Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
17.10.2014
Я из прошлого величья...
Название этой заметки определила строчка одного из стихотворений книги:
Из совсем другой страны.
В тёмном поле сердце кличет
Отлетевшей были сны…
И куда ни кинешь взгляда, –
Всё утрата,
Всё мираж…
И зачем, какого ляда
Здесь разыгрывать кураж?
В цирке горестном распада
Я сама себе не рада, –
Так ничтожен мир…
И я –
Лишь осколок,
Скальный сколок,
У замерзшего ручья…
Величие же Поэта в настоящем определяется верностью главному – духовной сути Человека, которую Сэда Вермишева отстаивает изначально день ото дня.
В её предшествующем сборнике «СМЯТЕНИЕ» есть строчки, в которых, на мой взгляд, очень точно сказано об истоках и результатах своего творчества:
Завишу больше от других.
Они дают мне хлеб
И крышу,
И пару пряников сухих.
Но голоса я утром слышу
В подполье узников своих –
Они скребутся,
В спину дышат,
Идут
Как конники
В прорыв…
С постов снимают
Часовых…
Иначе и не может быть, когда литературный дар, обострённое чувство совести и своего назначения на Земле составляют единое целое. Но давайте послушаем поэта:
Больше,
Чем за себя.
Хоть меня не просили,
Говорили:
«Напрасно!»
Повторяли,
Что зря…
Так легло на роду…
В сорок первом
Году….
Так совпало, что верность слову как долгу была в ней заложена ещё в знаковом для страны сорок первом году, когда будущая выдающаяся поэтесса находилась в совсем нежном возрасте. А годом позже Анна Ахматова написала ставшее сразу знаменитым стихотворение «МУЖЕСТВО», где уверенно сказала: «…И мы сохраним тебя, русская речь,/ Великое русское слово,/ Свободным и чистым тебя пронесём,/ И внукам дадим, и от плена спасём/ Навеки!».
Вот и по сей день, рождённая в Армении и волею обстоятельств оказавшаяся совсем юной в России, влюблена Сэда Вермишева в обе эти – ныне страны — и в Слово каждой из них, которое для неё свято. Потому так близко к сердцу принимает всё, что связано с преступным разрушением своего великого государства под названием Советский Союз. Где, в отличие от сегодняшних – бывших его республик, а теперь самостоятельных стран, жила Великая Идея, поскольку:
Не бывает Великой
Страны….
И себя проглядели…
Тихо двинулось вспять…
Всем невзгодам
Руку…
.……………………………
Прощай
Двадцатый век!..
…………………………….
В моей душе
Ещё костёр
Дымится….
……………………………
Я молю –
Не стойте с краю
В трудный час
Земли своей!..
…………………………...
Идут на снос
Эпохи и дома…
…………………………….
Со всей страною говорить
Всем горлом,
Всем ознобом…
…………………………………............
Латать и лечить
Современности драму.
И править безумия
Речь!..
…………………………………..
Слепиться в храм.
В надежду,
В свет,
В простор…
В этом главном качестве человека испытывает она полное родство с любимым ею Александром Блоком. О некоторых важных размышлениях выдающегося поэта Серебряного века есть в книге очень ёмкая статья «Послание Блока, или Россия между Востоком и Западом».
Мне же, когда думал о переходе от «СМЯТЕНИЯ» к «ПРЕОДОЛЕНИЮ» пришли на память знаменитые строчки Блока: «…Но ты, художник, твёрдо веруй/ В начала и концы. Ты знай/ Где стерегут нас ад и рай./ Тебе дано бесстрастной мерой/ Измерить всё, что видишь ты./ Твой взгляд – да будет твёрд и ясен./ Сотри случайные черты –/ И ты увидишь: мир прекрасен…»
Да, горько и больно художнику, – а поэт всегда художник – видеть эти «случайные черты», которыми люди, утрачивая совесть, населяли и населяют наше пространство во все времена. Но природой дано поэту чувствовать и нести нам свою уверенность в том, насколько наше пространство само по себе прекрасно, если жить по-совести. И конечно, любить. Тогда преодолеешь всё. Не случайно эта книга начинается стихотворением «Поэт», в котором звучит:
Инкогнито,
Никто не должен в мире знать,
Что солнце ввысь
Тобою поднято,
Что ты велел ему
Сиять.
Твои Владения
Лежат везде,
Где солнца свет!..
Не поражений –
Для духа поражений
Нет!
Гори,
Владей,
Твори,
Поэт!...
Во-первых, без лирики нет того волшебства строчек, которое приводит поэта и его читателя в магическое состояние, сходное с состоянием полёта. Да поэзия и есть полёт, а значит – лирикой является изначально: гражданской ли, философской, бытовой, о природе, любовной… Без неё художественного произведения и тем более поэзии нет. А Сэда Вермишева – Поэт от природы.
И, во-вторых, то, что называет сама Сэда лирикой, настолько для неё органично, что тут же заслушиваешься красотой и глубиной созвучий её душевных струн.
Знаю, каким трудом далось издателю и редактору Николаю Дорошенко уговорить Сэду Константиновну дать то, что она называет лирикой, и очень благодарен обоим за эти стихотворения в сборнике, поскольку они всегда и венчают наши преодоления. Впрочем, давайте послушаем:
И неба свет так нищ
И скуден…
Как реки,
Растеклись,
Базар немноголюден.
Визжит пила на лесопилке
И заполняет звуком дали.
Пройдёшь –
И мягкие опилки
Набьются в мокрые сандальи.
Забор укрыла повилика…
Проходят серо дни,
Безлико,
Безликостью не тяготясь
своею…
Здесь вызревают зёрна тихо,
И я их торопить
Не смею…
Заснул мой город.
Далеко
Бросает свет полоской узкой
В слепую ночь
Моё окно.
Белеет снегом занесённый
Проспект,
И, снова покрова,
На снег ложатся запоздало
Чеканных листьев кружева.
Он зачарованно глядит,
Как серп луны, прозрачный
Ломкий,
Туманным облаком кадит…
В саду скамеек тёмных тени
Легли полосками на снег –
Прощальный знак поре осенней…
Остановило время бег…
Стоит – над миром.
Не уснуть.
Лишь звёзды в небе
Неслышно строят
Млечный путь…
Под дождь так тянет
Лелеять слов обугленную
хворь…
Раскрыть окно,
Приставить к двери камень,
Начать письмо…
Писать в стихах,
Без адреса,
Без почты,
Которая бы приняла его.
А шум дождя
Вберут,
Впитают строчки –
Так сладостно с природою
родство…
И только к утру тихо прозревая,
Со лба откинуть вымокшую
прядь,
И, с подоконных досок дождь
стирая,
Легко вздохнуть,
И снова жизнь
Начать…
Потому что ТАК – дано единицам. И они называются Поэтами, вызывая в нас тот трепет души, какой трудно с чем-то сопоставить. За что мы Поэту и благодарны в любые времена.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий