slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«ЯблоковСад» об учёном и защитнике природы

В Государственном Дарвиновском музее представили уникальную книгу — «Алексей Яблоков — портрет человека и эпохи». В прекрасно изданном томе (издательство «ВегаПринт») собраны интереснейшие воспоминания коллег и соратников об Алексее Владимировиче, всемирно известном российском экологе, член-корреспонденте РАН, видном политике и государственном деятеле. Идея ознакомить читателя с жизнью и деятельностью незаурядного человека и исследователя принадлежит С. Боголюбову.
В роли руководителя проекта выступила Дильбар Николаевна Кладо, вдова учёного, ушедшего из жизни немногим более года назад.
«ЯблоковСад» — это портрет Личности на фоне Страны и Страны на фоне Личности. На суперобложке цитата из записей героя повествования: «Человек должен стать человеком. Не охотником, а мудрым хозяином планеты. Я хочу, чтобы вот это от меня осталось: не разрушение природы, не насилие над природой, не ломать природу, чтобы приспосабливать к себе, а отношение к ней как к суверенному живому существу.
Таков мой научный и человеческий завет».
Нет ничего проще, чем согласиться с этими словами, и нет ничего сложнее им следовать. Человечество уже столько сделало в раже покорения природы, в нескончаемых потугах обуздать её, что приходится признать очевидное: оно весьма преуспело в разрушении своей колыбели – планеты Земля. И вплотную подошло к трагической грани, за которой следует уничтожение самого человека, «покорителя и царя природы», вместе с его колыбелью. Ведь не просто так весьма модными становятся разговоры о наступлении эры колонизации других планет Солнечной системы. Похоже, некоторые всерьёз готовятся к тому, чтобы нести разрушительный ген дальше во Вселенную.
Модной в современном дискурсе стала тема постмодерна, центральной идеей которого стала идея абсолютной утраты веры во всемогущество человека. Если XVIII век явился нам под знаком Просвещения, наступления царства Разума, если XIX устами Ницше успел объявить о том, что «Бог умер», если весь XX потрачен на то, чтобы в начале его произнести «Человек это звучит гордо», а к конце его, после двух мировых войн, после Хиросимы и Нагасаки мир воочию увидел результаты эксперимента по построению царства Божия на земле без Бога, то черёд наступившего XXI — развенчать горьковский тезис. Человек — жалок, слаб, создание, потерявшее в десятилетия катаклизмов истории представление о добре и зле, о различии и противоположности этих понятий, о неизбежном торжестве Добра как логическом венце Творения. Беспредельным оказалось не всемогущество человека, а распад его личности, его разрушение и падение в бездну. Он более не венец Творения. Войны XX века, миллионы смертей породили цинизм «потерянного поколения», потом «сердитого поколения». Человечество сумело породить орудия разрушения, которые в считаные минуты могут привести к гибели всего живого на земле, но не изобрели ничего такого, что одномоментно сделало бы человечество счастливым.
Для Яблокова идея сохранения среды обитания, а вместе с ней и человека, поскольку разрушение человека идёт рука об руку с уничтожением живой природы, — центральная. Эта идея объединяет и правых и левых, красных и белых, и — страшно сказать — пролетариев и владельцев средств производства. Поэтому на презентации в Дарвиновском музее собрались люди очень разных политических взглядов и предпочтений, но жизнь и работа Яблокова были одинаково интересны всем.
Вспоминали, что в переломные годы конца 80-х – начала 90-х Яблоков был среди организаторов первых в истории СССР парламентских слушаний о последствиях печально знаменитой Кыштымской радиационной катастрофы. В 1991 году, будучи советником Ельцина, Яблоков убедил его создать природоохранный орган экологического контроля с полномочиями, которые сделали его грозой для промышленников и бизнесменов. По инициативе Яблокова была также создана Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности. Алексей Владимирович возглавлял её четыре года, и это был мощный инструмент решения экологических проблем.
Вместе с сенатором, а потом вице-президентом США Альбертом Гором Яблоков основал GLOBE-International «Парламентарии мира за окружающую среду».
И это далеко не полный список его многих и благих деяний.

Виктор ЛИННИК.
 
Из воспоминаний. Листая страницы книги
…Решительности Алексею Владимировичу было не занимать. Вот пример. В начале 70-х, чтобы работать в Закавказье, мы получили специальные штампы МВД в наших командировочных удостоверениях, где тушью было вписано, что разрешено работать в Армении и Грузии (подразумевались пограничные районы этих республик). В первом же КПП придрались, что в штампах не указано, в каких именно погранрайонах нам разрешено работать. Нужно было получать новые разрешения МВД. С трудом Алексей Владимирович уговорил нас пропустить, но погранцы предупредили, что дальше нас никуда не пустят. Отъехали мы подальше от этого КПП, встали на ночлег, вынул Алексей Владимирович свою пишущую машинку (возил с собой всюду) и напечатал на наших командировочных удостоверениях поперек этих штампов: «Во всех пограничных районах». После этого все остальные КПП легко нас пропускали.
* * *
Лаборатория Яблокова была замечательной. Выступить в ней на коллоквиуме за честь считали не только соотечественники, иностранцы специально приезжали сделать доклад.
У Алексея всё в порядке было с чувством юмора, он без обид воспринимал критику в свой адрес, как доброжелательную, так и не очень. И его самого, и кого угодно на наших коллоквиумах порой критиковали жёстко, невзирая на чины и звания.
* * *
Ещё одно достоинство Алексея Владимировича, которое мы всегда ценили: успехи своих сотрудников он воспринимал как свои личные. В науке это редкость. Он никогда не приписывался к работам, в которых не принимал деятельного участия, и мы, его старые сотрудники, наблюдая нынешнюю ситуацию, понимали, как же нам повезло.
Яблоков был боец, человек социально активный, он был членом партии, секретарем парторганизации. Но у него было оригинальное представление о партийной этике: «Если я не согласен с чем-то, то должен об этом объявить, а после этого говорить, что думаю». Три или четыре раза он был на грани вылета из партии за свои штучки. Например, за то, что был одним из первых, кто выступил против Лысенко, заступался за Тимофеева-Ресовского, которого обвиняли в том, что тот работал в Германии не иначе как на фаши­стов.
Он хотел стать членкором АН СССР, но лишь потому, что это дало бы ему возможность шире развернуть свои исследования. Наверное, он был не­удобным человеком для руководства, а иногда и для коллег. Как и почему он пошёл в политику и включился в природоохранную деятельность, для меня осталось загадкой. Видимо, как прирождённый боец, он искал новое поле боя…
* * *
Беседовала Ирина Фуфаева, журналист. Нижний Новгород: «Мы знаем Вас как убеждённого противника атомной энергетики, автора книги «Атомная мифология». На Ваш взгляд, где сейчас самое главное слабое звено атомной энергетики в её нынешнем техническом состоянии?»
— Первое слабое звено — это, конечно, проблема отходов. Атомщики как чёрт от ладана бегут от неё. Атомная энергетика производит такое ко­личество радиоактивных отходов, с которым не может справиться не только она, но и вообще справиться с которым — задача, не имеющая решения. Ни одна технология в мире не имеет таких длинных хвостов.
Второе — экономика. Колыбельная песня атомной энергетики: она — дешевая, дешевая, дешевая... Но теперь западные страны отказываются от атомной энергии по экономическим соображениям. Америка, Канада, теперь даже Франция! Франция, лидер, на 75 процентов использующая энергию атома и пережившая скандал, связанный с тайными атомными счетами…
* * *
В 1989 году А. Яблоков был избран народным депутатом СССР и стал заме­стителем председателя Комитета по экологии Верховного Совета СССР. При его непосредственной поддержке в 1990 году в план работы Комитета были включены и подготовлены многие ключевые законопроекты в сфере охраны природы. Был также подготовлен первый союзный законопроект «Об охране озера Байкал», который затем лёг в основу российского законопроекта, где впервые был реализован бассейновый принцип управления, включающий территорию нескольких субъектов РФ. Он действует и поныне.
На посту советника президента в начале 1992 года Яблоков способствовал подписанию Байкальского меморандума. При его непосредственном содействии в повестку дня встречи на высшем уровне между президентами России и США был включён вопрос об озере Байкал. В результате этой инициативы А.В. Яблокова… президенты России и США подписали Заявление о сохранении Байкала — первый международный документ об охране священного озера. Этот документ стал в дальнейшем основой для российско-американского сотрудничества в области охраны экосистемы Байкала.
Алексей Яблоков прожил множество «жизней»: был учёным и писателем, народным депутатом и высшим государственным чиновником, политиком и общественным активистом, но главное в нём – созидание. Он видел всю страну и даже Землю тем садом, защищать и лелеять который уготовила ему судьба.
Это история взлётов и падений, рывка в неведомое, напряжённого труда и социального экспериментирования, общих надежд, побед и поражений последних десятилетий.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: