Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
29.05.2020
Ящик «долгий» и «жёлтый»
…За час до рассвета со скрипом открывались железные створы Фроловских ворот. Торговцы, нищие, калеки, юродивые, бродяги, стрельцы, подьячие, холопы и попы устремлялись в Кремль. Из предутреннего тумана вырастает государев дворец. Каменные палаты, высокие терема. Жилые хоромы царя занимали три верхних этажа. Стены царской комнаты обиты «золотыми кожами». К южной стороне Теремов примыкала обширная открытая Боярская площадка, где после ранней обедни в Кремле собираются бояре, окольничие, думные дьяки и думные дворяне «челом ударить государю» и «судить о делах» в Боярской думе. Доступ во дворец строго настрого воспрещён вооружённым и больным.
В царском дворце идёт «сидение великого государя с боярами о делах», а на Ивановской площади в Кремле (к востоку от колокольни Ивана Великого) – шум, крики, гомон…. Бирючи, крича «во всю Ивановскую», объявляют царские указы. В особой палатке сидят «площадные подьячие» — писцы и нотариусы. Они пишут челобитные для неграмотных, дают советы, оформляют сделки.
Написанные жалобы несут в ящик для жалоб, который на верёвке опускался вниз из окна царского кабинета к Боярскому крыльцу. Считалось, будто царь самолично читает эти челобитные. Но, увы…. Ответа на эти жалобы приходилось ждать годами, а иногда они и совсем оставались без ответа. Тогда и родилась поговорка про эту процедуру: «ПОЛОЖИТЬ В ДОЛГИЙ ЯЩИК».
А было это в период царствования Алексея Михайловича (1629–1676 гг.), когда он, напуганный народными волнениями (соляной бунт, медный бунт и другие), решил немного, как бы сегодня сказали, поиграть в демократию. Нечто подобное наблюдаем и мы. Прошло несколько столетий, а «долгий ящик» продолжает жить.
Другой пример «ящика», но уже жёлтого, который существовал в царствование Павла I (1754–1801 гг.), несправедливо забытого историками, не получил в народе негативного определения. Почему?
Во внешней деятельности правительство Павла проводило политику нейтралитета (прекращена бессмысленная авантюра на Кавказе — поход против Персии). Во внутренней политике — пыталось сладить с распущенностью дворянства и чиновничества. Простой народ симпатизировал императору: нравится строгость, которая распространялась на всех снизу доверху; целый ряд законов облегчал его участь. Была и иррациональная причина: симпатия к Павлу, как к сыну повергнутого — и ставшего почти сказочно-прекрасным в воспоминаниях — Петра Фёдоровича. И ещё народное сознание сочувствовало Павлу, как человеку, получившему трон чуть ли не к старости — к сорока с лишним годам…
В первые же дни царствования Павла I — с 1796 года — был установлен в окне нижнего этажа Зимнего дворца знаменитый «жёлтый ящик» с прорезью для жалоб и писем. Ключ от него хранился у самого императора. Каждый вечер Павел вынимал из ящика прошения, внимательно изучал и накладывал резолюции (иногда они публиковались в «С.-Петербургских Ведомостях»). И удивительно — непрерывное императорское слежение за жалобами действовало: лихоимство и злоупотребление власть имущих почти прекратилось, присмирели воры и хулиганы, и даже кабатчики прекратили (или сократили) разбавление вина водою…
Мне лично по душе тоже, наверное, как и вам «жёлтый ящик». А то куда не обратишься, вплоть до администрации Президента, то ждёшь долго ответа, а он приходит с известием, что «Ваша жалоба направлена тому, на кого Вы жалуетесь!». Ну, совсем салтыково-щедринская старина!
Московская обл.,
пос. Купавна.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий