Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
19.09.2014
XXIV Аксаковский праздник в Башкирии
И на этот раз распахнут свои гостеприимные двери Уфа, окрестные районы, школы и театры, университеты и библиотеки, где по традиции проходят встречи участников Аксаковского праздника с читателями и преподавателями, студентами и учащимися республики. Со всеми, кому дорога русская литература и наша общая история.
Встречи, беседы, речи и чтение стихов — есть ли что-нибудь лучше «роскоши человеческого общения»? Народ российский за последние четверть века сильно обособился, разлетелся по углам, перестал читать. Разделение в обществе — социальное и имущественное — достигло критических уровней. И если бы не усилия таких подвижников, как Михаил Чванов и подобных ему, по всей Руси, уделом страны стало бы нравственное оскудение, одиночество и бездумное потребительство.
Но вот приезжаешь на ежегодный Аксаковский праздник, и тут же заряжаешься энергией и дружелюбием тех, с кем встречаешься. Вновь всех сводят воедино общие устремления, заботы и радости. Радуется глаз, отогревается душа, когда встречают тебя песней, хлебом и добром. Когда видишь, как живут в согласии башкиры и татары, чуваши и русские. Одним из знаков этого согласия и стали Аксаковские праздники, которые каждый живущий здесь народ воспринимает, как свои.
Неподалёку от Уфы раскинулась восстановленная Аксаковским фондом усадьба Аксаковых, куда теперь заглядывают не только туристы, но и окрестные ребятишки, которые осваивают здесь разные полезные умения — вышивку, кройку, выпиливание, вязание крючком или спицами, лепку, резьбу по дереву, прядение. Тут же детей учат знать травы...
Аксаковский фонд, известный в России, бережно и истово занимается восстановлением и популяризацией исторического, культурного и литературного наследия славной семьи Аксаковых. Сергей Тимофеевич и двое его сыновей — Иван Сергеевич и Григорий Сергеевич — дали нам не только высокие образцы литературного творчества, глубоко национального по своей сути, но и стали зачинателями славянофильства — течения, чьё влияние в XIX веке, перешагнув границы России, обрело европейский размах.
Одной из первых книжек моего детства, подаренных мне матерью, стали «Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова. Его сын Иван Сергеевич, женатый на дочери поэта Ф. Тютчева, сыграл огромную роль в исторических судьбах двух славянских народов Европы — болгарского и сербского. Именно он стал организатором и вдохновителем русского ополчения под водительством генералов Скобелева и Чернова, освободивших Болгарию, Сербию и Черногорию от 500 лет османского владычества. Прошлым летом Аксаковский фонд снарядил делегацию в Черногорию во главе с М. Чвановым с тем, чтобы напомнить черногорцам о человеке, который сыграл решающую роль в призвании русских добровольцев на освободительную войну 1877—1878 гг.
Как удивительна перекличка времён — от того ополчения до нынешнего в Новороссии! Хоронили за эти десятилетия Россию не раз — кто со всхлипываниями, а многие со злорадством, а она — вот она, жива! И принимает эстафету жертвенности и славы с каждый новым поколением!
В июне мы каждое утро слышали эти слова с телеэкранов в городке Герцег-Нови, уютно вписавшемся в извилистую чашу Которского залива. «Самого большого на Балканах», как с гордостью сообщил 25-летний долговязый студент Немо, подбросивший нас из аэропорта в гостиницу «Плаза».
Здешние узкие, в ширину размаха рук, улочки помнят многое — пышные времена Византии и венецианских дожей, века османской удавки, напыщенность Габсбургов, Вторую мировую войну, недолгую историю независимой Югославии... Черногория — страна героических мужчин и ещё более героических женщин, которые, ведя детей и хозяйство, без церемоний выпроваживали своих мужей на войну, когда те были совсем не прочь отдохнуть от боевых тягот.
Иван Сергеевич сыграл исключительную роль в освобождении Черногории, Сербии и Болгарии от османского ига. В Болгарии его именем названы улицы во многих городах и весях, в его честь наречён город неподалеку от Варны, в г. Пазарджик более века существует гимназия имени Аксакова. А в Сербии и Черногории его имя практически забыто. А ведь в годину его внезапной смерти сербская газета «Браник» писала: «Ныне всякий добрый серб в Сербии с благодарностью вспоминает русское имя, скидает шапку. Что это так — это великая заслуга Аксакова. В славянских комитетах, которые материально поддерживали славян на Балканах, ему принадлежало решающее слово, он заставил русский народ возгореться гневом на турецкие насилия. Он подвинул официальную Россию на войну с Турцией, и таким образом возникли свободные государства на Балканах».
Газете вторил архимандрит Никифор Дучич перед панихидой в Белграде в соборной церкви (она совершалась с двадцатью священниками): «Он принадлежал к тем редким не только между русскими, но и европейцами, великим людям, к чьим словам и речам прислушивалась в последнее время вся политическая и образованная Европа. Это была сила нравственная — сила ума, сила философская, сила без власти штыка. Русский народ вправе гордиться этим. И русская молодёжь пусть изучает жизнь, светлый характер и великие патриотические дела своего Аксакова…».
Впрочем, что касается роли И.С. Аксакова в освобождении Сербии, Черногории и Болгарии от османского ига, многое до нынешнего времени оставалось тайной даже в России. Выступил, к примеру, с ярким словом в защиту униженных славян И.Тургенев, и это везде цитируется, хотя на этом его участие и закончилось.
А.И. Аксаков, будучи великим практиком дела, действуя в большинстве случаев вопреки правительству, собрал деньги на освободительную войну и переправил через границу тысячи добровольцев — в одном случае во главе с легендарным генералом Черняевым (Сербия и Черногория), в другом — с не менее легендарным генералом Скобелевым (Болгария). Примечательно, что болгарские ополченцы, к примеру, были экипированы и вооружены лучше, чем регулярная русская армия. А сам Иван Сергеевич в большинстве случаев вынужден был действовать в соответствии со всеми правилами конспирации, принципиально оставаясь в тени. Много сказано о генерале Черняеве, о его роли в создании сербской армии. Но только в последнее время появляются публикации с откровениями такого рода: «Можем ли мы сегодня знать, насколько самостоятельно действовал Черняев? Архивы убеждают, что за его фигурой скрываются другие персонажи. Это, в первую очередь, сын известного писателя и идеолог славянофильства Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886), которому принадлежит основная заслуга в организации славянского движения на Балканах… Только для наивного сознания удивительным является то, что все шаги генерала делались под руководством именно Аксакова. Сохранились письма (13) и телеграммы (9) М.Г. Черняева, в которых главнокомандующий сербской армии подробно освещал события. Одно из них, проникнутое пафосом большой душевной смуты, полностью освещает подоплеку событий: «Глубокоуважаемый Иван Сергеевич. Писал бы Вам каждый день, сообщал бы Вам не только о том, что делается, но и о том, что намерен делать. Ведь не могу же я забыть, что Вы меня сюда снарядили, на собственный страх. Кто же понимает тогда значение моего приезда в Сербию, кроме Вас?..».
Делегация Аксаковского фонда проехала по местам Черногории, в которых побывал И. Аксаков во время своей поездки по славянским странам — начиная с духовной столицы Черногории г. Цетине, где он встречался с черногорским князем Михаилом. Именно здесь он пришёл к выводу, который выразил в письме к родным и который злободневен и сегодня: «Я вообще убедился, что только одно есть действительное средство поднять славянский дух в прочих угнетённых племенах — это чтобы сама Россия стала Русью: этот один факт, без всякого вмешательства политического, без всякой войны оживит и направит на путь дух прочих онемеченных, объитальяненных, офранцуженных, отуреченных племён славянских…».
И всё же почему пути-дороги привели делегацию фонда именно в Герцег-Нови? На этом настоял один из организаторов Аксаковских дней великий патриот России Александр Борисович Беляков, восстановивший в Герцег-Нови порушенное русское воинское кладбище времён Гражданской войны и поставивший на нём храм во имя святого и праведного воина Фёдора Ушакова.
Многообразию умений и талантов, удивительной энергии Александра Борисовича остаётся только дивиться.
Когда-то командир БЧ-1 на крейсере «Октябрьская революция» Балтийского флота, он стал помощником военного атташе Посольства СССР в Конго, заместителем военного атташе в Югославии. Уйдя в отставку, участвовал в реставрации трапезных палат и главного храма Сретенского монастыря в Москве, иконостаса в Русской православной церкви в Париже, памятника-часовни на русском кладбище в Белграде. Помогал детским домам и православным издателям. Патриарх Алексий II наградил его медалью Св. благоверного князя Даниила Московского.
В 1997 г. Беляков учредил ОАО «Корпорация участников Союза ветеранов разведки». А ещё он художник, иконописец, член Союза художников России. Как хватает ему на всё 24 часов в сутки — великая загадка.
В Русском культурном центре состоялся вечер, посвящённый памяти И.С. Аксакова. На нём, кроме «Слова о печальнике Земли Русской и всего славянства» Михаила Чванова, развернули фотовыставку, посвящённую семье Аксаковых, показали снятый фондом во время прежних экспедиций документальный телефильм «Иван Аксаков и Болгария».
На следующий день открыли выставку, посвящённую 100-летию начала Первой мировой войны и имеющую прямое отношение к Сербии, к оказавшемуся роковым для России шаге по спасению её. Верно, что Сербия, напомнила собравшимся одна из гостей, потеряла в Первой мировой войне каждого третьего мужчину. Россия, протянувшая сербам руку помощи, потеряла империю, 3 миллиона погибшими на фронтах и ещё 10 миллионов в Гражданской войне!
Большой интерес присутствующих вызвала выставка фотографий времён Первой мировой войны из различных фондов России, частных коллекций и библиотеки Конгресса США, восстановленных в уникальной лаборатории Б.И.Конюхова (Уфа). С особым вниманием гости посмотрели документальный телефильм «Погибли за Францию» режиссёра-документалиста С. Зайцева, посвящённый Русскому экспедиционному корпусу во Франции. Русские солдаты закрыли своими телами Париж в безвыходный для Франции момент. «Если Франция осталась на карте Европы, то этим она обязана прежде всего России», — скажет потом маршал Фош. Что никак не помешало Парижу лишить нашу страну всех выгод победителя в 1918 году. Почему? — спросит читатель. «А России больше нет», — коротко ответствовал Клемансо в Версале. Поторопились, горемычные…
Уверен, что сентябрьские дни в Башкирии станут ещё одной важной вехой в деле восстановления исторической памяти народа о его печальниках и героях. По-иному на Аксаковских праздниках не бывает.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий