Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
12.02.2016
Великий подвижник
5 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения одного из столпов русской критической и социально-общественной мысли Н.А. Добролюбова. Прожив на свете всего 25 лет, он оставил огромное и разнообразное наследие, составляющее 9 томов. Его литературно-критические статьи, рецензии, писания на философские, исторические и педагогические темы, а также публицистика давно стали достоянием академического литературоведения, исторической и философской науки. Лучшие отечественные историки литературы советского времени много сделали для полной публикации сочинений Добролюбова и для их всестороннего исследования.
Нижегородский семинарист Добролюбов с юных лет своей короткой жизни проявлял страстный интерес к русской и западноевропейской литературе. Знакомство с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Шекспира, Шиллера, Жорж Санд и многих других сформировало его самосознание, выработало благородный и отзывчивый к чужим бедам характер, эстетический вкус, систему оценок литературных произведений. Огромное влияние на Добролюбова оказало и чтение статей В.Г. Белинского, продолжателем традиций которого в русской критике он стал.
Ещё будучи студентом Петербургского главного педагогического института, где одним из его наставников был известный русский филолог, профессор, впоследствии академик И.И. Срезневский, Добролюбов целиком определился в своих революционно-демократических позициях. С юных лет и до конца дней он писал стихи, наполненные политическими мотивами. Так, в стихотворении «18 февраля 1855-го», написанном по поводу смерти Николая I, содержится такой призыв: «Пора открыть глаза уснувшему народу, / Пора лучу ума блеснуть в глухую ночь, / Событий счастливых естественному ходу / Пора энергией и силою помочь».
В 1855 году, отвечая редактору газеты «Северная пчела» Н.И. Гречу по поводу его восхвалений предыдущего царствования, Добролюбов подписал своё письмо, носившее во многом характер политического памфлета, «Анастасий Белинский», что в переводе с греческого означает «Воскресший Белинский». Вскоре была написана известная лишь специалистам заметка под названием «Разврат Николая Павловича и его приближённых любимцев», приоткрывшая завесу над тайнами почившего императора и его окружения.
Деятельность Н.А. Добролюбова, литературного критика и публициста, продолжалась 4 года — с 1857 по 1861-й, которые совпали с подготовкой и проведением крестьянской реформы. Но ещё студентом, в 1856 году, в «Современнике» Добролюбов опубликовал первую большую статью «Собеседник любителей российского слова», посвящённую русской литературе второй половины XVIII века. По словам И.И. Панаева, статья сразу же обратила на себя внимание «своим здравым взглядом и едкою ирониею». А в 1857 году Добролюбов стал постоянным сотрудником журнала, выполняя в нём обязанности заведующего литературно-критическим отделом. Как критик, по свидетельству другого современника, писателя Д.В. Григоровича, он давал «камертон» направлению журнала. В «Современнике» было напечатано несколько сот статей, рецензий, заметок, а также прозаических художественных произведений Добролюбова — последние менее известны широкому читателю. Такая работа оказалась в итоге непосильной для не слишком крепкого здоровьем молодого человека.
В своих программных статьях Добролюбов утверждал принципы революционно-демократического мировоззрения, общественного служения литературы. Однако он не ставил литературу на службу лишь чисто утилитарным задачам времени, как Д.И. Писарев. Не уподоблялся он и своему ближайшему сподвижнику Н.Г. Чернышевскому с его несколько прямолинейно-социологическими оценками и приговорами. Он всегда уделял большое внимание эстетической стороне творчества современных писателей и в этом смысле соблюдал чувство меры и вкуса. И, пожалуй, не было сколько-нибудь значительного современного литературного имени, которое бы осталось вне поля внимания Добролюбова-критика.
Добролюбов в угоду политическому моменту приписывал какому-либо литературному произведению чуждые его художественному миру идеи и мотивы, но он никогда не пренебрегал эстетической стороной дела. Так случилось с романом И.С. Тургенева «Накануне». В посвящённой ему статье «Когда же придёт настоящий день?» Добролюбов средствами эзопова языка писал о борьбе с «внутренними турками», имея в виду борьбу с самодержавием и крепостничеством. Это вызвало резкое недовольство И.С. Тургенева.
Добролюбов, подобно Некрасову, любил Родину и народ, одновременно «ненавидя» слабые и тёмные стороны российской жизни: «И я поник душой смятенной / И думал: Русь, как ты грустна! / Ужель ещё есть во вселенной / Такая жалкая страна!»
В каждую историческую эпоху появляются люди, наиболее всесторонне выражающие её своим мировоззрением, психологией, наконец, своим жизненным поведением. Именно такой фигурой был Добролюбов для молодёжи 60-х годов XIX века — поколения «шестидесятников», как именовали их впоследствии. Статьи Добролюбова имели невероятно притягательную силу, распространялись по всей России вплоть до самых её «медвежьих углов». И если в первой половине XIX века в рукописные альбомы записывали стихи Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Кольцова, то на рубеже 1850—1860-х годов в этих альбомах основную часть занимали выписки из критических статей Добролюбова.
Непререкаемый авторитет, поразительную энциклопедическую разносторонность Добролюбова не мог не учитывать тот же Н.А. Некрасов, который при разыгравшемся конфликте между революционными демократами и либералами безоговорочно принял сторону «очковой змеи», как ядовито окрестил Добролюбова его непримиримый враг и недоброжелатель И.С. Тургенев. Некрасов предпочёл Добролюбова, пожертвовав ради него таким крупнейшим литературным авторитетом, как Тургенев.
В Добролюбове нашёл совершенное воплощение тип новой генерации людей с их поразительно ранней зрелостью. Потому он и сыграл выдающуюся роль не только для своего времени. Уже в 1870–х годах в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов дал образ «русского юноши» семинариста Гриши Добросклонова, которому «…судьба готовила путь славный, имя громкое / Народного заступника, чахотку и Сибирь». Давно установлено, что это изображен именно Добролюбов.
Сегодня многие революционно-демократические идеи середины XIX века утратили свою актуальность. Однако в тогдашних условиях назревшей отмены крепостного права и других реформ 1860-х годов они в изложении Добролюбова, безусловно, способствовали прогрессу в русском обществе. Н.Г. Чернышевский вскоре после смерти своего друга и соратника писал: «О, как он любил тебя, народ! До тебя не доходило его слово, но когда ты будешь тем, чем хотел он тебя видеть, ты узнаешь, как много для тебя сделал этот гениальный юноша…».
Последние дни своей жизни умирающий от чахотки Добролюбов провёл в квартире Н.А. Некрасова на Литейном проспекте, где находилась редакция «Современника». Незадолго перед этим он ездил за границу в надежде поправить здоровье. А.Я. Панаева, гражданская жена Некрасова, любила Добролюбова как родного сына и самоотверженно ухаживала за ним. Она и взяла на себя заботу о не достигших совершеннолетия двух его братьях.
В домашней библиотеке автора этой статьи хранятся две уже ветхие антикварные книжки первого посмертного 4-томного издания сочинений Добролюбова, вышедшего в начале 1862 года под наблюдением Н.Г. Чернышевского. На авантитуле первого тома можно прочесть следующее: «Авдотье Яковлевне Панаевой. Ваша дружба всегда была отрадою для Добролюбова. Вы с заботливостью нежнейшей сестры успокаивали его, больного. Вам он вверял свои последние мысли, умирая. Признательность его друзей к Вам за него должна выразиться посвящением этой книги Вам. Н. Чернышевский».
Умерший 29 (17) ноября 1861 года Добролюбов был похоронен на Петербургском Волковом кладбище рядом с могилой Белинского, в одной ограде.
А на сороковины 2 января 1862 года петербургские студенты организовали поминки Добролюбова, на которых присутствовал Некрасов. Он выступил с чтением стихов Добролюбова, в частности, прочитал знаменитое стихотворение «20 ноября 1861 года», начинающееся строчкой: «Милый друг, я умираю…», и сказал краткое слово о нём: «Мы во всю жизнь не встречали русского юноши, столь чистого, бесстрашного духом, самоотверженного <…> Мы ушли с этой могилы, но мысль наша осталась там и поминутно зовёт туда и поминутно рисует нам один и тот же неотразимый образ».
А стихотворение 1864 года «Памяти Добролюбова» Некрасов закончил следующими строками: «Природа-мать! когда б таких людей / Ты иногда не посылала миру, / Заглохла б нива жизни...».
В статье на смерть Добролюбова в газете «Русский мир» в ноябре 1861 года за подписью А. Г-фов, было сказано, что «общество лишилось в Добролюбове писателя, едва ли не сильнейшего из всех, кто действует в настоящие дни на журнальном поприще. Это было сильное и самобытнее дарование, он изумлял определенностью и законченностью своих воззрений, и тем самым он был мощным двигателем нашего социального развития. Сочувствие к литературе, <…> самая неподкупная оценка литературных произведений, энергия в доведении до конца своих стремлений соединились в личности Добролюбова. «Меньше слов и больше дела» — было настоящим девизом и предсмертным его завещанием своим близким собратьям по перу».
Сегодня революционных демократов сделали жупелом политической ортодоксальности и узколобой односторонности. В первые ряды выдвинули критиков консервативно-охранительного лагеря, таких как Н.Н. Страхов, М.Н. Катков, Н.П. Гиляров-Платонов. Тем не менее мы должны с благодарностью вспомнить поистине великого критика, подвижника и гражданина Н.А. Добролюбова, на статьях которого воспитывались многие поколения истинных патриотов России.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий