slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Врач должен иметь особый статус

Сегодня в России существуют несколько категорий граждан — начиная от президента и кончая присяжными и арбитражными заседателями в период совершения ими своих процессуальных обязанностей, правовой статус которых отличается от правового статуса большей части населения страны. Их называют «спецсубъектами». Необходимость выделения ряда должностных лиц в отдельную правовую касту обусловлена современными реалиями.
 «Спецсубъекты» должны быть надёжно защищены от провокаций со стороны недоброжелателей, ведь от деятельности этих людей во многом зависит нормальная жизнь страны, и потому они наделены дополнительными привилегиями и иммунитетом при рассмотрении дел, связанных с нарушением действующего законодательства.
Удивительно, но в перечне «спецсубъектов» нет такой категории, как врач, хотя от кого, как не от врача, зависит здоровье нации? Большая часть списка «спецсубъектов», безусловно, обоснована необходимостью, но отсутствие в нём врача ставит под сомнение целесообразность самого понятия «спецсубъект», порождает мысли о формировании кланов исключительных людей, которым позволено всё, что в конечном счёте ведёт к потере веры в справедливость и в государство в целом.
Врач — профессия высочайшего уровня ответственности и риска. Решения, принимаемые врачом, требуют глубочайших знаний, огромного опыта, внимания к мельчайшим деталям и умения быстро принимать ответственные решения. Ведь ошибка врача может приводить к тяжёлым и тяжелейшим последствиям, включая смерть пациента. Более того, деятельность врача влияет не только на пациента, но и на его окружение и всё, с чем он связан, включая результаты его, пациента, деятельности. Значение медицины в жизни общества не подвергается сомнению.
Так почему же врач как главная фигура медицины так сильно недооценён как в правовом, так и в других отношениях, включая оплату труда и общественную значимость? Ведь врач в современной России может стать жертвой не только пьяного пациента и его спутников, озлобленных от безысходности родственников, беспринципных журналистов, жаждущих «горячих» сенсаций, но и самого государства в виде его следственных органов.
Созданием управления по расследованию преступлений врачей открыт «ящик Пандоры» и дан старт новому этапу «охоты на ведьм». Невольно напрашиваются исторические параллели, где в одной цепочке «дело врачей» и 37-й год. Как и в случае с событиями давно минувших дней, возникает извечный вопрос: а судьи кто? Кто из сотрудников следственных органов может дать уверенную оценку действиям врача и сделать правильный вывод о возникших последствиях и результатах? Не ставлю под сомнение специальные навыки работников наших следственных органов — ведь большинство из них пришли в профессию по зову души и являются профессионалами своего дела. Но глубокими медицинскими знаниями никто из них не обладает. Тогда как и почему эти люди принимают решения о привлечении врача к ответственности? А учитывая порочную практику количественных показателей, взятую российской правоохранительной системой из периода позднего СССР, мы неизбежно придём к тому, что врач станет исчезающим видом на территории России.
Фразеологизм «не твоего ума дело» как нельзя лучше описывает картину идеальных взаимоотношений профессиональных сообществ с обществом и государством. Ряд профессиональных сообществ только подтверждает правильность этой народной мудрости. Практически весь список из статьи 447 УПК РФ (перечень спецсубъектов) является ярким тому подтверждением, что вполне справедливо. Но ещё раз повторю: отсутствие там врачей делает этот список неполноценным и бессмысленным.
Может быть, мои вопросы людям из списка «спецсубъектов» покажутся излишне эмоциональными, но пора их задать прямо и недвусмысленно: готовы ли они оставить без врачей и медицинской помощи народ нашего Отечества? Задумываются ли они о последствиях игнорирования интересов целого профессионального сообщества, стоящего на переднем рубеже борьбы за здоровье нации?
Пришло время на государственном уровне остановить правовой беспредел в отношении медиков. Пора, наконец, рассматривать и оценивать деятельность врача не с позиции «трёх строчек» должностной инструкции, а как совокупность субъективного и объективного, сложного и многогранного набора умозаключений и следующих за ними действий. Назрела необходимость наделить профессиональное сообщество врачей исключительным правом рассматривать и оценивать врачебные действия и их результаты в процессе лечения. Именно оно способно комплексно, всесторонне и объективно оценивать деятельность врача.

Артур ТАТЕВОСЯН, директор
Национальной ассоциации здравоохранения.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: