Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
23.01.2009
...Все возрасты покорны, или Узнать свою "половинку"
Комедия «Бонжур и до свидания!» в Театре им. М.Н. Ермоловой
Так получилось, что ермоловцы попали в са-мую точку, выступив с этой французской комедией, которая триумфально шагает нынче по Елисейским полям. В чём же, собственно, это попадание в точку? А в том, что прошедший год был Годом семьи, а премьера, о которой пойдет речь, как раз более всего проблемами семьи и занимается. Причём на примере не какой-либо особенной семьи, а обратившись к так называемому среднему французу, живущему довольно скромно, хотя её глава и занимает должность профессора математики в институте.
И с самого начала постановщик спектакля Вадим Данцигер и сценограф Светлана Литвинова очень точно и лаконично создали «типичную» обстановку в квартире героя комедии, которому пятьдесят два года и которого зовут Эдуардом. Ничего лишнего, ничего шикарного, зато есть довольно много книг. А сама пьеса Жана-Клода Ислера, прекрасно, с большим чувством юмора переведенная Ириной Прохоровой, дает хорошие возможности и пошутить, и посмеяться, и задуматься над этими самыми всех волнующими семейными проблемами, помноженными на поиски любви, истинного чувства, короче, «своей половинки».
Все, как в классическом треугольнике: мол, он любит её, она любит другого, а другой не любит её и т.д. Нет, тут всё несколько иначе. Во-первых, романтические (назовём это так!) отношения связывают профессора (в изящном и обаятельном исполнении Алексея Шейнина) и его студентку Софию, которая на тридцать лет моложе его (Елена Пурис). Она капризничает, пытаясь заставить всех поверить, что по-настоящему любит Эдуарда. А дочка Эдуарда, ровесница Софии (её зовут Джулией) увлекается каким-то оболтусом среднего возраста Марком (Сергей Власенко), страстно пытаясь убедить себя и окружающих, что она его, Марка, безумно любит (Ольга Волкова прямо с натуры «рисует» типичную представительницу сегодняшней молодежи, отнюдь не только французской, подчеркивая и её восторженность без поводов, и взбалмошность, и, конечно же, совершенно, по сути, ещё наивность подростка).
Но любит ли Эдуард свою нерадивую студентку? Он настолько вялый по своему изначальному характеру, эдакий симпатичный «тюфяк» без силы воли, что «разбудить» его к активной жизни и к активной любви Софии не удается. А тут ещё возникает почти скандал: бывшая жена Эдуарда Марион (очень яркая работа Татьяны Шумовой) врывается в его скучный мирок с заявлением, что собирается замуж за парня на много лет моложе её. Эдуард при всей своей эмоциональной лени все-таки неравнодушен к бывшей супруге, и известие о её романе с молодым парнем словно пробуждает его от долгой спячки… Умолчу о финале: пусть будет тайна. Вся эта семейная ситуация в изобретательной и режиссёрской и актёрской намеренной «перепутаницы», заявленной отличной пьесой, завладевает вниманием зрителей настолько, что даже из зала несётся не только смех и хохот, но и советы с мест, как бы себя повел тот или иной «выступающий» зритель, если б оказался на месте одного из персонажей.
Ничего в общем-то весёлого нет в том, что семья в нынешнее время разваливается во всем мире. Наверное, поэтому и праздник такой недавно придумали – День семьи. Но праздник праздником. А семейные отношения усложняются и, к сожалению, часто рушатся. Об этом и комедия Ислера, вводящая зрителей в развалившуюся семью, в которой тезис «любви все возрасты покорны», хоть и не все есть истинное чувство, опровергается сценическим действом. В семействе профессора математики «половинки» надо срочно менять и уточнять сначала, что они («половинки») ложные. Такая смысловая ломка необходима для чёткого и единственно верного решения — это понятно. Но не обязательно в этом процессе впадать в упрямое «воспитание» взрослых людей, в школьное, что ли, иследование – кто есть кто и зачем, и почему и т.д. В случае со спектаклем «Бонжур и до свидания!» лучшим «воспитателем» оказывается Его Величество Смех и изящное балансирование на острие ножа, без погрешностей во вкусе (что было, скажем, в недавней премьере этого театра, тоже комедии «Мы не одни, дорогая!»), без нарочитых и грубоватых (как в том же спектакле) пикантностей, фривольностей. И очень интересный «расклад» этого яркого актерского квинтета, который играет не просто увлечённо, а самозабвенно и в хорошем смысле слова колко. Повторю, что сама пьеса искрится юмором, а создатели спектакля глубоко охватили этот юмор и «заразили» им зрителей. Можно сразу с уверенностью сказать, что спектакль этот окажется в обойме немногих хороших комедийных зрелищ (увы, это так!), он, можно сказать, «обречён» на успех. А пока он ещё только-только появился на свет, темп его, отчаянно (и это хорошо!) заявленный в первых сценах, до конца спектакля не удерживается, кое-где ощутимы пробуксовки, впрочем, легко устранимые. И ещё. Очень удачно музыкальное сопровождение действия: это чаще всего знакомые мелодии французских шансонов, но они для нас всё равно, как родные, — ворвались в нашу жизнь, подчеркнув общие проблемы, полвека назад и ничуть не постаревшие нынче… И ещё: проблемы семьи тесно переплетены с проблемами «кризиса среднего возраста», а ведь это, что ни говори, тоже актуально.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий