Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
25.11.2019
Возрождаем «Заполярный Транссиб»
Это, пожалуй, самый масштабный экономический проект в постсоветский период. Высокая затратность строительства здесь очевидна из-за сложнейших природно-климатических условий. Но политико-экономическая значимость этой артерии, по экспертным оценкам, с лихвой перекрывает требуемые капиталовложения.
После 2025 г. СШХ планируется состыковать с арктическим портами Игарка и Дудинка, а также с тихоокеанским портами Магаданской области и Камчатки. Впервые в отечественной экономической истории будет сформировано единое транспортно-экономическое пространство России — самое протяжённое в мире. Это существенно укрепит геополитические позиции нашей страны в Арктике и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Значимость этой задачи особо подчеркнул президент России Владимир Путин 3 октября на конференции Валдайского клуба: «Важно в экономическом и геополитическом плане соединить порты в Арктике с морскими воротами в Тихом и Индийском океанах. Для этого мы намерены ускорить реализацию всего комплекса проектов «Северный широтный ход», включая строительство железнодорожных подходов и к порту Сабетта на полуострове Ямал».
Такой сценарий, естественно, вызывает недовольство в США. Так, в недавней публикации «Уолл-Стрит Джорнэл» (Нью-Йорк) отмечено: «В течение следующих пяти лет правительство (России) планирует потратить сумму, эквивалентную 100 млрд долл. На строительство десятков мостов, портов и транспортных коммуникаций, включая магистраль «Северный широтный ход» — возрожденную железную дорогу через арктическую тундру, впервые проложенную несколько десятилетий тому назад». Далее высказана озабоченность, что такие проекты возобновляют политику сталинской индустриализации: «Строительство железной дороги «Северный широтный ход» было начато ещё при Иосифе Сталине в рамках его политики форсированной индустриализации». Но эта артерия, «сперва предназначенная для снабжения полярных военных баз, была заброшена через несколько недель после смерти Сталина. Сегодня её возрождают для обслуживания, в том числе, огромных газовых месторождений, открытых в этих местах».
Действительно, эта стратегическая артерия с первоначальным названием «Заполярный Транссиб» строилась в 1948—1953 гг., но в конце марта 1953-го её строительство было остановлено «из-за преждевременности». Это, как отмечали академики-экономисты Тигран Хачатуров, Николай Некрасов и многие другие эксперты, задержало комплексное социально-экономическое развитие обширных северных территорий Западной и Восточной Сибири, в том числе развитие портов и железнодорожного сообщения. К слову, об этом шла речь в 1979 году в Москве на международной конференции «Транспорт на дальние расстояния», организованной Т. Хачатуровым. Но решения о возобновлении строительства «Заполярного Транссиба» не последовало.
Лишь в июне 2008 года этот проект появился вновь в утвержденной Правительством РФ государственной «Стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года включительно». К настоящему времени сооружено около трети протяженности СШХ. Свыше 60% ныне построенного — это восстановленные участки заброшенной весной 1953 года магистрали. Словом, «Заполярный Транссиб» — это составное звено реиндустриализации России. Неудивительно поэтому, что именно этот проект так беспокоит западных политиков и экспертов.
Алексей ЧИЧКИН.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий