Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
20.07.2018
Валерий Ганичев — отечестволюбец, просветитель, делатель
10 июля 2018 года, в солнечно-ясный, приветливый полдень в Переделкино возле соборного храма благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского собирались родные, друзья и коллеги, чтобы проститься с Валерием Николаевичем Ганичевым. Место для строительства храма выбирал ещё Святейший Патриарх Алексий II, освятивший закладной камень в 2010 году. Возводила храм «Балтийская строительная компания», генеральный директор которой Игорь Найвальт — член Общественного совета «Слова».
Хоть и знали мы о давней болезни нашего председателя, но всё же весть о его кончине, как бритвой, полоснула по сердцу. Казалось, износу ему не будет, и его по-прежнему будет хватать на все восемь тысяч членов Союза писателей, крупнейшего в России, с отделениями во всех концах необъятной страны — от Калининграда до Камчатки. Его совета, поддержки и поощрения искали и получали многие, его укор осаживал самых забубённых в писательском цеху…
Он по-особому, по-своему был близок и нужен многим – десяткам, сотням разных людей, совсем не похожих друг на друга. У нас, как известно, что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай. Но для всякого у него находился сугубый подход: непомерные самолюбия он утишал, гневливых усмирял, талантливых и робких выделял.
Как он смог сохранить Союз в лютую и долгую пору жестокого безденежья, откровенного пренебрежения либералов во власти к русской литературе и к писательскому ремеслу, в годы катастрофического падения книжных тиражей, закрытия библиотек, сокращения уроков словесности и русского языка в школах? Страна на протяжении жизни одного поколения превратилась из самой читающей в мире в территорию, чьё население становится, по задумкам новых «образованцев», «квалифицированным потребителем» гламурной пошлятины на эстраде, телеэкране и в книге. Один Бог ведает, что стоило Ганичеву вести корабль российской словесности через мутные и бурливые воды нового времени.
Но он неутомимо работал со всеми в правящей элите, кто понимал значение отечественной литературы в духовном возрастании нации и в сбереже нии единого культурного пространства вчерашних республик страны (в первую голову славянских). Все, кто озабочен кризисом духовности в обществе и просвещением народа, становились его союзниками – архиереи православной церкви, губернаторы, учёные, библиотекари, ректоры университетов, директора музеев и художественных галерей. Выстояли, сдюжили, и ныне Союз готов бросить якоря в гавани, которая, кажется, уже близка.
Огромную роль сыграла деятельность Валерия Николаевича во Всемирном русском народном соборе, где он в качестве заместителя председателя имел платформу для отстаивания прав русского народа и укрепления межнационального мира в стране.
Помню многие поездки с Валерием Николаевичем по стране. Его умение задать тон дискуссии, увязать воедино противоречивые подходы, благожелательно отметить вклад каждого говорило о его большом опыте дипломата и политика.
Но и без президиумов его присутствие, неприметное и недокучливое, тем не менее, явственно ощущалось всегда и всеми. Вот лишь один пример. За трапезу в поездках все садятся кто как успел или «по интересам», по дружеским привязанностям, свои со своими. Однажды за банкетным ужином я оказался один – к другим не пошёл и позван никуда не был. Увидев это, Валерий Николаевич, не говоря ни слова, взял и пересел ко мне с соседнего стола. Незаметный, вроде, жест, а как много говорит о его внимании и чувстве такта!
Все два десятилетия существования «Слова» Валерий Ганичев был не только членом Общественного совета газеты – он был нашим деятельным и желанным автором. Десятки больших и малых статей, выступлений на заседаниях Всемирного Русского народного собора, размышлений о нашем времени, о Фёдоре Ушакове, о судьбах отечественной литературы, о писательстве, о русском языке… «Ты всё печатал, Витя. Всё, что он давал», — сказала мне после панихиды дочь писателя Марина Валерьевна, и эти слова были как самая большая похвала для нас.
Четырёх недель не дожил Валерий Николаевич до своего 85-летия.
Много ли на Руси за всю историю нашей словесности писателей, которым довелось увидеть героя своих произведений причисленным к лику святых? А Валерию Ганичеву с русским адмиралом Ушаковым удалось именно этим завершить своё великое послушание в русской литературе!
А какие сокровища давал он нам для публикации в период становления газеты! Можно ли забыть, что именно Валерий Николаевич много лет назад передал для «Слова» рукописи дневников Георгия Свиридова, великого русского композитора и патриота. Мы стали первым изданием, где российский читатель смог познакомиться с высоким полётом мысли и чувствований этого выдающегося сына России.
…Божественную литургию и отпевание председателя правления СП России, В.Н. Ганичева совершал заместитель управляющего делами Московской Патриархии, заместитель главы Всемирного русского народного собора епископ Воскресенский Савва. Последние 7 лет преосвященный Савва — настоятель ставропигиального Новоспасского монастыря в Москве.
Он предварил оглашение соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла такими словами: «Святейший Патриарх к Валерию Николаевичу относится, заметьте, не относился, а относится, поскольку у Бога все живы, не только как к своему соратнику, но как к другу, которого особенно любит, уход которого переживает.
Сегодня, ввиду запланированной за долгое время поездки Его Святейшества на Валаам, отменить которую не представлялось возможным, Святейший Патриарх направил своего викария, чтобы принести слова соболезнования всем вам».
«Сегодня от теплоты и сердечности, казалось, небеса разверзнутся, и особое благоволение Божие к новопреставленному Валерию снизойдёт по молитвам тех, кто собрался в этом храме», — продолжал владыка, напомнив, что «самый главный подарок для христианской души — когда близкие люди готовы молиться за усопшего и творить милостыню в его память».
Виктор ЛИННИК.
«Когда уходит близкий человек — кажется, рушится целый мир. Но по-иному мы ощутили уход Валерия Николаевича.
Страна, прощаясь с одним из своих духовных лидеров, обрела символ своего устремления в будущее. Об этом говорят телеграммы соболезнования от президента страны, Святейшего Патриарха, председателя Конституционного суда В.Зорькина, Н.И. Рыжкова, министра культуры РФ В. Мединского и от многих регионов.
Писатели России в эти скорбные, утратные дни обрели новую уверенность в правоте своего дела. В верности направления, в котором движется наш творческий союз.
…В 1994 году писатели России избрали на пост председателя своего Союза человека, которому мы сегодня говорим слова благодарности и любви. За его подвижнический труд по сохранению и сплочению творческой организации. А какое огромное сердце у него было! Оно вмещало всю Россию. Его деятельность заменяла нам целые институты политиков по созданию национальной идеи. А он её не создавал. Он её явил из глубины народных чаяний, из народного представления о нашем человеческом достоинстве.
Валерий Николаевич никогда не работал в одиночку. Только в команде. Чтобы мы все, с гордостью называя его имя, понимали, что его имя — это все мы. Что такие же, как Ганичев, его сотоварищи и друзья — Распутин, Белов, Лиханов, Проханов, Ножкин, Карпов, Алексеев, Крупин, Куняев и многие другие не позволили чиновникам на переломе эпох превратить человека из духовной в экономическую единицу...
Союз писателей России продолжит своё движение вперёд. Но и не забудем созданный Валерием Николаевичем образ Екатерины Великой, которая в минуты сомнений неизменно восклицала: «Надо посмотреть у Петра Алексеевича. Наверняка он об этом думал».
Мы тоже будем останавливаться и сверять свои целеустремления с деяниями Валерия Николаевича Ганичева. Он «наверняка» о многом из нашей нынешней жизни думал…»
* * *
«…Ганичев был одним из главных проповедников патриотических взглядов в нашей стране. И потому, в ответ на его смерть недруги, коих у покойного было пруд пруди, и либерально настроенные блогеры холодно назовут его «литературным функционером» и будут эмоционально удивляться тому, «сколько, оказывается, у Ганичева было наград и должностей».
Впрочем, главной своей наградой Валерий Николаевич считал слова Гагарина. Первый космонавт на одном из светских мероприятий поднимет бокал и скажет: «Я пью за главного комсомольского идеолога, Валеру Ганичева».
…Ганичев пришёл в «Комсомолку» как главный специалист по молодёжной прессе. <...> На новом посту редактора газеты свою задачу он обозначил как «насыщение русскостью»:
«Особенно меня беспокоило состояние русского народа, — напишет он потом в воспоминаниях. — Им пренебрегали, его спаивали, бессовестно урезали его возможности, приращивали за счёт России Казахстан, Киргизию, Латвию, впрыскивали русские мозги в национальные академии, выделяя для всех, кто кричал позднее русским «оккупанты», места в московских и всех российских вузах. У России не было своей академии наук.., не было и российской коммунистической партии… В стране была хорошо организована донорская система откачки умов, капитала, ресурсов в другие республики и за рубеж».
…Главной удачей Ганичева на посту редактора стало «открытие» писателя-деревенщика Василия Белова.
…Позже, устранившись от политики, Валерий Николаевич смог заняться литературой и посвятить себя главному делу жизни: изучению и прославлению жизненного пути и деяний адмирала Фёдора Ушакова.
До конца жизни Ганичев оставался неоднозначным, но честным человеком, патриотом, не изменившим взглядов со временем...»
«Делателем дел» называл Ганичев своих героев. Безусловно, таким «делателем дел» был и он сам».
Николай Павлов, 10. 07. 2018.
* * *
Сэда Вермишева.
* * *
Михаил Ножкин.
Добрая память о Валерии Николаевиче Ганичеве навсегда сохранится в сердцах близких и друзей, коллег и учеников, многочисленных почитателей его творчества».
Президент РФ Владимир Путин.
Да упокоит Человеколюбивый Господь наш Иисус Христос новопреставленного раба своего Валерия в селениях праведных, где несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная, и сотворит ему вечную память».
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси.
Я благодарен Валерию Николаевичу за годы совместной работы... Вечная ему память».
Климент, Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.
Кончина Валерия Николаевича — большая, невосполнимая утрата для его родных и близких, коллег и друзей, для всех, кто знал и ценил этого замечательного человека».
Председатель Следственного комитета Российской Федерации, генерал юстиции А.И. Бастрыкин.
Светлая память о нём навсегда сохранится в наших сердцах».
Председатель Конституционного суда
Российской Федерации В.Д. Зорькин.
Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский.
Вместе с Валерием Николаевичем ушла целая эпоха и в нашей литературе, и в жизни союза писателей».
Я скорблю вместе с вами и всей душой соболезную близким Валерия Николаевича. Вечная ему память!
Советник Президента Российской Федерации В.Толстой.
Светлая память о Валерии Николаевиче навсегда останется в наших сердцах».
Н.И. Рыжков, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий