетия брежневского застоя.
«Ты не политик, Георгий», — говорит маршалу Сталин, убедившись в том, что все наветы против Жукова – выдумки недоброжелателей, и этим замечанием чётко обозначил границы дарований маршала. Может быть, вся сила Жукова в том и была, что он не политик, а значит, не интриган, не наушник, не подсиживатель. И вся слабость его была в этом. Сталин проницательно разглядел искренность и простодушие таких, как Жуков, рубак, далёких от грязных схваток за власть.
Работа Александра Балуева в роли Жукова заслуживает всяческих похвал. Суметь на минимуме слов создать образ внушительный, запоминающийся, земной, западающий в сознание и в сердце — есть свидетельство зрелого мастерства и большого таланта актёра, которому по плечу новые вершины в профессии.
Предстающий перед нами с телеэкрана Жуков на дух не переносил две категории в армии – партийных комиссаров, «политрабочих», как их презрительно звали военные, и «особистов», представителей славного племени ГБ. Везде он, где и как мог, ставил их на место. Этого ему в течение всей жизни не могли простить ни первые, ни вторые. Они и вели методичную, длившуюся десятилетиями травлю маршала, укоротившую его жизнь. Прослушивание телефонов, наружная слежка, тайные обыски, неутомимые стукачи и ненавистники Жукова, вроде Виктора Абакумова и Ивана Серова, в ближайшем окружении – вот условия, в которые был поставлен человек, от одного слова которого в годы войны зависела жизнь и смерть миллионов людей.
Они и низвели бесстрашного предводителя победоносных легионов до положения пенсионера, копающегося в своём саду, до автора воспоминаний, с выходом которых в свет тоже тянули долго и мучительно.
Непреходящей идеей всей его жизни была сильная армия сильной страны. Врагами его всегда были те, кто этого не понимал.

Виктор Линник.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: