slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Взять свою веру

Время Святок (от Рождества Христова до Крещения Господня) помнится нам по классике (Пушкин, Гоголь, Лесков) как время сказок и чудес. Помнится по бабушкиным воспоминаниям как отблеск былой – полнокровной традиционной жизни. Каждая эпоха имеет свою тональность. И нам, поколению 90-х, помнится ещё и другое… 1999, 2000 год. Война в Чечне. Война в Косове. И не чьи-то мальчики после учёбы уходят на войну, а наши. И Женя Родионов в чеченском плену отказывается снять свой нательный крестик.
Это мой ровесник, мы учились по советским учебникам, и он выбрал страдания за Христа вместо земной жизни. Как русские святые князья, как сербский святой царь Лазарь.
Через эти события нам открылось православие, открылся русский мир, славянский мир.
Когда зазвонили первые колокола после семидесяти лет забвения, стало вспоминаться то, утраченное: кто были наши предки, как они создали такую империю, что и по сей день иные скрежещут зубами от зависти…
Весь XX век мы боролись с Богом, а Он дал нам величайших столпов русской мощи, русского гения: композитор Георгий Свиридов, учёный Игорь Шафаревич, скульптор Вячеслав Клыков, художник Илья Глазунов, прозаики Валентин Распутин и Василий Белов, поэт Николай Рубцов... Не случайно к роковому рубежу тысячелетий мы подошли с багажом созданного ими. Они так наполнили не только русский мир светом Христовой правды, что и теперешнее наше сиротство нам не так горько!
Князь мира сего не оставляет и Церковь. Его ядовитые стрелы летят в самое святое для нас, бьют по русскому самосознанию, которое Церковь созидала во все века через святоотеческое учение – от «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.) до «Самодержавия духа» митрополита Иоанна (Снычёва) (XX в.).
В зимние рождественские и крещенские дни хочется помнить, какие были у нас простые батюшки, возродившие православие в русском народе. Протоиерей Вячеслав Шапошников в 1990-е, будучи известным поэтом, художником, принял сан священника. За плечами у него был авиационный техникум, служба в армии, художественное училище, Высшие литературные курсы. Он всё пережил: и унижения, когда в школе его называли «поповским щенком», и сиротство – родители не вынесли лишений и преследований. Однако ни слова осуждения тогдашней власти не изрекли уста Вячеслава Шапошникова за всю жизнь. Такие люди – из писательской, научной, военной среды – тогда, в 90-е, осознанно пришли в Церковь. Будто что-то вело Вячеслава продолжить служение своего отца, обречённого богоборцами на классовое уничтожение. Ведь мальчишка видел, как рушили храмы, как спивались мужики в деревне от безысходности, как очерствела, исстрадалась душа народа. Позже, когда пришло время отцу Вячеславу стоять у престола, исповедовать людей, он написал:
Не зря в тишине
сего раннего часа,
в сей миг озаренья
явился тебе
край леса вознёсшимся
иконостасом,
с остатками злата
на тонкой резьбе…
Можно было бы забросить эту бедную деревню, чтоб не видеть разруху и запой. Но образ простой избы у отца Вячеслава вставал как святыня, как материнское начало и колыбель жизни. А избяные брёвна напоминали до онемения сведённые персты рук. Лес виделся ему не тьмой непроглядной, а храмозданной обителью. Он пытался до нас докричаться, что Русь, как тридневный Лазарь, не умерла, но спит. Эту же мысль я услышала спустя десятилетие от отца Виктора Салтыкова, который ныне служит в дальнем приходе Ивановской области. «Ты пойми, – говорит мне отец Виктор (теперь уже иеромонах Иоаким), – что наши предки – святые люди. Наши брошенные деревни – как святые мощи».
Жизнь вернётся ли
сюда опять?..
Или ей в тщете
долготерпенья,
стиснувшись бревно
к бревну, – стоять,
сжав их, как персты,
до онеменья?..
Это всё строки протоиерея Вячеслава Шапошникова.
Только теперь понимаешь, о чём говорили нам предки: надо стараться не жить лучше, а быть лучше. И пока служители золотого тельца будут нам внушать, что на первом месте комфорт, мы будем свидетелями обнищания страны, культурной деградации молодого поколения, потери смысла жизни у самых юных…
«Возьми крест свой» – сказано в Евангелии, повторено в мировой классике, говорили нам наши предки. Также и веру свою православную надо взять, потому что в ней наше личное спасение, потому что она вместила всю любовь к Отечеству и всё, что для нас свято, всех живых и мёртвых, составляющих Церковь Христову.
 
Ирина Ушакова.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: