Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
14.12.2018
Валерию Иванову-Таганскому – 75! Синергия творца
Он появился на свет в разгар Великой Отечественной войны в семье её участника. Его юность протекала в Риге. Активный, физически развитой юноша систематически побеждал в соревнованиях по боксу, провел 47 боев, и пойди он по этой стезе дальше, вполне мог бы стать чемпионом Латвии, а то и того выше. Немалые успехи проявлялись и в шахматах: юноша не раз играл с гроссмейстером Михаилом Талем. Но неисповедимы пути господни — с самого детства его охватила страсть к природе, и он поступает в Рижское художественное ремесленное училище, чтоб стать краснодеревщиком. И все же проснувшаяся тяга к поэзии внесла свои коррективы. К тому же один из учителей обратил внимание на его способности к декламации стихов и посоветовал поучаствовать в конкурсе чтецов. Успех привел его в рижский Театр юного зрителя, где вскоре кто-то из артистов старшего поколения порекомендовал получить театральное образование в столице. Валерий последовал мудрому совету. У него получилось.
При окончании Театрального института при театре Вахтангова на выпускные экзамены приехал Юрий Любимов – художественный руководитель ставшего к тому времени знаковым Театра на Таганке. Мэтр видел, как Валерий играл князя Мышкина в «Идиоте» по Достоевскому, Сида в трагикомедии Пьера Корнеля, и пригласил его к себе. Он влился в талантливый коллектив, включавший Высоцкого, Золотухина, Губенко, Васильева, Филатова, Смехова, Славину, Демидову, Сайко. Вместе с Высоцким он играл Лаэрта в шекспировском Гамлете, Керенского в «Десяти днях, которые потрясли мир» Джона Рида, ему доставались ведущие роли в «Бенефисе» Островского, в «Галилее» Брехта, в мольеровском «Тартюфе» и есенинском «Пугачеве». А в спектакле «Товарищ, верь!» он играл одновременно и государя императора Николая I, и Дантеса. В книге, ставшей чуть ли не бестселлером «Триумф и наваждение. Записки о театре на Таганке» (2015) Валерий Александрович увлекательно рассказывает о тех счастливых годах, правдиво передает атмосферу дней, когда на всю страну гремела слава Таганки.
Знаменитый театр оказал большое влияние как на личность сегодняшнего юбиляра, так и на его фамилию. В труппе было три Иванова, причем имена всех начинались на «В». Поэтому зачастую в афишах и программках без разъяснения ставили: «В. Иванов». И когда Юрий Петрович Любимов предложил Валерию стать Ивановым-Таганским, он не заупрямился.
Казалось бы, о чем ещё может мечтать молодой человек, находясь в обойме главных артистов столь продвинутого и модного на тот момент храма Мельпомены? Но неуемный творческий дятел продолжал стучать в его сердце. В 1969 году он поступает в Литературный институт и учится в семинаре великого драматурга Виктора Розова. Затем оканчивает ГИТИС — третье высшее образование, после чего, получив приглашение из Казахстана, становится главным режиссером Русского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова в Алма-Ате. Здесь в течение пяти лет поставил свыше десяти спектаклей, в их числе «Дни Турбиных» Булгакова, «Скандальное происшествие» Пристли и, конечно же, замечательное произведение своего наставника Розова — «Гнездо глухаря», четверть века радовавшее зрителей. В те же годы в ряде спектаклей он исполнял главные роли, в том числе и Ленина.
Вернувшись в родные пенаты, Валерий Александрович ставит в театре на Таганке спектакль, который повёз в Болгарию и объездил с ним всю страну. Ему предложили остаться, и с 1988-го по 1999-й он жил и творил там, после чего вернулся в Россию. Николай Губенко, возглавлявший театр «Содружество актёров Таганки», предложил ему ставить переведённую им пьесу одного из лучших болгарский драматургов Христо Бойчева «Полковник Птица». Потом инсценировал и поставил «Исповедь хулигана» — спектакль, посвящённый Сергею Есенину (который и сейчас в репертуаре театра). И все это время он писал и сам.
Влечение к перу у него пробудилось довольно рано, но утвердилось после того, как к ним — студентам при театре Вахтангова — прибыл на встречу легендарный итальянский писатель, режиссер, драматург и артист Эдуардо де Филиппо. В одном из интервью Валерий Александрович вспоминает: «Благодаря общению с этим удивительнейшим человеком и пробилось во мне каким-то внутренним мотивом это сочетание драматурга, режиссера и актера. Стал я писать рассказы, потом пьесы».
Первый сборник его драматургии «Под старой крышей» вышел в 1985 году. Вернувшись из Болгарии в Москву, он привез роман-трилогию «Обреченная на жизнь», рассказывающую о судьбах наших соотечественников за рубежом. В 2002 году Иванов-Таганский стал создателем и идейным вдохновителем телепроекта «Искатели», который вёл многие годы на Первом канале. Блистательный цикл был посвящен разгадке тайн и поиску ответов на вечные вопросы.
В сегодняшней литературной короне Валерия Александровича с десяток увлекательных романов, не меньшее число захватывающих дыхание пьес, не говоря уже о повестях и рассказах. По его роману «Семя Отечества» режиссёр Юрий Кара снял 4-серийный фильм «Репортёры», в котором сыграли Армен Джигарханян, Станислав Говорухин, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, политик и телеведущий Алексей Пушков. Объемлющие широкие пласты отечественной и зарубежной жизни его произведения проникнуты патриотическим духом. Образен, легок и разнообразен их язык.
В новые времена в российской литературе появилось немало новых талантов. Но много ли тех, кто затрагивает главные проблемы сегодняшнего дня, пытаясь предложить то или иное их решение? Увы, нет. К этой немногочисленной когорте, на мой взгляд, относится писатель Иванов-Таганский. В центре его внимания стоят вопросы: что случилось с нашей страной в приснопамятные 90-е годы, какие пагубные семена под знаменами свободы посеяли они в души людей, как вернуть страну на путь праведный? Он не идеализирует советскую эпоху, но и не умаляет её великие заслуги. Не возвращаться назад, а, взяв все лучшее из прошлого, двигаться вперед – таков лейтмотив его творчества, твердо вошедшего в золотой фонд современной российской литературы и поднимающегося до мировой классики.
Валерий Александрович — неутомимый труженик и оптимист по натуре. «Обреченная на жизнь» — это сказано о России. И сказано весьма убедительно. Глубина его прозы и драматургии дополняется удивительно яркими названиями книг и сборников: «Кого отмечает Бог?», «Запрет на прозрение», «Грабли для сатрапа», «Грехи шелудивых псов», «Воровская яма», «Любовь со взломом», «Грязь к алмазам не пристает».
Западают в память и читаются на одном дыхании также и малые формы его прозы – повести и рассказы. Уверен, у многих наворачиваются слезы на глазах при чтении «Босоногий», «Контра (1956)», «Голливудская наколка». Как точно и трогательно описано ушедшее время, соединявшее в себе жестокое и прекрасное. Или рассказ «Любовь китаянки», посвященный своей однокурснице и переносящий нас в Азию, где герой находит гитару Александра Вертинского и не только.
Когда в труде присутствуют два или более факторов, усиливающий эффект их взаимодействия называют синергетическим. Он характеризуется тем, что результат существенно превосходит простую сумму действия каждого из них. В творчестве Иванова-Таганского синергетика бьет ключом. Режиссёрские работы опираются и на актерское мастерство, и на литературный дар, а прозу и драматургию усиливают другие ипостаси его таланта. Устные выступления Валерия Александровича не только проницательны, но и поражают слушателей необычайно редким красноречием и артистизмом.
Выпуская каждый год минимум по книге, Валерий Александрович успевает вести и педагогическую работу, передавая свой богатый опыт молодому поколению артистов, писателей и режиссеров. Известный деятель российской культуры не чурается и общественной работы. Долгие годы он секретарь Союза писателей России, ответственный секретарь по международным связям Московской городской организации СПР. Ему присуждено большое число литературных премий и наград. Несмотря на свою занятость Валерий Александрович часто участвует в обсуждениях работ своих коллег, а в Центральном доме литераторов устраивает интереснейшие встречи с ведущими экономистами, философами и политологами.
С год назад я смотрел его пьесу «Волчий круг» в Московском государственном драматическом театре «Сопричастность». Все зрители были заворожены острым сюжетом злободневного и замечательно поставленного спектакля. Хвалебные отзывы о представлении не перестают появляться в сетях Интернета.
А с неделю назад в Элисте (Калмыкия) на сцене Республиканского русского театра с огромным успехом прошла премьера его новой пьесы «Почем бивень мамонта». Мне довелось ознакомиться с записью её предварительного зрительского прогона на подмостках театра. Мелодрама переносит зрителя в атмосферу лихих 90-х. На первом плане — семья «новых хозяев жизни» (Павловы). Они — не олигархи, но весьма обеспеченные граждане переведенной на капиталистические рельсы страны. «Каждому воздастся по делам его» — эта фраза, произнесенная главным героем, отражает основной посыл постановки. Перед зрителем кипят и сталкиваются страсти наживы любой ценой и человеческого величия, не увядающего в любые времена. И в рамках одной и той же семьи (Павловы) происходит кульминационный взрыв и неожиданная счастливая развязка, заставляющая всех задуматься о мнимом и действительном смысле жизни. Пьеса стала победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы-2017». Примечательно то, что постановкой её на сцене занимался сам автор, что придало спектаклю особый лоск. А в текущем году в конкурсе – «Время драмы, 2018, весна» побеждает его новая пьеса «Казус Берии».
С Валерием Александровичем всегда приятно общаться. Он доброжелателен и обладает тонким чувством юмора. Ему присуща и железная дисциплина. Мы живем неподалеку в Переделкино. Он ежедневно встает в 6 часов утра и, совершив небольшой променад, тотчас садится за рабочий стол. Ему во всем помогает его мудрая супруга Диана, его радует окончивший университет сын Валерий, начинающий свой собственный трудовой путь.
Счастья и благоденствия Вам, Валерий Александрович! Вы этого заслужили! Не уставайте и дальше двигаться по гранитным уступам творчества к новым его высотам. Млечного Вам пути!
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий