Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
17.05.2013
«Виртуоз» заигрался
Политика федеральных телеканалов, культура, театры, кино – ничто в этом интеллигентском заказнике с многомиллиардными бюджетами не крутилось без его ведома и деятельного одобрения, всё вдохновлялось и питалось его изощрённым умом и недюжинной волей. А ещё у него хватало сил и времени на создание романов вроде «Околонуля», изданного под многоговорящим псевдонимом Натан Дубовицкий, и на тексты для рок- группы «Агата Кристи». Сурковское словотворчество восторженно и пылко приветствовалось российской интеллигенцией, как сугубо конформистской, так и оппозиционной — от Табакова до Проханова. Разумеется, в надежде на ответные любезности, которые не заставляли себя ждать. Последний был настолько очарован Сурковым, что вывел его в своём романе «Виртуоз» под именем Иллариона Васильевича Буслаева (ну, чем вам не постмодернистский отпрыск новгородского ушкуйника Васьки Буслая?). В романе этот виртуоз и серый кардинал Кремля регулирует отношения между бывшим президентом Долголаптевым (Путиным) и нынешним Лампадниковым (Медведевым). Сила сурковских чар такова, что и в последнем тексте Проханова «Человек звезды» Сурков, пусть мельком, но появляется снова и уже под своим именем...
Человек с расплывчатыми этническими корнями, чеченец по отцу, он из Асламбека Дудаева превращается во Владислава Суркова. Средняя школа в Скопине Рязанской области, год в МИСиС, три года в Институте культуры на факультете режиссуры массовых театрализованных представлений (как когда-то Гусинский), два года в Советской армии. Диплом получает только в конце 90-х в Международном университете в Москве, заведении, устроенном Г. Поповым для элитной публики в элитном месте.
Сближение с Ходорковским в Менатепе, потом разрыв с ним после сурковского ультиматума: или я становлюсь соучредителем, или ухожу. Уходи, отвечал Ходорковский, после чего Сурков прямиком отправился к его конкуренту Авену в Альфа-банк. Затем стал замгендиректора ОРТ по рекламе, когда на канале верховодил Березовский. И эта позиция стала для Суркова стартовой площадкой для головокружительного прыжка во властную стратосферу в ельцинской, а затем и в путинской России. Ну, кто бы угадал лет 20 назад, что дорога из Скопина приведёт Суркова прямиком к Спасским воротам Кремля?
Человек с по-восточному изворотливым умом и должен был произвести на свет нечто в своём духе – путинскую политическую систему первых 10 лет, суть которой свелась к тому, чтобы выпустить живую кровь из оппозиции, а взамен поставить на мощный поток, на фордовский конвейер производство симулякров. Везде эрзац, везде заменители, всюду всё понарошку. Реальные смыслы утрачены, единственная цель – бесконечное извёртливое манипулирование ради сохранения в стране власти меньшинства, чуждого и враждебного России. Скручивали голову губернаторской вольнице, заламывали руки не в меру самостийным сенаторам, сузили электоральное поле страны до размеров детской игровой площадки, где ни былинки не осталось – одна пыль. И назвали всё это диковинно – «суверенной демократией». Вроде колхоза «имени Рабиндраната Тагора» из старого советского анекдота. Автор — Сурков.
Нет, вовсе не Сурков, слышим мы ропот несогласных, он лишь послушный и весьма способный исполнитель. «Автором, — пишет В. Семенко, — являются силы, сконцентрированные в том самом ведомстве, в котором и родилась в своё время идея демонтажа империи... Выходцы из этого ведомства сегодня продолжают управлять страной. Трагедия в том, что серьёзной альтернативы им, кроме абсолютно компрадорского «болота», не видно. Если слишком долго выжигать землю, то ничего другого, кроме выжженной земли, и не останется».
Суркова, чья внешность наводит на мысль о некоем коктейле из мистера Бина и приторного красавчика из рекламы, распирало от чувства собственного величия. Один остроумец как-то заметил: для мании величия совсем не обязательно величие. Достаточно просто мании. И то сказать — у кого не закружится голова от ощущения собственного могущества, пьянительного всевластия, когда годами делаешь свиту королей и, кажется, уже стоишь в шаге от того, чтобы начать делать и самих королей?
Сурков был (или казался) всесилен. СМИ боялись его как огня, ни слова критики в его адрес не звучало все эти годы даже из самых отвязных уст. И это пьянящее чувство вседозволенности сыграло с ним злую шутку. Потому что он – заигрался.
С избранием Медведева президентом Суркова оставили в президентской администрации в роли смотрящего от Путина. Казалось, всё шло, как было задумано, но к концу медведевского срока, а точнее после выборов в Госдуму, которые «Единая Россия» со скрипом выиграла, что-то треснуло по швам в этом ловко сшитом сценарии. На Болотной громыхнуло, в едином протестном порыве слились либералы, националисты и коммунисты. Те, кого Сурков назвал лучшей и самой креативной частью нашего общества.
Что же случилось?
Вряд ли уместно в подобных случаях говорить о том, что «смотрящий от Путина» был банально «перевербован» Медведевым. Скорее всего его переход (или видимость перехода) в ряды сторонников Дмитрия Анатольевича был сознательным выбором самого Суркова, в очередной раз стремившегося сменить сюзерена, найти себя в новой и необычной властной конфигурации, какую стал представлять собой тандем. А также вполне объяснимого в господах такого ранга византийского обыкновения класть яйца в разные корзины.
Конечно, не сам Медведев занимался вербовкой сторонников – для этих нужд есть масса добровольцев как в медведевском, так и в путинском лагерях. Команды занимаются уничтожением репутации людей из противного стана, а наряду с этим — и охотой за возможными перебежчиками. Сейчас в качестве экзотической версии майской отставки Суркова выдвинута и такая: дескать, серый кардинал выделял деньги для Пономарёва именно потому, что он воспринимался Кремлем как кандидат на роль альтернативного — подконтрольного — оппозиционного лидера. Эта версия объясняет, почему «подкормили» именно его. Нельзя исключать, что Сурков финансировал как раз тех лидеров оппозиции, которые играли на стороне Кремля и подспудно тормозили протест. Но версия эта сильно смахивает на запоздалую попытку серого кардинала оправдаться.
Ещё тогда, в стылом декабре 2011-го и позже, при всём размахе и неистовости протеста «болотных» бросалась в глаза одна удивительная его особенность – мишенью для них был Путин, а вовсе не Медведев, номинальный президент. Все стрелы сарказма летели в тогдашнего премьера, все гроздья гнева предназначались ему. А Медведев, словно никак не причастный ко всем российским безобразиям, стоял в сторонке, весь в белом и, как всегда, абсолютно довольный сам собой.
Декабрьские манифестации 2011 года были последней перед президентскими выборами попыткой силовым образом, с помощью улицы, переиграть сентябрьскую договорённость внутри тандема по распределению ролей на следующие шесть лет. За протестом «креативщиков» (как, по-видимому, и за «антиболотом») стоял Владислав Юрьевич, который привычно щедрой рукой метал направо и налево деньги, идеи и организационные возможности. В который раз за последние годы создавая псевдооппозицию, «виртуоз», похоже, заигрался и не заметил, как его детище вдруг обрело свою собственную жизнь и вырвалось из-под контроля. Само ли так вышло? – политические события, как известно, подчас обретают буйную собственную инерцию. Кто из демократических вождей февраля 1917 года мог представить, что столь желанное ими дело свержения самодержавия всего через каких-нибудь восемь месяцев обернётся октябрьским переворотом, а затем и кровавой гражданской войной, которая закончится 20 лет спустя, только в 1937 году? А по мнению многих, не закончилась ещё и по сию пору?
Неужто хитроумный Сурков и простодушный Медведев всё-таки изначально замышляли политическую многоходовку с политической сенсацией в конце? Трудно поверить, что Сурков просто ошибся, опрометчиво выпустив вожжи из рук, когда кони протестной колесницы вдруг понесли вскачь, не ведая броду. Нет, он, похоже, играл крупную игру: неделями прикидывал, хватит ли протестной энергии для оранжевого сценария в Москве? как лучше обернуть её в пользу Медведева? или кого-то ещё?
Путину донесли: опасное двурушничество Суркова и стало причиной перемещения серого кардинала из Кремля в Белый дом на должность вице-премьера в конце 2011 года. Сурков таким образом отстранялся от того, чем он занимался все последние годы — руководства думскими и президентскими выборами; его в этом качестве заменил Володин, сторонник совсем другой игры и совсем другими картами. Для Суркова перемещение по горизонтали было явным понижением, несмотря на расширенный круг обязанностей нового заместителя председателя правительства.
8 мая 2013-го Сурков, который стал патриотом среди либералов и либералом среди патриотов (а, в сущности, не был ни тем ни другим), был вынужден расстаться и с вице-премьерскими полномочиями. Ибо феерическое пребывание Суркова на властном олимпе, по замечанию Дугина, свелось к тому, что «он изгонял смысл из любой позиции. Сурков – человек-обессмысливатель, превращающий всё в циничную, постмодернистскую игру. Он превратил либералов в то убожество, которым они сегодня являются, и такую же миссию выполнил в отношении патриотов. В итоге у нас сегодня ничего, кроме симулякров, нет».
Из демиурга Сурков становился аппаратчиком, из вершителя политических судеб — заурядным номенклатурщиком, каких наверху пруд пруди. Как это скучно и пошло для личности такого апломба и творческого размаха, как Сурков! Как это уныло — готовить бумажки, проверять отчёты, отслеживать сроки выполнения указов главы государства... Памятуя его былую креативную мощь, Суркову дали курировать Сколково — любимое детище Медведева, проект, который при известной доле фантазии можно было раскрутить как весьма многообещающую панаму. Но и сколковские средства, как оказалось, можно было пустить на финансирование «болотной» оппозиции. Что и сделал Сурков, если верить сообщениям журнала «Форбс». Он лично приказал выделить 750 000 долларов в качестве гонорара правому оппозиционеру Пономарёву за некие мудрёные «лекции»! Но такие гонорары не снились даже нобелевским лауреатам! Подозревают Суркова и в том, что он подсоблял Гудковым, отцу и сыну.
Официально, как сообщил пресс-секретарь президента Д. Песков, Суркова сняли за невыполнение указов В. Путина от 7 мая 2012 г.?!. Не смешите мои тапочки, как говорят нынче в лучших домах Филадельфии. Был ли до конца выполнен хоть один из указов президентов за последние 13 лет? Забыли Программу-2020? Или выделение квартир всем ветеранам Великой Отечественной к 65-летию Победы? Разумеется, формализм в работе Суркова был только предлогом.
Выпадение Суркова из медведевского кукушкиного гнезда всколыхнуло СМИ-сообщество до границ непристойного. Интеллектуальную элиту прорвало, словно канализационную трубу в захолустном поселении городского типа. Долгие праздники без политики подвигли изголодавшихся политологов на неслыханное многословие. Ну, как не отметиться по поводу столь судьбоносного события?
Теперь судорожно гадают: насколько ослаблено правительство с уходом Суркова? Неужто и впрямь дни медведевского кабинета сочтены? Означает ли отказ от сурковских услуг, что на эту должность теперь ищут «честного манипулятора»? Или в нём вовсе отпала нужда, поскольку мавр пережил свою полезность, и в ходу ныне иные, более жёсткие способы контроля над политическим процессом? Кто будет коноводить в Белом доме вместо Суркова – Дворкович? Приходько?
И, наконец, самое главное – обретёт ли политический процесс в России новое дыхание с уходом Суркова с должности главного политического кукловода страны? Получат ли реальный голос те, кто раньше его не имел? Станет ли народ из объекта субъектом?
На все эти вопросы общество получит ответ.
Отставка Суркова яснее ясного говорит о том, какая грызня идёт наверху в так называемой элите, где всё более рьяно заявляют о себе те, кто считает: время Путина прошло и что систему надо выстраивать под другую фигуру. Выступление Суркова в Лондоне 1 мая удивило своим вольнодумством – он вынес сор из избы, вступив в публичную полемику с Маркиным из СКР по поводу обвинений в злоупотреблениях и растрате госредств в проекте «Сколково». Вы сначала докажите, а потом расследуйте, возмутился Сурков, походя обвинив генерала в графоманстве. Я и Вексельберга-то определил в руководители Сколково потому, кипятился Сурков, что тот уж очень богат, дескать, ему лень будет воровать.
Забылось как-то, что уже случился скандал вокруг строительства 6-километровой дороги в Сколково (бывшее Востряково), которая обошлась казне в 6 миллиардов рублей! Из золота, что ли, её выкладывали?
Лично Сурков достиг почти всего, чего может мечтать карьерный чиновник в современной России в своих самых дерзких снах. Он — действительный тайный советник, а может, даже и канцлер. Политтехнолог высшего класса, которого по ошибке считали идеологом, драматург и романист, он 14 лет внушал ужас и отвращение одним, восхищение другим. Типичный выдвиженец постсоветской эпохи, из тех, что всегда всплывают наверх в эпохи социального взлома. Что-то вроде «любимца партии Бухарина».
Его долго и с большой пользой для себя пестовала новая власть. А потом он ей надоел, заигравшись со всеми своими завиральными финтами и понтами. Кремль ещё долго будет залечивать раны, нанесённые такими манипуляторами стране и народу.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий